Для любого учителя «авторитет» — слово ключевое, борьба за него идет каждый день, на каждом уроке. Завоевать авторитет у школьников куда сложнее, чем стать значимой персоной в профессиональном кругу.
Можно долго перечислять качества авторитетного учителя: профессионализм, нравственность, чуткость и так далее. Но есть еще одна важная черта — это внутренняя раскованность. Не секрет, что многие опытные педагоги отличаются изрядным консерватизмом. Но люди, которых ученики уважают, не боятся остро пошутить, смело высказаться, резко прокомментировать.
Нужно всегда помнить, что ребенок — это вполне сформировавшийся человек, и хамское обращение со стороны любого, даже маленького человека, нужно пресекать. Вспомните эти нашумевшие истории, где дети издевались над учителями. Или случай, где школьники избивали престарелую учительницу физкультуры. Эти дети чувствовали неуверенность своих учителей, неумение ответить достойно и провоцировали их. Не нужно умолять вину подростков в этих случаях, но и не стоит также забывать о том, что учителя не должны были позволять ребятам так вести себя. Нужно было сразу пресекать такое поведение и принимать жесткие меры. Обычно дети с таким поведением уважают силу, умение взрослого так же резко ответить.
Продумайте заранее, что вы будете отвечать на подобные провокации (можно даже на листочке написать несколько «дежурных» фраз). Если чувствуете в себе неуверенность, репетируйте перед зеркалом общение с хамовитыми учениками, читайте больше литературы по психологии общения, обращайтесь к психологам-профессионалам. Возможно, когда вы только начали преподавать, ребята не воспринимают вас еще как взрослого, авторитетного человека. Подумайте, как вести себя так, чтобы дети увидели, что вы здесь старший, что от вас зависят их безопасность, навыки, знания. Вообще, с такими нахальными детьми и вести себя нужно соответственно — без матов, но жестко пресекать попытки хамства. Если вы сможете поставить на место одного нахала, другие, скорее всего, не полезут. Если конфликтная ситуация все же произошла, значит вы старались не обращать внимание на издевки, и это только усугубило ситуацию, спровоцировало вседозволенность.
Пройдет время, пока вы и они поймете, кто есть кто? Вам нужно выработать свои правила и следовать им, чтоб ученики поняли, вот здесь вы непоколебимы, а здесь — вы их друг!
Будьте хитрее и мудрее. Завоевание авторитета дело не одного дня. Наберитесь терпения. Самое главное — не бойтесь, у вас все получиться.
Материалы по теме
- Написать письмо в редакцию
- Кое-что из дневника учителя
- Чего боятся учителя?
- Заметки молодого учителя
Нина
22.10.2010 18:15:31 #