Ученики учатся разрешать конфликты на примере учителей
17 Ноя 2010
Ученики учатся разрешать конфликты на примере учителей

Думаете, дети копируют только родителей? Вовсе нет. Конечно, многому они учатся именно у них. Но попадая в школу, разрешать школьные конфликты дети учатся, прежде всего, у педагогов, порой подражая им до мелочей.

В начальной школе учитель — авторитет для большинства детей, и именно поэтому его поведение — стандарт для ребят, которому нужно следовать. А делать это школьники будут впоследствии не только в младших и средних классах, но и в старших, и даже после школы.

6 основных моделей поведения преподавателей в конфликтных ситуациях

  • Репрессии. Учителя, которые борются с конфликтами репрессивными мерами, отмахиваются сразу без малейших задумок от любых обвинений со стороны учеников. И почти моментально такие педагоги готовы принять жесткие меры наказания и устранения «опасных» источников неприятных ситуаций.
  • Игнорирование. Такие преподаватели стараются не замечать, и надо сказать получается это у них успешно, конфликты в любом школьном коллективе. А если вдруг и закрадется тень сомнения, то такие учителя успокоят себя мыслью, что «это невозможно» и «просто показалось», возможно, еще «с кем не бывает, дети же».
  • Рефлексия. В этом случае учителя считают необходимым поделиться своими размышлениями о создавшейся ситуации, оценить для себя конфликт.
  • Авторитет. Такие учителя конфликт разрешить стараются, даже стремятся к тому, чтобы найти выход из ситуации, при этом, не уронив лица, а наоборот утвердив свой авторитет.
  • Мотивы. Педагог в этом случае пытается понять мотивы, истинный источник конфликта, и только потом принимает решение, как поступить.
  • Самосовершенствование. Если в школьном коллективе возник конфликт, то такой педагог понимает, что нужно менять свое собственное поведение.

Что же мы видим в школах и в письмах наших читателей: детей учат учителя-сторонники репрессий. Кстати, психологи отмечают, что такие учителя, как правило, неуспешны на своем поприще. Много и таких учителей, которые стараются обойти конфликт стороной по принципу «не мое дело, своих забот хватает». Справедливости ради надо сказать, что часто и впрямь хватает.

Но есть педагоги, которые просто так конфликт не оставят, попытаются наладить доброжелательную обстановку, найти компромисс. Но таких учителей, к сожалению, пока меньшинство.

Ведь как обычно поступают учителя, будь у них какие-либо претензии к ученикам: стараются пресечь любые отклонения от «строевого шага», наказывают, устраивают выволочку, проводят неприятные беседы. А в результате? Ученик лишь еще больше сопротивляется, бывает, что и под маской беспрекословного подчинения. А как известно, хороший ученик тот, которым легко управлять.

Получается, что решение учителя — единственно верное, а ребята сами справиться с конфликтом не в состоянии, так как их мнения никто и не спрашивает.

Что мы получаем в результате? Агрессивно настроенный класс по отношению к учителю и друг к другу, который не в состоянии конструктивно решат проблемы, стараясь защитить себя, обвиняя другого. А потом школьники бьются над практически неразрешимым вопросом, как положить конец школьной травле!

Будьте внимательны, дорогие учителя, к своим подопечным!

Материалы по теме

Статьи по теме

3 комментария

no guest photo

Оля

17.11.2010 13:46:55 #

		
Согласна. Большинство учителей придерживаются либо репрессий, либо предпочитают не замечать конфликтов, оставляя все на разрешение детям. Я об этом спорила со многими учителями. Но мало кто понимает или не хотят понять. ответить

	
no guest photo

Светлана

17.11.2010 21:00:58 #

		
Добрый вечер. Думаю, дело даже не в том, что ученики учатся разрешать конфликты на примере учителей, а в том, что конфликты между учениками и учителями - в современной школе, вообще, вещь обязательная, постоянная переменная... Кто-то недавно верно заметил, что ученик, приходя в сегодняшнюю школу, априори знает не меньше учителя, что в условиях информационного общества не ясно, что должна делать школа и учитель. Учителя теперь не успевают за учениками даже в желании узнавать новое. Отсюда - перманентные конфликтные ситуации... Учителя сегодня - самый косный, консервативный слой общества (хотя, в целом, в обществе ситуация не лучше с конфликтностью), да в придачу ещё - недобрый, неинтеллигентный и замшелый. Почему - то так...Можно поспорить, но я не об исключениях, которые есть, я - о массе с комплексами, с угловатостью и негибкостью, с психологической жесткостью и несгибаемой противоречивостью, с глубоким внутренним конфликтом, а также с постоянным желанием - бороться с собой, применяя волевое усилие и самообладание, бороться с другими – более слабыми и незащищёнными. Взрывоопасное по своей силе эмоциональное напряжение, злость, возмущение, крайнее беспокойство, неустойчивость и неудовлетворенность, тревожные тенденции – постоянные спутники этих взрослых, имеющих дело с детьми в школе, где ребёнку неуютно и некомфортно, где нет для него справедливости. Но это их беда, беда взрослых, помогать надо им, пока не стало совсем поздно… ответить

	

Юлия Астахова

19.11.2010 07:25:30 #

		
Цитата
Светлана пишет:

Ваше комментарий попал на главную страницу: http://planetashkol.ru/articles/25754/
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.