Тавтология тавтологией, а плеоназм — плеоназмом...
7 Май 2009

Русский язык полон нюансов, которые должно знать каждому, кто говорит на этом языке. Сегодняшний «Лексикон по четвергам» мы посвятим понятию, которое выходит за рамки школьной программы, а значит, расширим кругозор.

Слово «тавтология» знает, думаю, каждый. Однако напомним. Как говорится на Грамота.ру, ТАВТОЛОГИЯ — это повторение однокоренных или близких по значению слов без уточнения или изменения смысла. Самые знаменитые примеры: масло масляное, станцевать танец, случился случай, бежать бегом, спросить вопрос, подарить подарок, прямоугольный квадрат и мясная говядина... Как говорил великий Гоголь: «Горьким смехом моим посмеюся»...

А вот «великий Гоголь» — тоже своего рода тавтология, точнее, плеоназм. ПЛЕОНАЗМ — пограничное с тавтологией понятие, оборот речи, содержащий однозначные, часто излишние слова. Иногда он применяется как стилистический прием для придания речи выразительности. Есть псевдонаучное мнение, что тавтология не является грубой стилистической ошибкой. А плеоназм придумали филологи, — это языковеды так шутят...

Да, тавтология и плеоназм — это почти одно и то же. Но есть тонкие отличия, которые разграничивают эти понятия. Если тавтология — тождесловие, то плеоназм — это именно словесная избыточность.

«Памятный сувенир» — казалось бы, разные слова. Но дело в том, что в слово «сувенир» уже заложен смысл «памятный».
«Моя автобиография», — а чьей еще может быть автобиография, если буквальный перевод этого слова — «мое жизнеописание»? Только моей...
«Возобновиться вновь», — здесь комментарии вообще излишни.

... Однажды Горький, читая рукопись начинающего автора, встретил в ней фразу: «Не суй свой нос куда не следует». Алексей Максимович подчеркнул фразу, а на полях рукописи сделал «колкую» пометку: «А разве можно совать чужой нос?». Получается, перед нами плеоназм чистой воды. Но ведь мы сами частенько именно так и говорим, правда?

Похоже, плеоназм — это не всегда стилистическая ошибка, а еще и средство речи, придающее ей выразительность или любой желаемый оттенок. Но вот когда мы слышим, читаем или сами произносим фразы типа: «Экзаменационная сессия у нас будет в январе месяце» или «В нашем классе двадцать пять человек учеников», — налицо явная избыточность, с которой лучше бороться. Ибо январь — он по определению «месяц», а «человек» и «ученик» в едином контексте с «классом» — дублирующий перебор.

Сюда же относим такие шедевры, как «пять рублей денег» и «прейскурант цен»: пять рублей — понятно, что это деньги, а слово «прейскурант» означает «справочник цен».

Или:
«памятная мемориальная доска» («мемориальная» = «памятная»),
«свободная вакансия» («вакансия» = свободная должность),
«наиболее оптимальный» («оптимальный» = «самый лучший»),
«горячий хот-дог» («хот» = «горячий»)...

Без тавтологии, в которой нас частенько обвиняют учителя, тоже далеко не уедешь. Пословицы и поговорки, фразеологические обороты буквально расцветают именно благодаря дублированию однокоренных слов. Смотрите сами:

дружба дружбой, а служба службой;
жизнь прожить — не поле перейти;
вольному воля;
ходить ходуном;
битком набит;
есть поедом...

А знакомые с детства русские сказки? Присказки и прибаутки русского фольклора — это сплошная тавтология: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «сиднем сидеть», «горе горькое»...

Следите за своими словами, не допуская грубых ошибок типа «апрель месяц», но с другой стороны, не стоит упускать случая расцветить свою речь яркими фразами, используя к месту плеоназмы. Ими «грешили» великие (и не очень) поэты и писатели:

Как ум умен, как дело дельно,
Как страшен страх, как тьма темна!
Как жизнь жива! Как смерть смертельна!
Как юность юная юна! (З. Эзрохи)

Материалы по теме

Статьи по теме


			

Написать комментарий


		
Открытый ежегодный Международный конкурс компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер – 2009»
Конкурс проводится с 1 декабря 2008 года по 28 апреля 2009 года. Работы принимаются с 10 декабря 2008 года по 15 марта 2009 года. С 15 марта 2009 года – работа экспертного совета и подведение итогов конкурса. Возраст участников: от 7 лет до 21 года.
 
Общероссийский конкурс детских проектов в области энергетики «Энергия детства»
Цель конкурса - популяризация детского научно-технического, литературного, изобразительного, музыкального творчества, направленного на развитие креативного мышления и позитивного отношения к отрасли энергетики. К участию приглашаются дети от 5 до 17 лет из разных стран мира. Материалы должны быть отправлены до 1 апреля.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.