Зачем учителю теленок?
29 Мар 2010

Национальный проект «Образование», о котором стали говорить всё реже даже власти, начинался одновременно с другим шумным проектом, связанным с развитием АПК, в частности, личных подворий селян. Инициатива «снизу» после начала реализации приоритетных нацпроектов, оказалась в чем-то неожиданной даже для руководства страны.

теленок© Фото автора

Помнится, на одном из центральных телеканалов посвятили сюжет в новостях тому, как Дмитрий Медведев посещал в Мордовии одно частное подворье. Сельский житель, оформивший льготный кредит, приобрел телят, создал мини-ферму, которая стала уже приносить какой-то доход. Вот ее-то высокий гость в сопровождении частника и осмотрел. Казалось бы, бодрый голос диктора, комментировавшего этот телесюжет, вполне оправдан. Но на ситуацию можно посмотреть под совершенно другим углом — хозяин мини-фермы работает учителем в местной школе. Так, хорошо ли это, что педагог в свободное от уроков время ухаживает за коровами? И заслуживает ли этот факт одобрения, которое явно сквозило в телерепортаже?

Разумеется, не в каждой школе на селе найдутся педагоги, имеющие несколько коров. А вот одно рогатое животное не является чем-то необычным для сельских учителей. Выбрав методом «случайных чисел» для своего небольшого исследования Княгининский район Нижегородской области, я обзвонил все сельские школы. Оказалось, что из десяти педагогов, в среднем работающих в школах-«малокомплектках», двое-трое, а то и четверо имеют по корове. Как говорили сами учителя, держали бы коров и большее число человек, но сложности с кормами сдерживают. В двух школах, расположенных в селах, где подобных проблем с заготовкой сена нет, процент учителей с коровами колебался от 50 до 70 %.

Кроме того, многие педагоги, держат телят для откорма, коз, свиней. Про гусей, куриц и уток я вопросы и не задавал — птица есть практически на каждом дворе. Сами респонденты говорили примерно так: особенности сельского уклада предполагают наличие скотины и птицы, времени свободного хватает, чтобы ухаживать за живностью. Учителя искренне говорили о том, что молоко, мясо, яйца — это хорошее подспорье к семейному бюджету и солидная экономия расходов на питание.

Трудно представить, чтобы в дореволюционной России учителя на селе держали бы коров, которых сами и доили...

Но вряд ли можно представить себе, чтобы в дореволюционной России учителя на селе (интеллигенция!) держали бы коров, которых сами и доили до и после уроков. Ведь, что такое корова на дворе для женщины-педагога? Это ежедневный подъем в 4-5 утра — без выходных и праздничных дней. Рано утром животное надо кормить, поить, доить, надо чисть в хлеву навоз. Вечером — те же «процедуры». Чтобы так рано вставать, и укладываться спать нужно пораньше. Времени для чтения, просмотра полезных телепередач практически нет. Но какой же учитель без самообразования?

Можно обратить внимание и на следующий момент. Если приходится иметь дело с вилами, доильным ведром, то о маникюре вряд ли можно говорить. Но дети и в младших классах, и в старших всегда смотрят на учительницу оценивающе! А у нее какие, простите, ногти после навоза?..

Или вот еще такая картинка из жизни:
По утрам корову выгоняют в общее стадо, вечером же буренку надо встретить и проводить до двора. Вот так и гонят своих коров, идя рядом, школьники и пожилые учителя, дети которых выросли и уехали в город. Я уж не говорю о том, что ученики могут видеть, как их классный руководитель, живущий по соседству, вынужден выносить навоз со двора. Вот все эти описанные моменты — могут ли они добавить авторитета сельскому учительству?..

В любой сельской школе педагоги в перемены обсуждают важные для себя вопросы. Кто-то рассказывает о том, что у него корова благополучно растелилась, кто-то делится тревогой о заболевшем теленке. Прежде чем заколоть выросшего поросенка, учитель, собираясь, расспрашивает коллег, кому и сколько нужно мяса. О проблемах обучения и воспитания, о новациях и инновациях, конечно, педагоги тоже говорят — на педсоветах или совещаниях. Но в перемены каждый обсуждает насущные заботы. А они, эти заботы и каждодневные проблемы связаны не с детьми, а со скотиной. Грустно говорить об этом, но это так...

Добавим, что учителю, имеющему корову, нельзя и выехать-то из дома. О какой курсовой переподготовке тут можно говорить? Как может учительница уехать на неделю, если ее муж корову доить не умеет? Никуда нельзя поехать и в отпуск. Летом надо сенокосить — заготавливать корма на зиму скотине. Учитель географии, начиная урок, к сожалению, не может сказать примерно так: «Сегодня я вам, ребята, расскажу о природе Северного Кавказа, где мне довелось быть прошлым летом»... Вот учителя словесности по привычке в начале учебного года задают сочинение: «Как я провел лето». А если бы на эту же тему попросить написать сочинение самих педагогов? Они расскажут, как рано по утрам выходили с косами на луга, а потом сушили сено, переворачивали, спасали от дождей...

Примечательно, что в разговоре знакомый сельский учитель мне признался, что когда один его коллега обзавелся коровой, то каждый выходной к нему стала приезжать дочь из города. Она забирает от родителей молоко, сметану, творог. Замечательно! Но мой вопрос застал знакомого задуматься. Вот если бы учитель получил вознаграждение по нацпроекту не 1 тысячу рублей, а, допустим, 10 тысяч, стал бы он держать корову? Да за эти деньги он бы купил в селе и молока, и яиц, и также к нему дочь приезжала бы за экологически чистыми продуктами. Только занимался бы производством сельхозпродукции не педагог, а тот человек, который занят сельским трудом.

Честное слово, учителям на селе это только добавило бы уважения, если бы они стали сельской интеллигенцией в полном смысле этого слова, и не занимались бы физическим трудом на своем подворье, ухаживая за животными.

Что касается упомянутой доплаты в 1 тысячу рублей за классное руководство, то, в действительности же, она в несколько раз меньше. Ведь размер пресловутого вознаграждения зависит от наполняемости класса. А сколько детей в сельских классах? Бывает, что 4-5, а бывает, что и 1-2. Соответственно, и сумма доплаты снижается в разы. К слову сказать, кому это из министерских чиновников показалось, что вести классное руководство в классе, где 3 ученика, в пять раз легче, чем в классе с 15-ю учащимися? Как с тремя учениками выпускать стенгазету, как готовиться к любому мероприятию? Меньше детей — меньше талантов. И очень многое приходится взваливать на себя классному руководителю такого вот класса с малой наполняемостью. Тут, наоборот, о дополнительной нагрузке надо говорить!

Национальный проект «Образование» уже даже и не обсуждают.

Поначалу учителя обсуждали нацпроект, ощутив сразу же, что на словах делается куда больше, чем на деле. Теперь нацпроект и не обсуждают — о нем благополучно забыли. Если уровень материального благосостояния педагогов зависит от того, сколько скотины у них на дворе, то ровно об этом они и говорят в учительских. А что такое 70 рублей вознаграждения за каждого ученика, положенные классному руководителю по нацпроекту? Если в классе 3 человека, значит, доплата составляет 210 рублей. Хлеба купить не хватит на полмесяца! Так заслуживает ли нацпроект, «обогативший» сельских педагогов на такую мизерную сумму того, чтобы о нем говорить?

Материалы по теме

Статьи по теме

6 комментариев

Александр

29.03.2010 15:53:15 #

		
Автор, мой тезка, правильно поднял проблему сельских педагогов. Учителей совершенно не красит, когда они возятся со скотиной. Но в оправдание им надо сказать, что жизнь вынуждает их искать побочный заработок. Вот и появляются у учителей телята-поросята... ответить

	
no user photo

Анастасия

29.03.2010 16:14:11 #

		
Я живу в селе, по соседству проживает учитель математики нашей школы. Когда мой сын-школьник видит, как его учитель с навозом возиться во дворе, хлев чистит, то, мне, как родительнице, становится неловко за учителя.
Автор - в теме, жизненные "картинки" написал.
ответить

	

ZZ Zanoza v Z...

30.03.2010 07:27:49 #

		
Ого! Не, ну а что такого? Можно же как-то и разрулить, чтобы дети не видели, что учителя с коровами возятся. Нарпимер, ферму жена или старшие дети учителя могут содержать. Или доить корову, не разглашая везде о том, что она енсть, где-нить за забором, чтобы видно не было. Я не против того, чтобы у моей учительницы например, корова была. Учителя тоже люди, нравится им это - пусть делают. Некоторым нраится хомячков ли пауков разводить, собак. А корова чем хуже? ответить

	
no user photo

Вера Бровикова

30.03.2010 21:00:06 #

		
Наверное, это не очень хорошо, когда учителю приходится держать живность для прокорма. У нас ни один учитель не держит скотину просто потому, что это ему нравится. Попробуйте прожить на нашу зарплату! А если еще дети учатся? Мне повезло, у меня муж достаточно зарабатывает. Но и я, в лихие 90-е, когда не платили месяцами, держала поросенка на откорм. Всей семьей убивались на таком хозяйстве. Мне искренне жаль своих коллег, которые не могут летом уехать путешествовать, отдохнуть. Их отговорка - хозяйство не дает, огород опять же ,но, если честно, то и желания никакого у них не возникает. Когда, приехав из отпуска, рассказываю, как я провела лето, на меня смотрят несколько странно. Мол, столько денег угробила, а в огороде пусто, кроме цветов, ничего не растет. А мне и не надо - в магазине куплю, даже в селе сейчас все есть. ответить

	

Александр

31.03.2010 12:03:07 #

		
Вера, у вас правильный подход к жизни, который можно только приветствовать! ответить

	
no user photo

Татьяна

31.03.2010 15:27:48 #

		
Стыдно не то, что учителя держат скот, стыдно получать такую зарплату, как у сельского учителя. О каких путешествия и отрытия мира мы можем говорить, если оклад составляет 5340 руб.? Думаю, что на этом историческом этапе каждый выживает так, как может. И нельзя осуждать тех учителей, которые тяжелым трудом в огородах и в хлевах компенсируют недоданное государством. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.