Страшилки о школьных травлях понемногу перерастают в байки, которыми, еще немного, начнут запугивать дошколят: «Плохо будешь себя вести — отдам в школу, где тебя травить будут». Утрирую, конечно. Тем не менее, проблема есть, и одной из причин нежелания идти в школу — доставания одноклассников и учителей. А многие родители стали всерьез задумываться об обучении на дому.
Столь безобразные отношения не могут быть незамеченными, ведь в школе чаще всего нужно провести не один год, иногда — невыносимо долгих 11 лет. За эти годы можно научиться не только математике, русскому, географии... или так и не узнать эти предметы вовсе, но и понять, что ждут от тебя люди, что ждать, в свою очередь, от них, научиться быть как все, чтобы не стать объектом насмешек, и осознать, что доверять опасно.
А в получении столь негативного опыта учениками нужно расписаться главным образом учителям. Ведь когда начинается травля одного из одноклассников, то происходит это с молчаливой (порой и активной) поддержки преподавателей либо из-за их невмешательства.
Вот у вас бывало, что учителя спокойно проходили мимо потасовки, драки, разборки или намеренного издевательства над кем-то, а то и ускоряли шаг с места происшествия?
К чему мы заговорили о преподавателях... Когда мы говорим о травле, то считаем, что проблема, прежде всего, в «изгоях», «белых воронах». Так ли это?
Травля — это самоутверждение одного человека или группы людей за счет систематического унижения другого человека. Порой в школах может сложиться натуральная «дедовщина», как в армии.
Первый миф: Травля — закономерный процесс взросления
Унижение, как насилие, ничего нормального ни в первом, ни во втором нет, не было и никогда не будет. И считать травлю явлением обычным, как минимум, странно. Те, кто так считает (особенно это касается педагогов и воспитателей) обрекает жертву на отсутствие поддержки и потакает обидчику, поощряя его на дальнейшие действия, которые останутся безнаказанными.
Эту проблему надо решать.
Второй миф: Учителя всегда знают, кто — обидчик, а кто — жертва
К сожалению, это не так. Учителя погружены в рутину уроков и бюрократии и замечают травлю только, когда она приобретает грубые физические формы. Да и в том, кто прав, кто виноват, тоже не всегда разобраться могут.
Вот, к примеру, один ребенок ударил другого. Кто виноват? Скорее всего, учитель решит, что инициатор (в его глазах). И не всегда он станет разбираться, а вдруг якобы инициатора спровоцировала якобы жертва, чья агрессия остается за кадром. За поведение провокаторов часто наказывают других.
Третий миф: Детей с определенным складом характера будут травить в любом коллективе
Что ж. Это оправдывает бездействие взрослых людей, которые несут ответственность за своих подопечных. Между тем, ребенок или подросток вряд ли сможет справиться с травлей самостоятельно. Чаще всего не в его силах «сместить» власть в классе или школе, и если вспомнить о том, что «против силы всегда найдется другая сила», то этой «другой» могут стать только старшие, и лучше, если это будут учителя и администрация, которые будут в состоянии навести порядок.
По сути учителя потакают вытеснению лидерами людей, отличных от них. А это уже ксенофобия.
То, что мы наблюдаем во многих школах, травлю и бойкоты, может быть ксенофобией. А проще говоря, ненавистью и нетерпимостью к чему-то и кому-то непривычному и незнакомому, что к тому же поощряется вышестоящими. Ксенофобия — это восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
Но причины не только в этом.
Четвертый миф: Травля происходит в любом коллективе
В школе она действительно может начаться в любом классе. Но это лишь потому, что травля возникает там, где людей собрали вместе без учета их индивидуальных особенностей и интересов, без учета желания остаться или уйти, без возможности выбора, объединенных по малозначащим признакам, в данном случае год рождения. Не это ли наши классы в любой школе? (Исключения составляют разве что профильные классы и учебные заведения, и то не все.)
Это же естественный отбор получается? Выживет тот, кто сильней?
Не хочется сейчас вспоминать случаи суицида.
Пятый миф: Травят только чем-то отличающегося от других человека
Все мы индивидуальны, и все мы чем-то отличаемся друг от друга. Другой вопрос, замечаем ли мы наши особенности.
На самом деле, отличие от других может стать банальным поводом. Поводом или причиной также может стать отказ в списывании, нежелание тусоваться в общей компании, какие-то увлечения и пр.
Но начинается травля из-за того, что кто-то считает самоутверждение за счет унижения других обычным делом. А поблизости наверняка окажется «пример для подражания».
Шестой миф: Схема травли одна: обидчик-жертва
На самом деле участниками травли являются все те, кто о ней знает. Это могут быть свидетели, на которых травля тоже оказывает косвенное влияние. Какое? Вот яркий пример: вы не удивляетесь тому, что если у вас под окнами кто-то кричит «Помогите!», ни у кого даже мысли не мелькнет милицию вызвать? Или вы тоже так поступаете? Вас же это не касается?
Свидетели — довольно жестокие люди, которые могут и заступиться за жертву, и остаться в стороне, и присоединиться к более сильному. И неизвестно что хуже, активный агрессор или пассивные свидетели травли.
Седьмой миф: Травля — отличная школа жизни, опыт, который пойдет на пользу
Если к концу школы нужно ожесточиться, то, без вопросов, травля — самый лучший урок, который могли преподнести в школе. Только потом люди понимают, что больше не могут никому доверять и не знают, как строить близкие отношения. О какой будущей семье может вообще идти речь? Демографический кризис говорите?
И почему у нас соперничество является больше ценностью, нежели сотрудничество, а серость и массовость превалирует над индивидуальностью?
Написать комментарий