Больные места российских школ: лекарство есть!
1 Мар 2010

«Планета школ» начинает цикл материалов, в которых мы будем искать пути решения самых распространенных школьных проблем.

Начнем, пожалуй, с самого главного. Недавно мы провели интернет-опрос на тему «Самые больные места российских школ», в котором приняли участие 110 человек. Это была своего рода попытка составить из одиночных выстрелов «Что творится, нет больше никаких сил!» общую картину происходящего в школе. Давайте посмотрим на результаты:

В чем самые больные места российских школ?

Неадекватные учителя 14,6%
Недостаток учебных пособий (приобретение учебников на свои деньги) 13,4%
Бесконечные поборы 13,4%
Плохо учат 11,9%
Слишком большая умственная нагрузка на учеников 11,5%
Отсутствие воспитания 10,7%
Произвол школьной администрации 9,6%
Неукомплектованность 8,4%
Плохое обеспечение безопасности 6,5%

Сразу хочу отметить, что на первом месте, где сейчас находятся «Неадекватные учителя» с таким же успехом мог стоять пункт «Неадекватные ученики», но мы намеренно не стали включать его в опрос, поскольку это хоть и школьная история, но все же несколько иного жанра.

Неадекватные учителя

Вспоминая свои недавние школьные годы, могу объяснить, что это за «фрукт». На уроке биологии пожилая учительница двадцать минут времени (а то и больше) тратит на рассказы о мыльных операх своей жизни, физик разбивает ученику голову вешалкой (подсудное дело) за то, что тот психанул из-за злой шутки одноклассников, а потом на протяжении четырех лет безосновательно снижает оценки. Англичанка снижает оценки за то, что ученик не берет у нее репетиторство, а учительница русского и литературы за компанию гноит тех, кого гноят блатные ученики. Думаю этого достаточно, иначе можно будет написать целую книгу.

Первый вопрос: что они вообще делают в наших школах? Ответ — или не хватает учителей, или это чье-то протеже. Хуже всего, что в большинстве случаев это первый вариант, когда и директор, и «шишки» из ГорОНО лишь сочувствующе разводят руками.

А вы в ГорОНО обращались? — Нет. — Ну так обратитесь сначала туда, а потом уже нас дергайте!

Что делать? С учетом бюрократизма при рассмотрении наших жалоб расположу необходимые для решения проблемы инстанции в порядке возрастания:

в какие инстанции обращаться

Начать восхождение по этой лестнице лучше с самого низа. Вполне вероятно, что сэкономите и время и нервы. По крайней мере, у товарищей управляющих уже не будет повода отфутболить вас:

Идите сначала к директору школы или в ГорОНО! — А мы там уже были, они бездействуют, дело за вами.

Хочу процитировать вам историю, которую мне рассказала одна родительница. Проблема была решена при помощи директора:

У нас в школе № 22 г. Рязань учительница по биологии приходила на уроки пьяная. Сын часто рассказывал, как она заявлялась в класс в подвыпившем состоянии и вместо того, чтобы обучать детей, давала задание на весь урок: списать урок с учебника в тетрадь. Затем просто уходила до конца урока.

Еще частенько было, что списывали многие у одного парня, но у него не очень красивый почерк, так ему она ставила 3, а остальным, кто пишет красиво — 4, кто еще рисунки в цвете делает — 5. Но в целом, она ставила завышенные оценки, чтобы родители были спокойны. Администрация школы никак не реагировала на такое поведение. Объясняли тем, что учителей не хватает, школа большая, работает в три смены. И есть только два педагога по биологии. Уже позже, под нажимом родителей, когда мы написали директору коллективное заявление, нам все-таки дали другого учителя, строгую и адекватную женщину. Но старую так и не уволили, а перевели в другие классы».

Еще одна история с меткой «учителя-неадекваты» была не так давно опубликована на нашем сайте:

У нас ребенок учится в школе 1232 г. Москвы. Школа, в общем-то, неплохая, языковая, но имеется одна и очень большая проблема. Математику в 8-х классах преподает учительница, которой уже 78 лет. Я понимаю, что за 50 лет преподавания она уже озверела и от детей и от родителей. Таких оскорблений, какими она осыпает детей, не под каждым забором услышишь. Самое мягкое из последнего это «зажравшиеся твари». (читать полностью).

В этой истории путь решения проблемы через директора не дал никаких результатов.

Такой же путь решения проблемы нужно использовать и для решения проблем «Плохо учат», поскольку он не просто соседствует с «неадекватными учителями», он — единое с ним целое с одинаковыми последствиями.

Вот, что касается нехватки учителей, проблема действительно существует (я не буду сейчас вдаваться в избитую поэму о том, что низкие зарплаты тому причина, это и так понятно). И даже если, как в приведенной мной истории, учителя не уволят, то ему, по меньшей мере, грозит штраф от 20 до 40 тысяч рублей. А при низкой зарплате это существенное наказание, которое может стать отличным стимулом для изменения своей «уродливой» педагогики. Так что обращаться в названные инстанции необходимо при любом раскладе. В частности, это напрямую касается второй истории, которая развивается по сценарию директора «учитель оскорбляет, но, извините, он хороший предметник». Штраф и никаких, чтобы не повадно было.

Одним словом, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Есть проблема, есть пути ее решения. И самое важное — это работает, так что нет смысла тешить себя тем, что никто вашей проблемой заниматься не будет. Будут! Дело за вами! В следующем материале мы поговорим о второй по популярности проблеме «Нехватка учебных пособий».

Желаем удачи!

Материалы по теме

Статьи по теме

1 комментарий

bomarsche

01.03.2010 14:43:50 #

		
Учителя порой забывают, что они всё таки "не простые" люди и скатываются вот до такого быдловского поведения...
Жаль...
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
Конкурс сочинений «Письмо Президенту» 2010: Изменение климата! Потепление! Экологическая катастрофа?!
Российская ассоциация содействия ООН и МГИМО объявляют о новом конкурсе сочинений для школьников «Письмо Президенту», темой которого в 2010 году станут вопросы глобальной экологической безопасности.
 
IV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям
Целью Олимпиады является поиск и поощрение энтузиастов, желающих участвовать в развитии нанотехнологий в Российской Федерации. Попробовать в ней свои силы может каждый. Участие в Олимпиаде бесплатное.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.