Сегодня в нашей рубрике «Машины будущего» — рассказ о концепте самолета, который работает исключительно на солнечных батареях. Согласен, самолет — это не автомобиль. Но кто сказал, что самолет — это не машина?
Имя «солнечного» самолета — HB-SIA, сообщает журнал «Вокруг света». Расшифровывается аббревиатура как Solar Impulse Alpha («Солнечный импульс Альфа»). Возможно, имя его создателя вам уже знакомо. Дело в том, что в 1999 году два охотника за приключениями, англичанин Брайан Джонсон и швейцарец Бертран Пиккар, совершили беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре. Стартовав 1 марта из Швейцарии в восточном направлении, они обогнули планету и приземлились 21 марта в Египте.
Пиккар решил не останавливаться на достигнутом и приступил к разработке самолета, который мог бы работать на солнечных батареях. Несколько лет упорного труда — и вот уже изобретатель представил модель во всей красе! Правда, пока что — только в качестве экспоната. Тестирование начнется уже в ближайшее время.
Сейчас задача № 1 для швейцарца — подняться на своем детище над землей хотя бы на несколько метров. В будущем, которое, по планам Пиккара, наступит в 2011 году, путешественник-изобретатель планирует построить более мощную модель HB-SIA, на которой и собирается совершить трансатлантический перелет. А затем, конечно же, отправиться в очередное кругосветное путешествие.
Так что же представляет собой изобретение Пиккара?
«Экологический спорткар от BMW»: в ближайшие годы немецкий автоконцерн планирует наладить производство машины недалекого будущего — гибридного спорткара Z10 ED (эффективная динамика).
Экологичный летательный аппарат HB-SIA оборудован солнечными панелями, аккумуляторами, моторами и пропеллерами. Благодаря такому оснащению самолет способен держаться в воздухе и днем, накапливая солнечную энергию, и ночью, расходуя свои запасы. Так что летать он может практически без остановок. По словам Пиккара, скорость самолета составит примерно 46 км/ч. На первый взгляд она кажется очень низкой. Но не стоит забывать, что во время ночного полета самолет питается только энергией, накопленной в аккумуляторах за день.
Надо сказать, что аккумуляторы на HB-SIA достаточно большие. Почти треть массы всей конструкции, которая составляет 1,5 тонны, приходится на два литиево-полимерных аккумулятора, весящих в совокупности 400 кг. Столь небольшой массы самолета Пиккар добился благодаря углеродам, из которых выполнен его корпус. Длина самолета — около 22 м, высота — 6,5 м.
Преимущество литиево-полимерных аккумуляторов в том, что, в отличие от всех остальных видов аккумуляторов, они очень тонкие и пластичные, благодаря чему могут помещаться в любые пустоты.
Размах крыльев «солнечного» самолета составляет 61 м. По всему их периметру расположены 10 748 солнечных ячеек, которые и производят энергию. Еще 880 таких ячеек размещены на поверхности горизонтального хвоста самолета. Толщина их составляет 130 микрометров (0,13 мм). Они являются частью самого крыла и способны гнуться в полёте вместе с ним.
В своей модели Пиккар объединил разработки ученых последних лет. Так, первый самолет на солнечных батареях, правда, беспилотник, два года назад представила британская оборонная фирма Qinetiq. Самолет с размахом крыльев в 18 м назван «Зефиром», что полностью характеризует его массу — 31 кг. Максимальная высота, на которую способен подниматься «Зефир», — 18 км. Пиккар же увеличил массу, размеры самолета и, самое главное, добавил пилота.
Гибкие солнечные батареи разработали год назад ученые из Университета Иллинойса. Батареи были настолько прозрачными, что их можно было использовать для тонировки стекол в зданиях и автомобилях. И не удивительно, ведь толщина каждой ячейки, как уже сказано, — всего 0,13 мм.
А возможность совершить кругосветное путешествие без нанесения вреда атмосфере продемонстрировал в декабре прошлого года один, кстати, тоже швейцарец. Он совершил «кругосветку» на автомобиле, работающем исключительно на солнечных батареях. Заняло такое путешествие 17 месяцев, зато никакого ущерба окружающей среде.
Одна из самых важных задач, которую Пиккару предстоит решить к 2011 году, — герметизация кабины пилота, которая в настоящее время не герметична.
Гость
30.06.2009 11:55:52 #