Любовь бьет прямо в сердце, стоит тебе раскрыться. Она не похожа на Тайсона, но бьет намного сильнее. Я вот лежу на полу первый раз в жизни и мне больше не хочется драться.
(«Бой с тенью»)
Во время любовной лихорадки в День святого Валентина мы провели на нашем сайте опрос: «Считаете ли вы, что любовь способствует умственной деградации человека?».
Редакция «Планеты школ» благодарит всех, кто принял участие в этом заочном споре о самом таинственном из чувств. Однако вопрос не потерял своей болезненности и
Что же такое любовь на самом деле и в кого она превращает человека? Мы не будем делать научные открытия — мы хотим сломать научные стереотипы.
Год назад мексиканская исследовательница Хеорхина Флорес, на протяжении многих лет бившаяся над разгадкой «механизма» любви, пришла к окончательному выводу, что это всего лишь «временное помешательство». Оно продолжается не более четырех лет, как и любая другая паранойя. По утверждению Флорес, влюбленность и любовь негативно воздействуют на творческую деятельность человека. Именно поэтому ни один настоящий шедевр не был создан в момент любовной агонии.
Но, чем больше появляется фактов, тем больше возникает противоречий. 51% наших читателей считают, наоборот, что любовь, вопреки ученым выкладкам, возвышает человека и дает ему стимул создавать прекрасное.
Может быть, мы и здесь имеем дело со стереотипом? Нет.
Не знаю, на основе каких данных Флорес сделала свои заключения, но ее теория ложная. Я люблю задавать людям простые вопросы: какая погода им нравится, какая литература, какая музыка. Когда я спрашиваю, например, о музыке Бетховена, не многие вспоминают, кто это такой, но если и вспоминают, то в первую очередь его «Лунную сонату» и «К Элизе».
У этих музыкальных произведений схожая история создания. Занятия музыкой с Джульеттой Гвичарди, а затем с Терезой Брунсвик вылились в страстное чувство, растопившее сердце угрюмого гения. Большая безответная любовь Бетховена к Гвичарди стала импульсом к созданию «Лунной сонаты», а имя его возлюбленной на века осталось в строках посвящения ей. Последняя же и самая сильная любовь композитора — к Терезе Брунсвик, отвечавшей ему взаимностью, — ознаменовалась созданием «К Элизе» (в оригинале — «К Терезе»).
Да, эти вещи не претендуют на сложность, их задача другая — передать красоту, которую можно увидеть, только обладая слепотой влюбленности... Будучи влюбленными, мы не задумываемся о смысле жизни или, скажем, не боремся с ростом налогов, — мы наслаждаемся красотой.
«Схема» любви намного проще, чем нам кажется.
Попав впервые в жизни на морское побережье, мы чувствуем, что у нас перехватывает дыхание. Душа способна воспринимать только красоту... Но пройдет неделя, и это состояние исчезнет. Мы начнем задаваться вопросами более трезвыми: что представляет собой морская пучина с точки зрения химика или почему человек так далек от разгадки тайн подводного мира...
Если влюбленность была началом настоящего чувства, то любовь — это второй этап. И здесь уже человек вполне осознает свое состояние, он способен, кроме любования красотой, мыслить, анализировать, творить, размышлять над философскими вопросами... Если, конечно, влюбленность не продолжается вечно. Тридцать один год Франческо Петрарка посвящал сонеты своей возлюбленной Лауре, причем десять лет — уже после ее смерти. Любовь привносит в жизнь гармонию, и именно гармония становится двигателем творчества.
Но есть и еще одна сторона у этого вопроса, которая все больше проявляется в современном мире. Шедевры классики — ну, положа руку на сердце: кто их сегодня слушает или читает?
«Лунная соната» или сборник сонетов в несколько сотен страниц нынче уже никому не нужны, разве что отдельным чудакам-любителям, как хобби... Остальной части человечества гораздо важнее делать деньги, — и как раз этому влюбленность мешает.
Любовь — наркотик, губящий человеческую индивидуальность! Так считают 30% наших читателей. Да, это наркотик, хотя бы уже потому, что большинство гениев создавали свои шедевры не только под влиянием этого чувства, но и под действием никотина с алкоголем. Но что можно в данном случае подразумевать под человеческой индивидуальностью? Грубость? Черствость?
Когда Джульетта Гвичарди на уроках Бетховена фальшивила, он с неистовым криком швырял ноты на пол и грозился бросить занятия с ней (композитора, кстати, многие считали невежей, в том числе и Гете). Но после таких сцен наступал момент, когда его сердце оттаивало и, глядя в глаза любимой, Бетховен готов был просить прощения. Это джентльменское поведение. Более того — поведение настоящего мужчины. Да, оно в
И наконец, — что было довольно ожидаемо, — 19% наших читателей признались, что любовь им еще не знакома. На этой радостной ноте и хочется закончить. Дело не в том, что
Гость
02.03.2009 11:43:43 #