Думаете, дети копируют только родителей? Вовсе нет. Конечно, многому они учатся именно у них. Но попадая в школу, разрешать школьные конфликты дети учатся, прежде всего, у педагогов, порой подражая им до мелочей.
В начальной школе учитель — авторитет для большинства детей, и именно поэтому его поведение — стандарт для ребят, которому нужно следовать. А делать это школьники будут впоследствии не только в младших и средних классах, но и в старших, и даже после школы.
6 основных моделей поведения преподавателей в конфликтных ситуациях
- Репрессии. Учителя, которые борются с конфликтами репрессивными мерами, отмахиваются сразу без малейших задумок от любых обвинений со стороны учеников. И почти моментально такие педагоги готовы принять жесткие меры наказания и устранения «опасных» источников неприятных ситуаций.
- Игнорирование. Такие преподаватели стараются не замечать, и надо сказать получается это у них успешно, конфликты в любом школьном коллективе. А если вдруг и закрадется тень сомнения, то такие учителя успокоят себя мыслью, что «это невозможно» и «просто показалось», возможно, еще «с кем не бывает, дети же».
- Рефлексия. В этом случае учителя считают необходимым поделиться своими размышлениями о создавшейся ситуации, оценить для себя конфликт.
- Авторитет. Такие учителя конфликт разрешить стараются, даже стремятся к тому, чтобы найти выход из ситуации, при этом, не уронив лица, а наоборот утвердив свой авторитет.
- Мотивы. Педагог в этом случае пытается понять мотивы, истинный источник конфликта, и только потом принимает решение, как поступить.
- Самосовершенствование. Если в школьном коллективе возник конфликт, то такой педагог понимает, что нужно менять свое собственное поведение.
Что же мы видим в школах и в письмах наших читателей: детей учат учителя-сторонники репрессий. Кстати, психологи отмечают, что такие учителя, как правило, неуспешны на своем поприще. Много и таких учителей, которые стараются обойти конфликт стороной по принципу «не мое дело, своих забот хватает». Справедливости ради надо сказать, что часто и впрямь хватает.
Но есть педагоги, которые просто так конфликт не оставят, попытаются наладить доброжелательную обстановку, найти компромисс. Но таких учителей, к сожалению, пока меньшинство.
Ведь как обычно поступают учителя, будь у них какие-либо претензии к ученикам: стараются пресечь любые отклонения от «строевого шага», наказывают, устраивают выволочку, проводят неприятные беседы. А в результате? Ученик лишь еще больше сопротивляется, бывает, что и под маской беспрекословного подчинения. А как известно, хороший ученик тот, которым легко управлять.
Получается, что решение учителя — единственно верное, а ребята сами справиться с конфликтом не в состоянии, так как их мнения никто и не спрашивает.
Что мы получаем в результате? Агрессивно настроенный класс по отношению к учителю и друг к другу, который не в состоянии конструктивно решат проблемы, стараясь защитить себя, обвиняя другого. А потом школьники бьются над практически неразрешимым вопросом, как положить конец школьной травле!
Будьте внимательны, дорогие учителя, к своим подопечным!
Оля
17.11.2010 13:46:55 #