Конфликты учеников с учителем, в их основе, как правило, лежит человеческий фактор. Дети не могут всегда быть послушными, а их наставники — терпеливыми. Не все школьники горят желанием учиться, как и не все учителя — добросовестно выполняют свои обязанности.
«Тупой» предметник «топит» наглого выскочку-отличника, а непоседа мешает вести урок педантичному педагогу. Вариантов множество. Но в любом случае конфликт разрастается как снежный ком: ребенка поддерживают одноклассники и родители, за учителя единым фронтом выступает пед. коллектив во главе с директором… Жертвами конфликтов в любом случае становятся дети.
Родители начинают бить тревогу, когда конфликт ребенка с педагогом дошел «до ручки». То есть у ребенка развился школьный невроз. Можно ли до этого не доводить? Разумеется, тем более что на ранних стадиях недоразумение уладить значительно проще, чем когда ученик и учитель начинают скрежетать зубами при виде друг друга. К сожалению, многие дети не сообщают родителям о своих конфликтах в школе. Некоторые боятся родительского гнева. Другие просто не могут сформулировать суть проблемы — они чувствуют, что что-то не так, но рассказать о наболевшем не могут — это особенно свойственно ученикам 1-6 классов.
Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию:
- ребенок стал терять интерес к учебе;
- ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом;
- ребенок «забывает» сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь — пытается вести себя так, как будто этого урока не существует;
- ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе, раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе;
- ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного;
- когда вы приходите с собрания, он исподволь или прямо интересуется, была ли «химичка», «русичка» и т.п. и что она говорила;
- у ребенка портится успеваемость по определенному предмету. Он может скрывать свои тревоги за внешним безразличием («мне плевать», «я не собираюсь быть инженером» и т.п.);
- у него понижается самооценка, падает уверенность в себе («я не способен к математике», «из меня не выйдет художника» и т.п.);
- классный руководитель или учитель делает записи в дневнике ребенка о плохом поведении на уроке.
Почему не стоит пускать ситуацию на самотек?
- Во-первых, страдающий от конфликта ребенок может посчитать, что, отказав в помощи, вы его предали. Это подорвет его доверие к вам и, возможно, он в следующий раз не обратится за помощью в более сложной ситуации.
- Во-вторых, ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем.
- В-третьих, конфликтуя с учителем, ребенок находится в очень сложной ситуации. Для него учитель — то же, что для вас начальник. Насколько спокойно и защищенно вы себя ощущаете, когда попадаете под удары начальственного гнева? Не правда ли, вам тяжелее «разрулить» эту ситуацию, чем ссору с другом или тем, кто занимает ту же социальную нишу, что и вы?
Поговорите с ребенком начистоту. Прежде чем начать разговор, определите его задачу. Если вы соберетесь провести воспитательную беседу на тему: «Учитель всегда прав, а ты должен учиться несмотря ни на что, и вообще, сам виноват…», то ребенок замкнется и вы ему ничем не сможете помочь. Цель вашего разговора — дать ребенку возможность высказать то, что его тревожит.
Когда ребенок начнет вам рассказывать о своих отношениях с учителем, его рассказ может показаться вам излишне эмоциональным. Он может измениться в лице, проявить колоссальную агрессию, использовать грубые слова. Не прерывайте его, не подавляйте его эмоции — такое поведение естественно для этой ситуации. Когда ребенок будет делать паузы, называйте те чувства, которые он испытывает: ты взбешен, ты чувствуешь несправедливость, ты чувствуешь обиду, унижение и т.п. Не комментируйте услышанное, избегайте соблазна высказать свое мнение или дать совет. Только после того, как эта фаза выражения эмоций, «спускания паров» пройдет, вы сможете перейти к конструктивной части разговора.
Как быть с педагогом-обидчиком, во власти которого находится ребенок?
Нельзя забывать, что учитель — живой человек со своими слабостями, имеющий собственные симпатии и антипатии, которые, к счастыо, не остаются неизменными.
Иногда бывает достаточно поговорить с учителем по душам — искренне, доброжелательно, чтобы его отношение к вашему отпрыску изменилось в лучшую сторону. В идеале нужно относиться к учителям и в первую очередь к классному руководителю ребенка как к важным деловым партнерам: иметь стратегию и тактику отношений, активно подтверждать позицию союзника в воспитании. Рекомендуется обязательно ходить на родительские собрания, даже если боитесь там услышать неприятные для себя вещи. После собрания вы можете остаться и наедине с учителем обсудить назревшую проблему. Избегайте обвинений, оценок, агрессии, занимайтесь доброжелательным обменом мнениями, обсуждайте общие задачи относительно интересов ребенка.
Если у вашего ребенка не сложились отношения с жестким, консервативным педагогом, следует учесть, что, с одной стороны, такие люди любят власть, с другой стороны, легко власти подчиняются. В таком случае желательно действовать через школьную администрацию — завуча или директора. Но и здесь следует не выяснять отношения, не давить, а советоваться и просить содействия.
Как бы то ни было, не бывает таких конфликтов, которые нельзя решить мирным путем, если только есть желание и терпение.
yt\\helen
03.12.2010 22:24:04 #