Почему у сельских школьников знания хуже?
11 Окт 2010

сельская школа
Одной из главных целей введения ЕГЭ стало стремление повысить доступность высшего профессионального образования для способной молодежи, в том числе и для выпускников сельских школ. Однако статистика свидетельствует, что процент первокурсников из села, поступивших в высшие учебные заведения в 2009 году на бюджетные места остался очень низким. Впрочем, ЕГЭ здесь совершенно ни при чем. Прежде всего, такая ситуация связана с невысоким уровнем знаний выпускников сельских школ. Но почему это происходит, если в таких школах обучение фактически индивидуальное из-за малой наполняемости классов?

компьютеры
Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Добавим к этому, что по уровню оснащенности компьютерами, сельские школы находятся даже в более выгодном положении, чем городские. Есть такой показатель в обиходе, как число учащихся на один имеющийся компьютер. По этому показателю сегодня практически любая школа на селе, насчитывающая минимум пять-шесть компьютеров, опередит крупную городскую школу. В сельских учебных заведениях имеются и интерактивные доски, и мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть — знаний нет!

В чем причина?

На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер. Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей. Сказывается и недостаток учреждений культуры на селе, — никакой Интернет не заменит отсутствие библиотек, музеев, театров.

Также есть ряд причин, связанных со школой. В малокомплектных школах отсутствует возможность иметь специалистов по каждому предмету. Нередки случаи, когда, к примеру, учитель труда ведет еще и физику, школаа словесник преподает историю. Конечно, учителям-совместителям сложно дать детям прочные знания. Но ведь и по основному своему предмету сельские педагоги не могут дать достаточно знаний, не говоря уже о подготовке к олимпиадам. Результаты сдачи ЕГЭ также показывают, что у городских выпускников качество знаний заметно выше.

Понятно, что эффективность учебного процесса в малокомплектных школах в целом крайне низка. И одной из существенных причин этого является отсутствие системы обучения и методики преподавания, которые учитывали бы особенности классов с малой наполняемостью. Представляете, учитель приходит в класс на урок, а перед ним за одной-двумя партами умещается весь класс! Чисто психологически педагогу тяжело объяснять новый материал, когда его изо дня в день слушают два-три человека.

«Да что я буду распинаться перед тремя учениками?» — невольно думает учитель.

Даже если учитель отлично знает учебный материал по предмету, ему нелегко заставить себя выкладываться, что называется, «на все сто». «Да что я буду распинаться перед тремя учениками?» — невольно думает учитель. И вслух произносит примерно следующее: «Ребята, откройте учебник, читайте самостоятельно новый параграф. Кому что будет непонятно, спросите меня». Реально так и происходит во многих случаях. О каком тут качестве знаний говорить тогда? И осуждать педагогов в такой ситуации вряд ли стоит. Допустим, если в зрительном зале театра имени Вахтангова будет сидеть два зрителя, — вряд ли даже блистательный Василий Лановой продемонстрирует выдающееся актерское мастерство.

Мне представляется два выхода из ситуации, связанной с низким качеством обучения сельских школьников. Первый способ решения проблемы, которая существует десятилетия, основан на создании абсолютно новой системы обучения в малокомплектной школе. Классно-урочная система здесь себя не оправдывает! Для наглядности можно взять физкультуру. Как можно научить школьников играть в волейбол, если количества учеников в классе, считая мальчиков и девочек, не хватает даже на одну полную команду, а их нужно для игры две? В основу новой системы должны быть положены совершенно иные принципы, отражающие возможности, с одной стороны, индивидуального обучения, а, с другой стороны, разновозрастного обучения. Их нужно разумно сочетать. Естественно, требуется и принципиально иная методика преподавания. Правда, пока не слышно, чтобы Минобразования и Академия педагогических и социальных наук озаботились бы вопросом разработки новой системы обучения для малокомплектных школ.

автобусВторой вариант решения проблемы связан с закрытием малочисленных школ и переводом учащихся в базовые школы. Если до райцентра 10-15 километров, то легче купить автобус, который будет возить школьников учиться в город. Дети от этого только выиграют! Данный вариант к тому же и гораздо экономичнее. Представляете, сколько нужно средств, чтобы содержать здание школы, отапливать его, освещать? Если в школе учится 30-40 учеников, то бюджетные затраты на одного школьника становятся колоссальными!

Вот только при закрытии малокомплектных школ приходится сталкиваться с двумя негативными моментами. Первый связан с устоявшимся мнением, что без школы у села нет будущего. Как показывает практика 60-х годов, когда повсеместно закрывались школы в неперспективных деревнях, это, на самом деле, так. Большинство родителей постепенно уедут из населенного пункта, где отсутствует школа. Второй момент связан с высвобождением большого числа учителей, которым работу в селе будет просто не найти.

Так что же делать?..

Материалы по теме

Статьи по теме

16 комментариев

Юлия Астахова

06.04.2010 16:37:47 #

		
>>И вслух произносит примерно следующее: «Ребята, откройте учебник, читайте самостоятельно новый параграф. Кому что будет непонятно, спросите меня».

Так и в укомплектованных классах говорят :( к сожалению
ответить

	

Александр

06.04.2010 17:08:06 #

		
Конечно, если говорить о низком качестве знаний сельских школьников, то одной из причин является не слишком благоприятная наследственность. У большинства детей родители не имеют высшего и среднего специального образования , многие отцы и даже матери страдают извечной русской привычкой, злоупотребляя алкоголем. Ну, можно, конечно, возить детей из села учиться в город. А гены куда денутся? ответить

	
no user photo

voron

07.04.2010 15:01:03 #

		
Спасибо администрации сайта за публикацию подобных проблемных материалов. Тема заставляет задуматься и педагогов, и родителей. Еще бы призадумались и министерские работники, управляющие системой образования. ответить

	
no user photo

Надежда

07.04.2010 21:23:22 #

		
Порой низкий уровень знаний учеников является естественным следствием невысокого уровня самих учителей. Представляю,насколько "образованны" сельские учителя, если даже в городе (хотя у нас небольшой городок) учитель русского языка в 10-ом классе умудрилась сделать несколько грамматических ошибок. Племянница моей соседки "учится" в гуманитарном колледже на преподавателя английского языка. Сессии она сдает с помощью конвертика с "энной" суммой. Интересно, чему она сможет научить своих будущих учеников?! Особенно обидно еще и потому, что я до сих пор помню свою учительницу русского языка и литературы, которая старательно прививала нам любовь к словесности. У меня были замечательные учителя, и мне очень жаль, что сейчас становится все меньше Учителей по призванию, которые готовы "солировать" даже для одного-единственного слушателя. ответить

	
no user photo

Ирина

08.04.2010 15:25:08 #

		
В статье поднимается важная тема, она очень актуальна для сегодняшнего дня, впрочем, эта проблема сущестувует не первый год. ответить

	
no user photo

Анастасия

08.04.2010 17:52:28 #

		
На мой взгляд, в первую очередь, необходимо разработать новую методику для проверки уровня квалификации учителей. Конечно же, это приведет к тому, что половина преподавательского состава окажется профессиональной непригодной. А вот для того, чтобы было кому учить детей, необходимо улучшить условия работы в селе для выпускников педагогических вузов - на сегодняшний день их приглашают работать в сельские школы, где зарплаты не хватает даже на жилье...
А вот если заинтересовать молодых специалистов, то, глядишь, и толк будет-то...
ответить

	
no guest photo

Сельский значит тупой?

09.04.2010 07:13:54 #

		
Средства есть — знаний нет? Почему вы считаете что в селах плохое образование? нет знаний? Все ли села вы проверяли? Я учусь в сельской школе и учащихся у нас более 200 . Наши учителя заняли 1 места в республиканском конкурсе . И идут на всероссийский. Наши знания не хуже чем у городских ребят. Не выставляйте нас тупыми! ответить

	

Юлия Астахова

09.04.2010 13:02:32 #

		
Цитата
Сельский значит тупой? пишет:
Средства есть — знаний нет? Почему вы считаете что в селах плохое образование? нет знаний? Все ли села вы проверяли? Я учусь в сельской школе и учащихся у нас более 200 . Наши учителя заняли 1 места в республиканском конкурсе . И идут на всероссийский. Наши знания не хуже чем у городских ребят. Не выставляйте нас тупыми!

Просто писалось, вероятно, об очень маленьких деревнях.
ответить

	

Александр

09.04.2010 13:09:02 #

		
Да, я согласен с Юлией и думаю, что школу, в которой более 200 учеников, малокомплектной нельзя назвать. Речь ведь в статье о сельских школах, где в классах по 3-4 ученика. А во всей школе, получается, 30-40 человек. ответить

	
no guest photo

oksana

12.04.2010 15:18:14 #

		
Причём здесь учитель? Если ребёнок способный, целеустремлённый - сам достигнет всего.В городе тоже не все поступают в ВУЧ. Кому-то нужно и коров доить, и землю пахать! ответить

	

Александр

12.04.2010 16:32:59 #

		
Но способному и целеустремленному ребенку, если он, конечно, не Ломоносов, нужен педагог, который поможет развить его способности. Поэтому не соглашусь с Оксаной, что учителя совсем уж не причем. Процесс обучения, в отличие от самообучения, предполагает все-таки двух участников: учителя и ученика. ответить

	
no guest photo

Валерий

16.04.2010 21:34:15 #

		
=Кому-то нужно и коров доить, и землю пахать!=
Кому-то конечно нужно, а всем нам? Ведь скоро перейдем на продукты питания из других стран!!! И зачем будет нужна армия, если в стране не будет продовольственной безопасности? А пьют в стране не только в деревне, но и в городе: засилье пивных ларьков, магазинов и супермаркетов, продающих спиртное. у молодежи просто разбегаются глаза. Такое ощущение, что главная задача правительства-споить всю страну...
А в деревню должны прийти новые технологии, и на коровник, и в школу!!!
ответить

	
no guest photo

гость

20.09.2010 16:41:10 #

		
сельский учитель не тупой, просто ему кроме основной работы, дома ждет еще 2 фронт, те же телята, утята, куры. Вот и разрывается он между 2-мя огнями. И выглядеть ему нужно не хуже. Я была на курсах повышения квалификации, нам устроили небольшой экзамен. Я справилась, а вот учитель из областной школы нет, несмотря, на её 30 - летний стаж. Наши выпускники говорят нам только спасибо ответить

	
no guest photo

экс

13.10.2010 22:35:40 #

		
Нет просто у учителя сельской школы возможностей ни для полноценной подготовки, ни для повышения собственной квалификации! Я знаю, о чем говорю, так как в маленькой сельской школе проработала 15 лет. Зачастую сейчас без своего хозяйства не прожить в маленькой деревне, а это отнимает колоссальное количество времени (силы-то из резервов найду!). И если в городе есть как формальное, так и неформальное общение с коллегами по предмету, то в деревне за все время работы лишь несколько раз встречалась с коллегами. ответить

	
no user photo

Вера

10.11.2010 19:43:48 #

		
Грустно и обидно за сельскую школу. Особенно малокомплектную. А ведь зачастую в этих школах и учителя талантливые, и дети успешно поступают в ВУЗы. Наша школа тоже сельская, обучается в ней всего лишь 73 ученика, работают 16 педагогов. Ничем не обеспечивается школа, так как каждый год мы под угрозой закрытия. Тем не менее, в школе три учителя - победители конкурса "Лучшие учителя России", шесть учителей имеют высшую категорию, 7 учителей - первую квалификационную категорию. Выпускники нашей школы конкурентноспособны, успешно поступают в ВУЗы и учатся дальше. Просто надо не только требовать качество знаний с обучающихся в сельских школах, но и обеспечивать их всем необходимым, образование ведь всем гарантируется одинаковое. А дети на подвозе - это самые несчастные дети, они многого лишены, ведь автобус их в школу привозит и из школы увозит, а им еще хочется кружки и секции посещать, в школьных мероприятиях участвовать, а средств на это у школы нет, родители не в состоянии доплачивать за проезд и т.д.. Создайте в сельской школе условия для качественного обучения и проблем не будет с качеством знаний.

"что по уровню оснащенности компьютерами, сельские школы находятся даже в более выгодном положении, чем городские."- с этим не соглашусь, в нашей школе три компьютера, процессоры все устарели, интернет чтобы загрузить, нужно ждать минут двадцать, о мультимедийной доске мы только пока мечтать можем, правда, мультимедийный проектор школе подарил Глава районной администрации. Спонсоров нет, деревня то по-прежнему выживает, а не живет.
ответить

	

Юлия Астахова

22.11.2010 11:40:26 #

		
Цитата
Вера пишет:

Поздравляем! Ваш комментарий попал на главную страницу! http://planetashkol.ru/articles/25758/
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.