Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Мы часто слышим от людей старшего поколения, что молодежь нынче пошла некультурная. Сплошь и рядом неуважение к людям пожилого возраста, неумение вести себя в общественных местах, исковерканный русский язык, плохое знание культуры своей страны и культуры в принципе. Причем акцент взрослые делают не на отсутствии или плохом уровне образования, а именно на поведении нашей молодежи. Но при этом наши родители, прародители, видимо, не озадачиваются вопросом, в чем причина этого «невежества». Ведь, прежде всего, стоит задуматься над вопросами: почему молодежь в массе своей не знает элементарных норм этикета? Почему в школьниках, а в последствие и студентах зачастую отсутствует умение грамотно строить свою речь и плавно излагать мысли? Почему молодое поколение не тяготеет к прекрасному и духовному, отдавая дань моде и считая верхом совершенства образы, навязанные рекламой и программами на телевидении? Дело не в ребятах, а в отсутствии ряда дисциплин в обязательной школьной программе.
Школа — место, где мальчишки и девчонки проживают свой самый трепетный и самый ранимый возраст. Возраст, когда формируется личность и индивидуальность каждого. Пожалуй, это самый «впечатлительный» возраст в жизни каждого из нас, когда мы впитываем как губка любую информацию. И причина «бескультурья» нашего молодого поколения кроется как раз-таки в отсутствии информации, которая научила бы школьников вести себя корректно в общественных местах, и умению преподносить себя. В школах не хватает дисциплин, которые сделали бы ребят более добрыми, отзывчивыми и развитыми духовно. О них я и хочу поговорить.
Риторика
Нас учат писать, читать, считать. Мы усердно пытаемся понять законы физики и химии, зубрим даты всех существующих войн и сражений. Но во многих школах (исключим специализированные гимназии с гуманитарным уклоном) ученики не знают, что такое риторика. Мне в свое время очень повезло — я попала в экспериментальный класс с гуманитарным уклоном. И все преимущества риторики испытала на себе. Во-первых, давайте определим, что такое риторика. Это наука об ораторском искусстве, то есть наука, учащая нас говорить грамотно и красноречиво. На уроках риторики работают над дикцией, над тембром и интонациями голоса, учат писать, читать и разбирать тексты, обучают искусству вести диалог — слушать и слышать друг друга. Эти знания необходимы каждому школьнику в будущем, выбери он профессию переводчика или математика. Это знания, благодаря которым намного легче устроиться на любую работу, легче общаться с людьми и выражать свои чувства и эмоции, легче уметь понимать.
Этикет
Но помимо умения красноречиво говорить нужно еще и знать, как себя вести. И тут на помощь приходит этикет — дисциплина, отсутствующая в обязательной школьной программе. Этикет — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Этикет делится на множество видов: речевой, столовый, дипломатический, деловой, этикет «выходного дня», профессиональный, религиозный и т.д. Почему-то в нашей стране еще 10 лет назад этикет преподавали только на старших курсах в ВУЗах, и то далеко не во всех, и то только деловой. Правда, сейчас его начали вводить даже в детских садах, что очень и очень обнадеживает, но в школе по-прежнему его нет. На уроках этикета учат, как должно вести себя в той или иной ситуации, как обходить острые углы в общении, как правильно делать комплименты и приглашать на танец, как и чем подобает есть разные блюда и, главное, чем их запивать. Все это безумно интересно и полезно. Представьте, что однажды вы окажетесь на каком-то светском мероприятии, где благодаря полученным знаниям вам не придется скромно стоять в сторонке, а, наоборот, появится возможность блеснуть своими утонченными манерами.
Культура и психология наций
Знание культуры других стран вам пригодится, когда выберетесь на каникулы за границу.
Идем далее. Относительно недавно в школах ввели такой предмет, как мировая экономика. Замечательно. Действительно нужно. Только неплохо было бы к этому предмету добавить еще и такие дисциплины, как культура и психология наций. Невероятнейше интересные и важные дисциплины. Мы учим в школах мировую экономику и языки, чтобы в будущем работать с иностранцами. Но вы представить себе не можете, как отличаются и в бизнесе, да и просто в общении немцы от итальянцев, англичане от французов, японцы от арабов! И поверьте, если говорить о работе, то большая доля вашего личного успеха в компании зависит от знания культурных и психологических особенностей, будь вы маркетологом или системным администратором. Знаете ли вы, что немцы и японцы невероятно пунктуальны и педантичны в делах, а итальянцы допускают опоздание на самые важные переговоры на полчаса, испанцы — не более, чем на 15 минут? Знаете ли вы, что англичане считают верхом бестактности публичный комплимент вроде «какое у вас красивое платье»? А во Франции в обед обязательно включен бокал сухого вина? (интересное собрание из серии «А знаете ли вы, что...»). Обо всем это рассказывают на уроках по культуре и психологии наций. В дополнение ко всему, знание культуры не только своей родины, но и других стран позволит вам комфортнее себя чувствовать, выбираясь на каникулы за границу. И отдых станет более увлекательным, потому что, зная культурные особенности страны, в которой вы оказались, вы сможете сделать для себя гораздо больше интересных открытий.
«Планета школ»: Ну а если вы собираетесь поехать учиться в другую страну, то вам просто необходимо полистать наш раздел «Особенности обучения за рубежом».
Можно долго еще перечислять предметы, которые стоило бы ввести в школьную программу если не обязательными, то хотя бы факультативными. Это история музыки и танца, история искусства и мировых цивилизаций, основы дизайна и пр. Это те предметы, которые помогают развиваться духовно, а значит, становиться добрее и отзывчивее. Конечно, практически любую информацию сейчас можно при желании найти в Интернете. Но ведь одному это делать не так интересно, хочется и обсудить, и подискутировать.
Прекрасно, что сейчас по инициативе нашего президента и при содействии Министерства образования начинается модернизация системы образования и вводится, несомненно, важный предмет — основы религиозной культуры. Это дает надежду, что, возможно, скоро в школах ребята станут изучать не менее важные, чем алгебра и русский язык, предметы: этику, риторику и основы культуры. И, может быть, со временем они предпочтут «Дому 2» и сериалу «Школа» поездку в театр или интересную книгу. Станет меньше нелестных реплик в адрес школы со стороны учащихся, а взрослые перестанут называть молодежь некультурной. Потому что учиться станет интереснее!
Перед нами, родителями и учителями, старшими братьями и сестрами, стоит важная задача — воспитать молодежь, не только развивающую в будущем экономику России, но и преумножающую ее культурное наследие. А вы, ребята, скажу вам откровенно, и есть весомая часть этого культурного наследия. И во многом от нас, уже не школьников, зависит, какими вы будете.
Поэтому, пока правительство модернизирует систему образования, предлагаю вам делать интересные для себя открытия на портале «Планета школ», где с вами обязательно поделятся секретами красноречия, хороших манер и расскажут все о других нациях.
Ольга Шевченко
30.03.2010 22:15:42 #