Новые стандарты образования — сколько обсуждений они вызвали сейчас и вызовут еще. Очень много несогласных, которые предпочитают, чтобы неясные вопросы так и остались бы неопределенными. Ведь есть такое представление, что чем меньше описано в законе, тем больше свободы. Однако это заблуждение. Потому что государство ориентируется только на закон — не написано, значит, не существует.
С большими сложностями сталкиваются желающие организовать домашние детские сады или курсы дополнительного образования для детей (иностранный язык, например); те, кто хочет обучать своих детей на дому или экстерном; те, кто не видит себя участником существующей системы образования, кто видит для себя особый вариант обучения.
Концепция проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» так и говорит, что «...совершенствование законодательных основ образования призвано сыграть важную роль в устранении ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере образования, в том числе таких, как установление дискриминационных условий или незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого качества или „фиктивное“ ведение образовательного процесса, незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации, злоупотребления при оказании платных образовательных услуг...»
То есть НЕТ дискриминации, взяткам, фиктивности и мошенничеству. Позитивное нововведение, не правда ли?
Однако у наших граждан очень много скепсиса к любым нововведениям. Слишком часто благими намерениями выстлана у нас дорога в места не столь отдаленные и мало приятные. Потому что многие позитивные инициативы на деле привели только к ухудшению ситуации.
К действующей системе мы уже привыкли, приспособились и наладили взаимодействие. К новой привыкать придется долго, трудно и затратно.
Но ведь уже сейчас фактически существуют частные и домашние детские сады, функционируют коммерческие школы и институты, открыто множество форм дополнительного образования. И все эти организации на настоящий момент вынуждены существовать в законодательном вакууме, зачастую подлаживаясь под мнение конкретного чиновника. А ведь хочется еще, чтобы ребенок, получивший российское образование, мог бы жить и работать не только в нашей стране, но и по всему миру. Глобализация как никак.
Что же планируется изменить?
«Законодательное оформление получат такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. В результате принятия законопроекта будут созданы законодательные механизмы, обеспечивающие динамичное развитие системы образования, в том числе способствующие увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечению мобильности обучающихся за счет снятия излишних ведомственных барьеров и ограничений, апробации и использованию новых образовательных технологий, педагогических методик, внедрению новых моделей и субъектов экономической деятельности в сфере образования и другие. Ряд положений законопроекта будет направлен на законодательное обеспечение открытости системы образования...»
То есть речь идет
- об учете детских склонностей и потребностей,
- об увеличении видов образовательных организаций и о развитии различных форм получения образования,
- о снятии излишних ведомственных барьеров и ограничений,
- о внедрении новых моделей экономической деятельности в сфере образования.
Значит, я смогу подобрать своему ребенку такое образование, какое ему интересно, не переживая о том, что он окажется вне системы, и оплатить это его образование удобным для меня способом.
Но сколько сразу ответственности падает на родителей. Ведь новая система порождает огромный выбор. Для того, чтобы выбирать, надо знать своего ребенка, понимать его наклонности, владеть информацией о возможных вариантах обучения.
Как просто было раньше — детский сад, школа, институт, работа — накатанная поколениями колея, по которой можно катить и катить. А теперь есть возможность из этой колеи выбраться. Страшно? Немного.
Поэтому предлагаю начинать потихоньку разбираться в том многообразии выбора, которое решило предоставить нам государство, чтобы данное нововведение не оказалось для нас ухудшением, чтобы можно было использовать его на благо самому себе и своим детям.
Корниенко Анна, в прошлом юрист, в настоящем психолог
Материалы по теме
Статьи по теме
- Зачем нужен новый стандарт — общественное мнение
- Недоработанный стандарт: версия вторая
- Мифы и реальность вновь стандартизированного образования
- Сравним предлагаемый стандарт с обучением в Германии
- Число общеобразовательных предметов в школе сократят до девяти
- Старшие дети успели получить хорошее образование
- Психология старшего поколения
- Опасно! Свободный и креативный учитель может воспитать свободных и креативных людей
- Школьные знания в высшей степени практичны
- Чему хотят учиться школьники
- Больная тема российских школ — отсутствие образования
- Больные места российских школ: лекарство есть!
Написать комментарий