Московские театры: вторая десятка
28 Апр 2009
Московские театры: вторая десятка

Если у вас есть слезы, приготовьтесь пролить их.
У. Шекспир

Продолжаем наш обзор театров по Москве. И каждому из храмов Мельпомены выносим вердикт, исходя из главного вопроса — насколько это интересно подросткам?

Конечно, интересно им может быть многое, особенно если можно поржать. Например, над такими хохмами, как в известной театральной байке. В одном из театров шел «Евгений Онегин». Близилась сцена, где Онегин на балу встречает Татьяну, очень изменившуюся и похорошевшую. Далее, как известно, следует знаменитый вопрос Евгения: «Кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит?». Но когда Татьяна была уже готова к выходу, обнаружилось, что малинового берета нет. Пришлось в последний момент заменить его зеленым.

Итак, Евгений ищет в толпе гостей малиновый берет — и видит Татьяну отчего-то в зеленом... Что оставалось делать бедному артисту, кроме как спеть: «Кто там, в зеленовом берете...»?

Да, редко, но такие казусы происходят в театрах: зал, естественно, взрывается хохотом, а серьезное произведение превращается в фарс. Однако мы все же рассчитываем не на подобные приколы, а на постановки, способные вызвать настоящий интерес у юного зрителя. А потому — вперед, начинаем наш обзор!

Театр «Кремлевский балет»

Этот театр на Кремлевской сцене создал в самом начале 1990-х годов представитель знаменитой московской балетной династии Андрей Петров, который руководит им и по сей день. Основу репертуара «Кремлевского балета» составляют шедевры мировой и отечественной классики.

Надо сказать, что именно здесь, в Кремлевском дворце, был поставлен спектакль, который по праву мог бы быть назван «балетом для детей», — понятие, год от года меркнущее и исчезающее. Этот спектакль — «Приключения Тома Сойера». Он интересен не только с точки зрения хореографии, но и режиссерскими находками. Например, еще до появления дирижера озорной мальчишка занимает его место за пультом, хулиганит, а потом подговаривает своих товарищей в танцклассе сыграть с ним в игру... Так начинается спектакль.

Впрочем, и балетов-сказок в театре предостаточно: «Снегурочка», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» Чайковского, «Жар-птица» Стравинского, «Золушка» Прокофьева...

Правда, к сожалению, со следующего месяца, в связи с ремонтом Государственного Кремлевского дворца, спектакли «Кремлевского балета» здесь ставиться не будут, а открытие нового театрального сезона состоится лишь в октябре-ноябре 2009 года. Но в апреле можно еще успеть посмотреть в этом театре «Лебединое озеро» Чайковского и «Ромео и Джульетту» Прокофьева.

Вердикт: Приходится признать, что, как бы ни был балет прекрасен, молодежи на него пойдет очень мало. Хотя наличие детских спектаклей все же прибавляет очки этому театру.

«Ленком»

Знаменитый «Ленком» (сокращение от «Московский театр имени Ленинского комсомола») на Малой Дмитровке, 6, — настоящая легенда.

Еще до революции в этом здании, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицем в новомодном стиле «модерн», размещался Купеческий клуб, насквозь пропитанный культурной атмосферой тех лет: здесь игрались спектакли, сюда приезжали деятели искусства из-за границы...

А сам «Ленком», которому уже 82 года (солидный возраст!), был создан в 1927 году по инициативе руководства московской комсомольской организации и назывался тогда ТРАМ (Театр рабочей молодежи).

«Этот дом — часть моей жизни, — говорит о театре его многолетний руководитель Марк Анатольевич Захаров, — и этот модерн начала века, считавшийся когда-то купеческим моветоном, вот уже много лет действует на меня завораживающе».

С этим театром связаны имена многих знаменитостей: Караченцова, Янковского, Чуриковой, Абдулова, Броневого, Збруева, а теперь и актеров молодого поколения — Александры Захаровой, Марии Мироновой...

И тем не менее, спектаклей для школьников здесь не наблюдается. В апреле в Ленкоме можно посмотреть легендарную «Юнону» и «Авось» (А. Вознесенский — А. Рыбников), «Ва-банк» (сцены из комедии А. Н. Островского «Последняя жертва»), трагикомедию «Шут Балакирев» Г. Горина и другое, не отличающееся особой «молодежностью». Да и афиша на май и июнь не радует в этом отношении. Хотя, конечно, спектакли этого театра необходимо смотреть любому, кто, независимо от возраста, хотел бы считать себя культурным человеком.

Вердикт: Как ни прискорбно, гениальный театр потерял молодого зрителя, которому нужно что-нибудь посвежее — современное и ультра-актуальное...

Малый театр России

Малый театр очень стар. Его первая труппа, по указу императрицы Елизаветы Петровны — «учредить Русский для представления комедий и трагедий театр», — была собрана еще в 1756 году.

Указом Президента России Малому присвоен статус национального достояния; театр включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Малый, кстати, очень плодовит. В каждом сезоне здесь выпускают 4-5 новых спектаклей и снимают какие-то из старых названий репертуара. За последние годы театр успел побывать с гастролями в Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, на Кипре, в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Показанные там спектакли были с удовольствием приняты зрителями.

Среди апрельских спектаклей театра — нетленная классика: чеховские «Три сестры» и «Чайка», «Ревизор» Гоголя, «Бедность — не порок», «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и многое другое. Но все это для взрослых. Есть, правда, «Снежная королева» Е. Шварца. Еще в репертуаре значатся «Недоросль» Д. И. Фонвизина и пушкинская «Сказка о царе Салтане».

Вердикт: Цитирую отзыв о «Снежной королеве», — он говорит сам за себя: «Пожалуйста, ставьте побольше детских спектаклей!!!» (Ирина Ф.).

Театр им. Вл. Маяковского

Театр Революции, Театр Драмы — сколько названий сменил этот замечательный театр, ныне — имени Владимира Маяковского! Здание, в котором он сейчас располагается, построили в 1886 году специально для именитых зарубежных гастролеров. На этой сцене играли Сара Бернар, Элеонора Дузе, Эрнесто Поссарт, Муке-Сюли, Коклей-старший, Коклей-младший и другие мировые знаменитости.

Позже здесь блистали и наши звезды: Мария Бабанова и Михаил Астангов, Максим Штраух и Лев Свердлин, Борис Тенин и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Татьяна Доронина и Наталья Гундарева... С 2002 года главным режиссером театра стал Сергей Николаевич Арцибашев. В его постановках зрители увидели много замечательных спектаклей: «Женитьба», «Карамазовы», «Развод по-женски», «Мертвые души», «Шаткое равновесие», «Ревизор».

В апреле театр покажет «На бойком месте» А. Н. Островского, «Любовь глазами сыщика» Питера Шеффера, «Круг» Сомерсета Моэма, «Банкет» Нила Саймона. Но все это комедии для взрослых, весьма далекие от молодежных проблем. Правда, есть музыкальная сказка «Приключения Красной Шапочки», где появляются не только Шапочка, Волк и Бабушка, но и Доктор Айболит, и Снежная Королева, и Баба-Яга, и Василиса Прекрасная, — словом, мешанина из разных сказок.

Вердикт: Одной «Красной шапочкой» сыт не будешь! Поэтому и оценочка, при всем уважении, — соответствующая...

Театр на Малой Бронной

Его творческий коллектив сформировался еще в 1945 году, а на знаменитую Малую Бронную, в здание, в котором до революции находился клуб извозчиков, а потом студенческий клуб, — театр переехал уже в 1962-м. С 1921 по1951 гг. здание принадлежало ГОСЕТу — знаменитому Государственному еврейскому театру под руководством Соломона Михоэлса.

В этом сезоне здесь можно посмотреть «LIBERTIN» Эрика-Эммануэля Шмитта, «Я не Раппапорт» Эрба Гарднера, так называемый «Концерт для белых трубочистов — Хроники доктора Прентиса» Джо Ортона и еще многое другое, что, однако будет интересно в основном взрослым. Поставили здесь и редкое произведение Стругацких, имеющее очень отдаленное отношение к фантастике, — «Жиды города Питера». Тоже, естественно, не для подростков. А вот на «Мисс Жюли» с удовольствием пойдут парни, у которых «играй, гормон»: столько на сцене пошловатого эротизма, с оголением тел, что за их мельканьем не замечаешь сюжета.

Для самых маленьких, правда, есть «Золушка» Е. Шварца, но — она для самых маленьких, и этим все сказано.

Вердикт: Ну нечего здесь подросткам смотреть. «Золушка», да еще эротика.

Московский международный Дом музыки

Совсем еще молодой «Дом музыки» являет собой детище мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и замечательного музыканта и общественного деятеля Владимира Теодоровича Спивакова. Ставятся здесь всевозможные музыкальные спектакли.

Среди того, что наиболее подходит для нас, — праздник-концерт, посвященный году молодежи (ГОУ Средняя общеобразовательная школа № 1113 с углубленным изучением музыки и хореографии). Что еще неплохо бы посмотреть и послушать? Спектакль «Короли танго», секстет Карела Краайенхофа (Нидерланды), вокал Омара Молло (Аргентина) и танцевальный дуэт/танго (Нидерланды).

Для детей здесь предлагают спектакль «Кошкин дом» Московского нового драматического театра (для самых маленьких), балет «Золушка» (Театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Васильева), балет «Дюймовочка» (Театр Русского балета «Московия», художественный руководитель — Л. Сабитова), «Сказку о царе Салтане» Музыкального театра «На Басманной». А также концерт юных талантов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова «В кругу друзей».

Вердикт: Музыкальные спектакли для молодежи в репертуаре «Дома музыки» есть, и это уже хорошо, несмотря на их «детскость». Вопрос лишь в том, насколько подростки любят «балеты-скрипочки»...

Театр «Модернъ»

Театр «Модернъ» был образован в 1988 году на базе выпускного курса «Щепки». Сначала он назывался «Театр-студия на Спартаковской площади», а затем уже был переименован в Театр «Модернъ» (руководитель — народная артистка России Светлана Врагова).

Кстати, «Модернъ» — один из первых профессиональных театров-студий, который смог перерасти в настоящий признанный публикой театр. Гордость его сцены — яркие авангардные постановки. С самого первого спектакля — «Дорогая Елена Сергеевна» — театр обрел своего благодарного зрителя. В «багаже» театра такие хиты, как «Расплюевские веселые дни» по Сухово-Кобылину, «Видео. Бокс. Пуля» по Е. Козловскому.

Детской публике здесь тоже есть что посмотреть: «Трусохвостик» (детям от 4 до 7 лет) и «Знайка-зазнайка» (детям от 3 до 6 лет) С. Михалкова. Спектакль «Путешествие маленького принца» по Сент-Экзюпери рассчитан на зрителя 9-13 лет, но его могут смотреть с интересом и подростки: эта философская сказка, кстати, считается одной из самой читаемых книг в мире.

Ребятам постарше, возможно, будет интересен спектакль-импровизация «... Ищет встречи!», выросший из многочисленных капустников. «Старый дом» — спектакль о 60-х годах, о любви подростков, и «Петлю» по Р. Ибрагимбекову тоже можно рекомендовать молодежи.

Вердикт: Многие темы, которые затрагивает театр, нам близки. Пожалуй, стоит сходить на пару спектаклей.

«Opera театр»

Московский «Opera Театр» еще совсем молодой, и его официальный сайт, скажем так, далек от совершенства, поэтому об истории театра и его достижениях судить сложно.

Заглянув в афишу театра на этом сайте, мы нашли многообещающие названия и восклицания «Премьера!», однако никаких дат, кроме одной: Посвящение Муслиму Магомаеву — «НЕ последний Аккорд. Соло для баритона с компьютером» — назначено на 25 апреля 2009 года.

Вердикт: Если театр хочет заинтересовать зрителя, надо что-то делать с сайтом.

Театр им. Моссовета

Дата создания Государственного академического театра имени Моссовета, тогда еще — как театра Московского губернского совета профсоюзов — далекий 1923 год. Его основатель — литератор и режиссер С. И. Прокофьев. Заметный след в истории театра оставил Павел Осипович Хомский, возглавивший коллектив в 70-е годы. В последние годы коллектив побывал с гастролями во многих городах России, СНГ и за рубежом: в Польше, Болгарии, Финляндии, Франции, США.

Сегодня на этой сцене идет много хороших, достойных постановок. Можно назвать легкий и светлый, несмотря на драматичный сюжет, спектакль «Белая гвардия» по Михаилу Булгакову, рок-оперу Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» и, конечно, замечательную драму Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Для юных зрителей здесь предлагают музыкальную сказку Геннадия Гладкова и Юрия Энтина «Шиворот-навыворот», театральную буффонаду «Крошка Цахес» по мотивам сказки Гофмана. Школьникам постарше рекомендую осовремененного «Ревизора».

Вердикт: Пара детских спектаклей плюс классика — неплохо, хотя можно было бы и для тинейджеров что-нибудь поставить.

«Московский театр Кирилла Королева»

Ну, наконец мы добрались до театра, полностью отвечающего нашим запросам. Здесь не только затрагиваются молодежные темы, — здесь и играют дети, подростки! Причем этот театр детей был создан не ради умиления мам и бабушек видом детишек на сцене. Кирилл Королев каждым новым спектаклем доказывает всему свету, что театр, который делают дети, может быть высокопрофессиональным!

Самый первый спектакль — «Маленький принц» — стал для театра хорошим стартом. На сегодняшний же день в его репертуаре 30 спектаклей! Сценические площадки арендуются наравне со «взрослыми», а за один сезон играют не менее 100 спектаклей! Где только не побывала труппа со своими постановками: Венгрия, Чехия, Болгария, Словакия, Украина, Молдова и т. д. Артисты участвовали более чем в 40 театральных фестивалях, причем получали звания лауреатов и дипломантов!

В «активе» театра такие потрясающие постановки, как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Мой маленький бог» Екатерины Ткачевой и Кирилла Королева — о непростой участи «белых ворон» — и многое, многое другое!

В апреле здесь можно посмотреть театральную композицию по стихотворениям юных поэтов — «Я иду босиком по стеклянному миру», — а также пушкинского «Моцарта и Сальери»

Вердикт: Виват! Виват! Виват!

Название Адрес в Москве Телефоны (купить билеты)
Государственный Кремлевский дворец ул. Воздвиженка, 1 917-23-36
«Ленком» ул. М. Дмитровка, 6 699-96-68
Малый театр России Театральная пл., 1/6 623-26-21, 624-40-83
Театр им. Вл. Маяковского ул. Б. Никитская, 19 290-46-58
Театр на Малой Бронной ул. М. Бронная, 4 290-40-93
Московский международный Дом музыки Космодамианская набереж., д. 52, стр. 8 730-43-59
Театр «Модернъ» Спартаковская пл., 9/1а 261-10-30, 261-83-22
«Opera театр» Тополевая аллея, 6 538-37-21
Театр им. Моссовета ул. Б. Садовая, 16, сад 699-20-35
«Московский театр Кирилла Королева» Семеновская набережная, д.3/1, корп. 5 442-35-37, 148-12-56

Статьи по теме

3 комментария

no guest photo ответить

Гость

28.04.2009 16:20:59
Вся проблема в том, что практически как такого зрителя-подростка не существует. Дети мыслят по-детски, подростки мыслят по-детски, но тянутся к взрослым проблемам. Поэтому ориентация на подростка вероятнее всего есть, но это несколько абстрактное понятие. Образуется брешь в категории мышления, но эту брешь невозможно заполнить, потому что она вроде бы есть, но ее нет.
Про «зелёновый берет» - супер!!!
Цитата
Гость пишет:
Вся проблема в том, что практически как такого зрителя-подростка не существует. Дети мыслят по-детски, подростки мыслят по-детски, но тянутся к взрослым проблемам. Поэтому ориентация на подростка вероятнее всего есть, но это несколько абстрактное понятие. Образуется брешь в категории мышления, но эту брешь невозможно заполнить, потому что она вроде бы есть, но ее нет.

О, сколь глубокомысленный комментарий... А мне кажется, что есть особые темы, которые должны быть интересны подросткам - первая любовь, предательство и верность (и все это в их подростковом возрасте, конечно), еще тема - талант, и как нужно беречь его и развивать в себе, еще - выбор профессии, жизненного пути). Я думаю такие темы в драмматургии есть, просто мало кто инетересуется тем, что смотрят подростки. Они перешагивают через бу брешь о которой вы говорите - вот они пошли на красную шапочту, а в следующий раз уже на Гамлета... Вот так.

			

Написать комментарий


		
Открытый ежегодный Международный конкурс компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер – 2009»
Конкурс проводится с 1 декабря 2008 года по 28 апреля 2009 года. Работы принимаются с 10 декабря 2008 года по 15 марта 2009 года. С 15 марта 2009 года – работа экспертного совета и подведение итогов конкурса. Возраст участников: от 7 лет до 21 года.
 
Общероссийский конкурс детских проектов в области энергетики «Энергия детства»
Цель конкурса - популяризация детского научно-технического, литературного, изобразительного, музыкального творчества, направленного на развитие креативного мышления и позитивного отношения к отрасли энергетики. К участию приглашаются дети от 5 до 17 лет из разных стран мира. Материалы должны быть отправлены до 1 апреля.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.