Великая Отечественная война. В застывшем от тишины воздухе раздается пронзительный свист — и земля с изнуренными людьми превращается в кровавое месиво. Оружие двух стихий — земли и воздуха одновременно — порождает третью — огонь...
Легендарные металлические герои войны — в нашем материале, посвященном Дню победы.
Стихия — земля: танк Т-34
На момент начала войны у Советской армии было на вооружении 15 с половиной тысяч танков. У армии противника — в три раза меньше. Казалось бы, обладая такой силой, раздавить фашистские танковые войска можно было уже в первые месяцы. Однако противостоять немецкой технике на равных могли только несколько моделей: Т-34, КВ-85, СУ-152 и Т-34-85. Сегодня мы расскажем о легендарном танке Т-34, в просторечии — «тридцатьчетверке», прошедшем войну от первых до последних дней.
На протяжении четырех военных лет Т-34 оставался главной танковой единицей в советской армии. Он признан самым массовым и самым лучшим танком ХХ века. Такой чести не удостоился даже легендарный немецкий истребитель танков «Тигр-I», наводивший в первые годы после своего выпуска ужас на Советскую армию и на армии прячущихся в тени союзников.
Первые экземпляры Т-34 поступили на вооружение уже в 1940 году. Детище отечественных конструкторов на два года опередило танковое производство вермахта. Спустя год, когда проревела сирена, возвестившая о начале Великой Отечественной, бронированный отряд в 1000 танков был направлен на фронт. Однако первый поход Т-34 обернулся полным провалом.
«...Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии, — саркастически отзывалось об этом немецкое командование. — Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими свое преимущество...».
Как оказалось, причиной провала стали вовсе не недоработки в конструкции танков нового поколения, а недостаточный опыт управления ими. Очень скоро автор приведенных строк признает, что сильно ошибался и что вермахт пока не располагает достойными соперниками советскому танку. Достойных соперников не появилось и после.
В воспоминаниях танкистов и командующих можно найти отзывы о Т-34 как о технике мощной, но совершенно безжалостной к собственному экипажу. Однако это искупалось тем, что Т-34 был не только мощным и маневренным (немецкие танки обладали либо тем, либо другим преимуществом, но не обоими сразу), но и стал единственным в мире, сочетающим в себе все необходимые для танка характеристики: броня, маневренность, огонь и мощность. Можно с гордостью сказать, что позже немецкие танки-звери «Тигр» и «Пантера» стали попытками повторения Т-34. Он был первой в мире моделью, которая предназначалась для обстрела танков и артиллерийских орудий на дальнем расстоянии.
Среди главных недостатков внутреннего управления Т-34 в 1941 году отмечались: плохая связь в кабине между командиром и механиком, а также неприспособленность к сильным морозам. Экипажи этих танков выработали своеобразную систему сигнализации: когда механик не мог разобрать команды командира, тот ставил ноги механику на плечи. Давил на правое плечо — нужно поворачивать направо, на левое — налево. Команда механику остановить танк — один удар по шлему...
Не менее своеобразно решалась проблема с застыванием двигателя в морозные зимы:
«В зимних условиях завести двигатель танка было очень тяжело. Для этого нужно было часа за два до выезда его прогреть, то есть подсунуть под танк противень величиной чуть меньше танка, налить в него дизельное топливо и поджечь. Часа через полтора танк, который, как и мы, был весь в копоти, начинали заводить».
Одним из главных подвигов Т-34 историки считают его вклад в победу в Курской битве в 1943 году, когда производство этих танков достигло своего пика. Появившиеся уже на тот момент высоко модернизированные немецкие танки «Тигр» сильно осложняли задачу Т-34. Броня «Тигров» толщиной вдвое превышала броню Т-34 (40/45мм против 70/80мм). Однако тяжеловесность «Тигров», которые по массе были практически равны двум Т-34, полностью лишала их маневренности. Таким образом, ценой огромных потерь, за счет количества, скорости и высокой маневренности, советские танки смогли перейти в наступление.
В количестве танков Т-34 Советская армия выигрывала не только благодаря их массовому производству, но и за счет высокой ремонтопригодности. Часть покореженных артиллерийскими снарядами машин отправляли на заводы, где из уцелевших частей собирали новые. В целом каждый экземпляр Т-34 вырабатывал двойную гарантийную норму.
В середине 1944 года советские бронетанковые дивизии начали ощущать значительный перевес немецкой стороны в эффективности танков. Т-34 нуждался в серьезном обновлении. В частности, была необходима пушка более крупного калибра.
Эта задача была воплощена в танке нового поколения Т-34-85, по показателям максимально приближенном к немецкой бронетанковой технике. Цифра 85 означала 85-миллиметровую пушку.
Производство Т-34 прекратилось. Однако оставшиеся экземпляры «тридцатьчетверки» по-прежнему продолжали борьбу с врагом на фронте.
Основные характеристики легендарного танка Т-34 |
|
---|---|
Скорость бронебойного снаряда | 662 м/с |
Скорострельность | 1-2 выстрела в минуту |
Боекопмлект | 70 выстрелов (модель 1940 г.) 100 выстрелов (модель 1942 г.) |
Максимальная дальность поражения цели | 1500 м |
Масса | 30,2 тонны (модель 1940 г.) 32,0 тонны (модель 1942 г.) |
Максимальная скорость | 54 км/ч по шоссе |
Калибр танковой пушки | 76,2 мм |
Стихия — земля: «Катюша»
Пожалуй, единственным непревзойденным по мощности и эффективности оружием Второй мировой войны остается реактивная артиллерийская установка с простонародным названием «Катюша». Напомним, что название «Катюша» произошло от аббревиатуры КАТ (Кумулятивный артиллерийский термитный). В дальнейшем фронтовики, часто напевавшие любимую военную песню «Катюша», дали этой пусковой установке то же ласковое прозвание.
Как и в случае с танком Т-34, здесь подтвердилась парадоксальная русская истина: чем проще, тем лучше. «Катюша» представляла собой пусковую установку БМ-13, расположенную на небольшом грузовичке, и семь снарядов М-13. Единственным ее недостатком была небольшая неточность при поражении целей. Однако она была незаменима при массированной атаке. Снаряды, каждый из которых весил около 100 кг, превращали землю во вспаханное поле. Начиненные 29 кг взрывчатки, они создавали эффект примерно шести разорвавшихся мин.
Но даже не это больше всего пугало противника. Полет ракеты, рассчитанный максимум на 13 км, сопровождался страшным ревом и свистом. Выжившие после такой атаки немецкие солдаты получали контузии, глохли, сходили с ума... Фашистов охватила паника. На протяжении первых лет войны они тщетно пытались выкрасть хотя бы один экземпляр снаряда. Однако, когда это все же произошло, так и не смогли разгадать его секрет.
Раздобыть снаряд было практически невыполнимой задачей. Все машины были оснащены ящиками со взрывчаткой, через которые проходил огнепроводный шнур. Если машина находилась под угрозой захвата, солдаты обязаны были дернуть этот шнур и взорвать установку со снарядами...
Уникальная военная разработка внесла огромный вклад в общую победу, прошла через всю войну, сохранив свою тайну, и до сегодняшнего дня находится на вооружении российской армии.
Стихия — воздух: ТБ-3
В отличие от бронетанковой техники, военная авиация Советской армии была самым уязвимым участком. Несмотря на все усилия русских авиаконструкторов, техники, равной фашистскому истребителю «Мессершмитту», так и не появилось. Однако настоящей отечественной гордостью стал советский бомбардировщик-долгожитель ТБ-3, сконструированный Туполевым и ставший главной силой советских ВВС.
Еще за два года до начала Великой Отечественной войны ТБ-3, первый в мире самолет с четырьмя двигателями, сняли с использования. Но острая потребность в мощной авиации и отсутствие других достойных моделей заставили командование Военно-воздушными силами вернуть ТБ-3 в строй. Это был уникальный самолет, который мог взлетать с распаханных полей и садиться на снег.
На тот момент в ангарах Советского Союза стоял 541 исправный самолет, готовый к наработке летных часов сверх нормы. Один из корреспондентов французской газеты «Пти Паризьен» сказал: «Пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу, как тухлое яйцо...».
Раздавить — только не Европу, а Третий рейх — ТБ-3 не успел, однако породил в этом яйце большую трещину.
Изначально основной задачей ТБ-3 были ночные бомбардировки немецких баз и стратегических объектов. В тихом ночном небе медлительные, но вместительные самолеты успешно ликвидировали все намеченные объекты, сбрасывая на них бомбы. Однако недостаток авиационной техники вынуждал командование ВВС использовать ТБ-3 и в дневное время, причем не только в качестве бомбардировщика, но и в качестве транспортного самолета и транспортера легких танков. Сопровождения из истребителей у них не было. С каждым дневным вылетом потери авиации увеличивались. Противостоять легким и маневренным немецким истребителям было невозможно.
Но даже в такой сложной ситуации ТБ-3 оставался на высоте, как в прямом, так и в переносном смысле. В то время как обычные бомбардировщики и истребители с двумя двигателями после попадания в них снаряда стремительно падали вниз, четыре двигателя ТБ-3 продолжали удерживать самолет в воздухе. Иногда пилотам хватало времени не только катапультироваться, но и долететь до ближайшего аэродрома, при этом потушив пожар.
Один из таких случаев произошел в 1942 году, когда во время высадки десанта ТБ-3 атаковали немецкие истребители. Двигательный отсек самолета был объят пламенем, один двигатель отказал. Однако пилоты все же сохранили курс на зону высадки, сбросили парашютистов и на полыхающем самолете благополучно вернулись на базу.
Первый полет ТБ-3 состоялся в 1930 году. Теперь же авиаконструкторы понимали, что система, используемая в этих самолетах, по прошествии десятилетия сильно устарела. Поэтому на борту и на дне самолета устанавливали дополнительные пулеметы, помимо пяти «родных», меняли радиооборудование, прицелы и оснащали кабины радиополукомпасами.
ТБ-3 участвовали во всех важных сражениях Великой Отечественной: Курской битве, битве под Сталинградом, Смоленском сражении, битве за Москву, прорыве блокады Ленинграда. Одной из самых успешных их операций историки считают бомбардировку Черноводского моста через реку Дунай на территории Румынии. С разницей в два дня, 11 и 13 августа 1941 года, несколько бомбардировщиков ТБ-3 нанесли мощнейшие удары. В первый раз сброшенные бомбы пробили нефтепровод, проходящий через мост, во второй раз повредили опоры моста, тем самым отрезав путь по нему.
К 1943 году у Советской армии оставалось чуть больше десяти исправных ТБ-3. На смену им пришло новое поколение самолетов Туполева — Ту-2. Но им, так же, как и танкам Т-34-85, оставалось лишь поставить жирную победную точку во Второй мировой войне.
Гость
10.05.2009 12:04:26 #Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
Поздравляю всех с Днем Победы и с тем, что мы все сейчас живы. ответить