Педагоги знают: чем работать с детьми без настроения, лучше вовсе не работать! Но всегда могут найтись обстоятельства, не зависящие от нас, которые выбивают из колеи.
К примеру, учительница опаздывает на урок. Причина банальная: медленнее, чем обычно, шел автобус, пробки, авария... Урок уже начался, дети не за партами, преподаватель, понятно, тоже еще не в кабинете. Добежит до школы, встретит на пороге детей, услышит их голоса с несбывшейся надеждой о том, что она уже не придет. Ученики сядут за парты и поймут, что лучше притаиться, потому что настроение у учительницы, мягко говоря, плохое, сейчас начнет ставить «двойки» и отчитывать. И преподаватель это тоже понимает и знает, что ребята прекрасно видят: день начинается «не очень».
Что говорят сами учителя про свое настроение? Самые банальные «вещи».
Настроение поднимается, если
- ученики готовы к уроку,
- активно отвечают,
- ведут себя нормально, чувствуется дисциплина,
- ребята проявляют интерес к рассказу учителя.
К сожалению, ничего идеального не бывает... И хотя все мы знаем, что настроение сильно влияет на работу, нам самим бывает очень сложно повлиять на настроение. Здорово, если можно отвлечься на какое-то время, а потом вернуться к делу. В школе это сделать крайне затруднительно.
Получается замкнутый круг: настроение плохое, дело не спорится, а настроение от этого портиться еще больше. К этому добавляются невыученные уроки и грубость учеников.
Что может помочь настроению преподавателя по мнению учеников:
- хорошее поведение,
- готовность к уроку,
- следование правилам,
- комплимент (или сказать что-то приятное),
- внимательность,
- подготовка дополнительного материала,
- обращение за помощью, если что-то не получается.
А если у учителя настроение хорошее, то и урок пройдет интересно и легко, оценки будут справедливые, нежелательную низкую оценку можно будет подтянуть, ученики не будут бояться отвечать и сделать ошибку.
Хотите узнать о себе, как об учителе, немного больше? Предлагаем Вам тест
Прочитав ответы, зафиксируйте вариант, чтобы не забыть. Выбирайте тот вариант, который наиболее точно отражает ваши мысли, чувства и действия.
1. В воспитании важнее всего
а) окружить ребенка теплотой и заботой;
б) воспитать уважительное отношение к старшим;
в) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок
а) да; б) нет; в) в зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
а) интерес; б) смущение; в) раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок,
а) моя реакция зависит от ситуации;
б) я не обращаю на это внимания;
в) я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко.
6. Для меня важнее
а) отношения с учениками; б) с коллегами; в) не знаю.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних
а) воодушевляет меня;
б) никак не отражается на моей работе;
в) выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) обычно.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
а) да; б) не всегда; в) нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться
а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
а) нет; б) не всегда; в) да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
а) да; 2) нет; 3) не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
а) предлагает простор для творчества;
б) не вмешивается в мою работу;
в) дает четкие указания.
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
а) обычно; б) иногда; в) сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
а) доставляют мне удовольствие;
б) вызывают у меня чувство неловкости;
в) не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
а) часто; б) редко; в) никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации
а) меня мало волнуют;
б) иногда задевают меня;
в) часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
а) в зависимости от ситуации;
б) предпочитаю импровизацию;
в) всегда.
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
а) да; б) не всегда; в) редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
а) я согласен; б) не согласен; в) что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
а) да; б) иногда; в) нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
а) доставляет мне удовольствие;
б) особых эмоций не вызывает;
в) в тягость.
24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе
а) предпочитаю выяснить отношения;
б) игнорирую этот факт;
в) я плачу ему той же монетой.
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
а) почти все; б) кое-что; в) ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего
а) привязанность учеников;
б) признание коллег;
в) чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
а) часто; б) иногда; в) не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег
а) я не сомневаюсь;
б) уверенности нет;
в) затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
а) пытаюсь понять его точку зрения;
б) перевожу разговор на другую тему;
в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
а) да; б) в зависимости от ситуации; в) вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
а) я тут же заступлюсь за него;
б) один на один сделаю замечание коллеге;
в) сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения
а) обычно; б) иногда; в) редко.
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме
а) конечно; б) есть сомнения; в) не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
а) возможность работать творчески;
б) отсутствие конфликтов;
в) трудовая дисциплина.
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
а) не думаю; б) не всегда; в) да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
а) согласен полностью;
б) не согласен;
в) что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть
а) часто; б) редко; в) никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
а) часто; б) иногда; в) предпочитаю слушать других.
39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка
а) нет, это недопустимо; б) затрудняюсь ответить; в) если он этого заслуживает.
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя
а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
а) да; а) нет; а) иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
а) редко; б) обычно; в) всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
а) да; б) не помню; в) нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках
а) можно эффектно использовать;
б) лучше игнорировать;
в) только мешают учебному процессу.
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.
а) да; б) не всегда; в) нет.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
а) ученика; б) учителя; в) сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
а) как правило; б) не обязательно; в) проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
а) да; б) не все; в) не знаю.
49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя
а) нет; б) не знаю; в) да.
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств
а) чаще всего; б) не уверен; в) не согласен.
Подсчитайте количество отмеченных вами вариантов.
Теперь можно прочитать результат:
а) Преобладание первого варианта говорит о том, что такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
б) Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
в) Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.
по материалам:
www.ps.1september.ru
www.biblioteka15.ru
Написать комментарий