Учитель — психолог, учитель — стратег
9 Янв 2008

Американский педиатр Бенджамин Спок приводит такой пример: «Мальчику с трудом давалось чтение и письмо в первых двух классах, где обучение велось по предметам. Он остался на второй год. В глубине души ему было стыдно за свою неудачу. Но он в этом не признавался, уверяя, что ненавидит школу.

Еще до того, как начались его школьные неприятности, он плохо уживался со своими товарищами. Сознание того, что все считают его тупицей, только ухудшало дело. Самолюбие ребенка было ранено. Иногда он начинал бравировать перед классом. Учительница думала, что он нарочно плохо себя ведет. На самом деле ребенок пытался таким неудачным способом привлечь внимание коллектива.

Ученик перешел в другую школу, которая была заинтересована не только в том, чтобы научить его читать и писать, но и помочь ему найти свое место в коллективе. Учительница узнала из разговоров с его матерью, что он любит рисовать и плотничать. Она увидела в этом возможность использовать положительные качества ребенка в классе. Дети были заняты рисованием картины из жизни индейцев, которую собирались повесить на стене в классе. Они также совместно делали макет индейской деревни. Учительница включила мальчика в обе эти работы. Это была работа, из-за которой ему не нужно было нервничать, — он умел ее делать.

Постепенно его все больше заинтересовали индейцы. Чтобы правильно нарисовать свою часть картины и правильно сделать свою часть макета ему потребовалось почитать об индейцах. Он захотел научиться читать. Он стал стараться. Его новые одноклассники не считали его тупицей из-за того, что он не умел читать. Они больше думали о том, как хорошо он рисует и делает макет. Иногда они хвалили его и просили помочь. Мальчик начал «оттаивать». В конце концов он ведь так долго добивался признания и дружелюбия!

В школе, в которую перешел мальчик, учитель сыграл важнейшую роль в повышении успеваемости ученика. В ее стратегии можно выделить следующие моменты:

  • использует преподавания в условиях смешанных уровней и способностей учащихся;
  • учитывает специальные потребности учащихся;
  • связывает знания из различных областей учебного процесса;
  • поощряет даже самый маленький успех;
  • проявляет интерес к работе учащихся, разговаривать с ними об этом;
  • осознает потенциальную конфронтацию со стороны учащихся;
  • является многосторонним и подвижным в подходе к обучению учащихся;
  • поощряет учащихся самим ставить перед собой цели;
  • приучает к ответственности отдельного учащегося;
  • держит связь с семьей;
  • добивается обратной связи с детьми и родителями.

Источник — delo.teolog.ru

Статьи по теме

7 комментариев


		
Кстати, хорошая идея! Узнать, что интересует каждого ребенка и на основании этого преподавать урок. ответить

	
no user photo

Кирилл _

09.04.2008 19:53:38 #

		
Да, но только это, думаю, подходит только начальной школе. Потому что у них можно уходить шаг влево – шаг вправо и творить. А вот как же со старшими быть? Ведь, им не введешь такое… ответить

	
no user photo

Полина Фомина

15.05.2008 16:55:17 #

		
Да, но только это, думаю, подходит только начальной школе. Потому что у них можно уходить шаг влево – шаг вправо и творить. А вот как же со старшими быть? Ведь, им не введешь такое… ответить

	

Любовь Алексеевна

15.05.2008 17:00:26 #

		
Был у нас мальчик такой. Дима Акопов звали его. Он был круглым двоечником. Всех девчонок бил, дергал за хвосты больно, делал «крапиву» на руке (это когда обеими руками хватаешь за запястье и «выжимаешь» в разные стороны), огрызался с учителем, ничего не сдавал, не писал. Учительница наша на него была очень злая. Она послала его учиться в школу для умственно отсталых детей. Устроили его в ту школу, а все так же и продолжалось. До тех пор, пока психолог той школы (в умственно отсталых школах стараются ставить высококвалифицированных психологов) не поговорил с Димой. Она выяснила, что дома у Димы большие проблемы. Его отец избивал мальчишку за каждую мелочь, родители были на грани развода. Что было потом – не знаю, но мальчишку вернули в нормальную школу, но в параллельный класс. И потом уже пустили этот слух. В 5 классе мы встретились снова с этим Димой. Он был совершенно другим человеком.
Вот нашел же другой учитель подход к нему?
ответить

	
no user photo

Alinka

15.05.2008 17:00:57 #

		
Почему же не введешь? Например, урок черчения. Человек сидит и ничего не хочет делать. А можно заинтересовать, попросив ученика измерить у себя в комнате длину, ширину и высоту всей мебели и рисовать в изометрии на протяжение всей четверти. ответить

	
no user photo

Oleg

15.05.2008 17:03:16 #

		
На таких людей как Дима и должны работать школьные психологи. Не думаю, что это задача классного руководителя. ответить

	

		
Не согласна! Кто, кроме классного руководителя, заметит «неладное» с ребенком? Не будет же психолог с каждым в отдельности разговаривать? Это тогда должна быть отдельная ветка специалистов в области детской школьной психологии в каждой школе… ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.