Театр — это прежде всего тайна, проникнуть в которую дано не каждому. О театре можно говорить вечно — и ничего не сказать. Может, потому и тянет нас снова и снова в театр: не просто потусоваться, и даже не просто посмотреть хороший или средний спектакль, но именно — прикоснуться к тайне. Той, которой лишено плоское искусство кино...
Но, может быть, у молодежи отношение к театру иное? Что, например, интересно сейчас столичной молодежи? Какие театры предпочитают подростки? Какие спектакли им по вкусу или могли бы понравиться? Давайте заглянем в несколько московских «храмов Мельпомены» и посмотрим, что из их репертуара можно порекомендовать тинейджерам. И даже подскажем, какие из театров нужно посетить прямо-таки обязательно.
Кстати! По данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения совместно с калининградским Фондом социальных и маркетинговых исследований в 2008 году, театром увлекаются всего 6% населения в возрасте от 16 до 25 лет. 72% из этого числа — девушки и только 28% — юноши. Основную часть молодых театралов составляют студенты, преимущественно столичных вузов, — прежде всего, конечно, Москвы.
Итак, внимание: «первая десятка» театров! И оценка по 10-бальной шкале: насколько данный театр привлекателен для молодежи (исходя из репертуара на апрель).
«АктэМ»
Первый в нашем длинном списке — театр «АктэМ» (Актерская экспериментальная мастерская). Здесь все построено на принципах русского психологического театра, а главная «фишка» этого коллектива — непривычность и неожиданность решений, благодаря которым известные пьесы преобразуются в нечто новое.
На творческом счету театра — такие спектакли, как «8 1/2 женщин на грани нервного срыва» по пьесе Робера Тома, «Бидерман и поджигатели» по Максу Фришу, «Ночь невинных забав» по пьесе Августа Стриндберга «Фрёкен Жюли», и многие другие, соответствующие заявленной «психологичности».
В апреле состоится показ элегантной комедии в стиле немого кино «Преступление актрисы Марыськиной» (Тэффи, А. Аверченко, А. Бухов). В этом спектакле режиссера Елены Колесниковой причудливо переплетаются трагедия и фарс и после бурного веселья на сцене актеры выходят на поклон с траурными лицами...
«АктэМ» — театр студентов актерской студии, поэтому, скорее всего, в любом случае его спектакли будут любопытны молодежи. А недавно руководители и педагоги «АктэМа» получили приглашение в новую Школу-студию современной эстрады, кино и телевидения. Идея создания такой школы, между прочим, родилась на 7-й «Фабрике звезд». Творческий руководитель школы-студии — естественно, Яна Чурикова.
Вердикт: «Фабрика звезд» — проект, для нашей задумки вполне подходящий, однако среди ближайших спектаклей «АктэМа» мы не нашли ни одного по-настоящему «молодежного», поэтому оценка, скажем так, средняя.
Оценка: 5 баллов.
«Бенефис»
Следующий в списке — театр «Бенефис» под руководством Анны Неровной. Он возник в 1987 году, вскоре после того, как его создатель Анна Неровная была удостоена приза за лучшую режиссуру современной драматургии на Международном театральном фестивале «Лефортовские игры-87».
В репертуаре театра много интересного: история любви, случившаяся в Нью-Йорке в наши дни («Двое на качелях» У. Гибсона), салонная комедия в стиле регтайм («Недоступная» С. Моэма) и комедия глубоко советских застойных времен («Ангел» по пьесе А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом»).
Апрель в «Бенефисе» пройдет в основном под знаком комедии. Среди них — сказка-мюзикл «Мой папа самый-самый...» (В. Улановский, В. Орлов), с очень знакомыми героями: Волк, Лиса, Петушок и Курочка-Ряба... Еще один забавный спектакль — музыкальная волшебно-фантастическая феерия по мотивам английских сказок «Шлямпомпо». Милая, добрая, немножко поучительная, как все сказки, эта история заставит юного зрителя как минимум улыбнуться.
Для ребят постарше здесь достаточно интересных комедий, поэтому «Бенефис» занимает в нашем рейтинге более высокую ступеньку.
Вердикт: Комедии и сказки — как раз то, что нужно молодым и задорным. Однако непосредственно молодежные проблемы театром, как ни жаль, не поднимаются.
Оценка: 6 баллов.
Третий гость нашего списка — «главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, осмысливающий классическое наследие в свете духовных запросов обновляющегося российского общества, способствующий развитию музыкального театра России»... — словом, Большой театр.
Среди спектаклей Большого — истинные шедевры классики и современности! Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», балет А. Адана «Жизель» в редакции В. Васильева, опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и многое, многое другое вас ждет в этом замечательном театре.
Однако, к сожалению, любителей оперы и балета среди молодежи — единицы. Это либо меломаны, либо молодые певцы и танцовщики, либо уж крутые интеллектуалы. Зато здесь ценят и любят сказки! «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Турандот» Д. Пуччини... И обязательно сходите на комический балет Д. Шостаковича «Светлый ручей»: в сюжете предусмотрены переодевания (а балерун в пачке — это нечто!) и смешные ситуации, в которые попадают герои, — хороший повод, чтобы улыбнуться, а что еще нужно подростку?
Вердикт: При общем предвзятом отношении молодежи к опере и балету, Большой — это Большой. И здесь есть что посмотреть. Избранным :-).
Оценка: 4 балла.
Большой симфонический оркестр был основан в 1930 году и предназначался в основном для радиотрансляций классической музыки. В 1960-х годах состоялись первые зарубежные гастроли оркестра: постоянные выступления по радио и со сцены принесли ему славу одного из лучших оркестров мира.
Сегодня Большой симфонический оркестр ассоциируется у нас с именами Леопольда Стоковского, Евгения Мравинского, Курта Зандерлинга, Эмиля Гилельса, Юрия Башмета, Гидона Кремера и многих других известных дирижеров и исполнителей. Апрель подарит возможность услышать в Большом зале Консерватории концерт «Музыка для всех. 3-й концерт абонемента. Шаг в XXI век». В программе заявлены произведения Ф. Листа «Что слышно на горе», «Прометей», «Мефисто-вальс» и «Прелюды». Дирижер — Леонид Николаев. В общем, не концерт, а мечта меломана!..
Только вот для юной публики здесь, к сожалению, ничего не найдешь. Из всех предстоящих концертов ни один даже отдаленно нельзя зачислить в «детские» или «молодежные».
Вердикт: Нет, не привлекает Большой симфонический «наше племя», и все тут. Разве что пару-тройку студентов-меломанов и ребят из ну очень уж культурных семей с музыкальными традициями...
Оценка: 3 балла.
Созданный в 1989 году Леонидом Трушкиным и Евгением Роговым, этот театр стал первой частной антрепризой в России после 1919 года (именно в том году вышел декрет о национализации театров).
Говоря о Театре Антона Чехова, нельзя не упомянуть имена замечательных актеров: Евгения Евстигнеева, Татьяны Васильевой, Олега Басилашвили, Валерия Золотухина, Геннадия Хазанова, Константина Райкина, Ольги Волковой, Татьяны Догилевой, Александра Ширвиндта, Владимира Меньшова, Веры Алентовой...
Здесь можно посмотреть спектакли весеннего сезона «Смешанные чувства» (Ричард Баэр), «Морковка для Императора» (Иржи Губач). И ни в коем случае не пропустите потрясающую комедию «Ужин с дураком» по Франсису Веберу (играют ее на сцене Театра эстрады).
А на что пойдут в Театр Антона Чехова подростки? Изучив всю афишу, приходится заключить, что даже комедии здесь — в основном для «пожилого» возраста. Хотя знаменитые актеры, как всегда, на высоте.
Вердикт: Несмотря на высокое реноме театра и впечатляющий «звездный» состав, молодежь он особо не привлечет. Разве что сходить на комедию — поржать, если, конечно, шутки будут смешные.
Оценка: 5 баллов.
Драматический театр п/р Джигарханяна
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна родился 12 марта 1996 года, основу его труппы составили выпускники ВГИКовского курса. С тех самых пор театр развивался быстрыми темпами, спектакли ставились один за другим, — и со временем этот театр стал важным событием в московской культурной жизни.
Сегодня здесь можно посмотреть много достойных спектаклей, таких как «Требуется лжец!» Виталия Павлова по мотивам произведений Димитраса Псафаса, а также драматическую историю «Нас ждут далеко-далеко, не здесь» Валерия Мухарьямова по мотивам рассказов Исаака Башевиса Зингера.
Для наших сверстников будет интересны «Необычайные приключения Красной Шапочки» Евгения Перова — вариации на тему знаменитой сказки — и спектакль «Сказки ученого кота» Родиона Овчинникова, обещающий «народные песни, остроумные шутки и зажигательные танцы». Неплох также спектакль для взрослых, но с детской душой «Тысяча и одна ночь Шахразады» по пьесе Вениамина Смехова, на который, конечно, пойдут ребята постарше.
Вердикт: В театре достаточно спектаклей для детей. Правда, не факт, что они будут интересны и подросткам, однако это уже что-то.
Оценка: 6 баллов.
Еще один уникальный театр Москвы — Театр «Эрмитаж», основанный Михаилом Левитиным. Его называют Театром Писателя и Режиссера, поскольку Левитин не только ставит спектакли, но и пишет довольно удачные романы.
Испанцы назвали этот театр «абсолютным», в Швейцарии «Эрмитаж» был удостоен титула «Самый изысканный театр», а в Уругвае его, без затей, провозгласили самым лучшим.
Эстетика театра неразрывно связана с авангардными традициями русского искусства 20-х годов ХХ столетия и его глашатаями — Олешей, Бабелем, Олейниковым, Введенским и Хармсом.
В апреле здесь играют спектакль «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу» В. Семеновского по Ильфу и Петрову — весьма необычная интерпретация похождений «великого комбинатора».
А вот, кажется, первый спектакль, в котором взрослые наконец-то говорят о наших проблемах. «Судьба барабанщика» по Аркадию Гайдару у «Эрмитажа» получилась не триллером со зловещими шпионами и героическими пионерами, как в повести, а хорошо сдобренной психологически историей о подростке, потерявшемся в этом мире...
Также рекомендую вам спектакль для самых маленьких и их родителей «Рот без замочка» по Саше Черному. И не кривитесь, друзья, — мол, это для детишек... Великолепные стихи и сюжет не дадут вам заскучать!
А можно сходить и на взрослые спектакли, они сделаны так неординарно, что, даже не понимая всей сути, можно получить удовольствие от самого процесса игры, — а это захватывает!
Вердикт: хороший театр для взрослых, который не забывает о молодежи. Большой плюс «Эрмитажу» — спектакль о проблемах 15-летнего мальчика в огромном и опасном мире.
Оценка: 7 баллов.
Двухэтажный дом с мезонином 1830-х годов, перестроенный позже купцом Постниковым, стал домом замечательному Театру имени М. Н. Ермоловой, созданному в 1925 году как Театр-студия.
С этой сценой связаны имена таких знаменитых актеров, как Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Максим Штраух... В апреле здесь идет «Ужель та самая Татьяна?» (сцены из «Евгения Онегина» — романа в стихах А. С. Пушкина и оперы П. И. Чайковского) и «Бонжур и до свидания!» Жан-Клода Ислера, а также многое другое, что достойно зрительского признания.
В апреле здесь два детских спектакля — «Пеппи Длинныйчулок» по Астрид Линдгрен и «Мэри Поппинс» (Б. Заходер и В. Климовский). Можно сходить на комедию с путаницей и переодеваниями «Двенадцатая ночь» по Шекспиру... И на этом, собственно все.
Вердикт: Спектаклей-то много, однако большинство из них для взрослых.
Оценка: 6 баллов.
Основатель «Театра Геликон-опера» народный артист России Дмитрий Бертман создал более 70 спектаклей в России и за рубежом, в том числе в Испании, Франции, Германии, Ирландии, Канаде, Австрии, Эстонии, Швеции, Новой Зеландии, Дании.
«Геликон» ставит смелые эксперименты в области режиссуры, расширяет жанровые границы музыкального театра, по-новому осваивает сценическое пространство.
Посмотреть здесь можно многое. Например, «Аполлон и Гиацинт» В. А. Моцарта, с трагичным и прекрасным сюжетом, не оставит никого из зрителей равнодушным, а авантюрная комедия «Мнимая садовница» непременно заставит улыбнуться. Но... молодежи «Геликон» будет интересен не в большей степени, чем Большой театр. Так что увы и ах...
Вердикт: Опера — только для избранных.
Оценка: 4 балла.
Театр им. Н.В. Гоголя был основан в 1925 году как Театр драмы и комедии под руководством К. Голованова и после трижды менял свое название. И только в апреле 1959 года он обрел свое нынешнее имя.
Театр сегодня позиционирует себя как отражение многоликой и многожанровой жизни. На его сцене идут пьесы А. Чехова и А. Островского, Н. Гоголя и О. Уайльда, С. Моэма и В. Шкваркина, М. Булгакова и Л. Вернейля и других замечательных авторов.
В апреле будут играть «Театральный роман» («Записки покойника») М. Булгакова, «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда и еще массу удивительных спектаклей, которые доставят зрителю настоящее наслаждение.
Вот здесь, пожалуй, найдется что-нибудь и на вкус юных зрителей: музыкальная сказка «Госпожа Метелица» по мотивам произведений братьев Гримм, музыкальная феерия «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, вестерн для детей «Вождь краснокожих» (пьеса Зиновия Сагалова), сказка «По щучьему велению» Елизаветы Тараховской.
Вердикт: Ничего «сверх» здесь не найти — молодежь, выросшая из сказок, потребует большего.
Оценка: 6 баллов.
Название |
Адрес в Москве |
Телефоны (купить билеты) |
---|---|---|
Справки, запись на прослушивание, касса: |
||
«Бенефис» |
ул. Гарибальди, 23, корп. 4 |
Касса: 8(499)120-2156. |
Театральная пл., 1 |
Касса: +7(495) 250-73-17. |
|
М. Никитская ул., 24 |
Пресс-секретарь |
|
Адрес: Москва, ул. Арбат, д. 35, оф. 463 |
т. +7(495) 241-0971 |
|
Ломоносовский проспект, 17 |
930-70-49, 930-42-69, 133-16-64 |
|
ул. Каретный ряд, 3 | Касса театра: 650-67-42, |
|
Тверская ул., д. 5/6 |
Касса: 629-00-31 |
|
Новый Арбат, 11, стр. 2 |
Касса: (495) 695-65-84 |
|
ул. Казакова, 8а |
Касса: 262-92-14, |
Евгений Скляревский
07.04.2009 16:14:31