Четыре ступени определяют развитие нашей цивилизации:
- появление речи;
- появление письменности;
- книгопечатание;
- Интернет.
Влияние Интернета сейчас оценить трудно, ибо мы пока на старте процесса и видим его изнутри. Из остальных же трех чудес информатизации самым волнующим можно считать возникновение письменности. Это был революционный шаг, который позволил не только накапливать информацию, в том числе и от предыдущих поколений, но и передавать ее на расстояние, обмениваться сообщениями.
До письменности были лишь устные рассказы и картинки на скалах — почти всегда сцены охоты на животных. Имя того, кто изобрел письменность, неизвестно (в отличие от изобретателей современных новшеств). Да и не могло быть одного автора: письменность возникла практически одновременно (по историческим меркам) в разных частях планеты.
Письменность разделила историю на два периода — доисторический и «исторический». Именно о последнем можно хоть что-то узнать по сохранившимся надписям.
«Историческому» периоду «всего» каких-то три тысячи лет. Это — мгновение по сравнению с историей человечества, насчитывающей почти два миллиона лет. Тем более, что письменность возникала постепенно, вырастая из других форм передачи информации. Например, с помощью веревочек с узелками, — кстати, пример древней тайнописи: ни один дешифратор не взломал бы код узелков. Или легендарный ответ грозному завоевателю — персидскому царю Дарию: его посланцы получили от скифов пять стрел, а также птицу, лягушку и мышь. Мудрые персы долго ломали голову, пытаясь расшифровать это зловещее послание, пока кто-то из приближенных царя не нашел ответ: «Если вы не летаете по воздуху, как птицы, не прячетесь под землей, как мыши, и не ныряете в болото, как жабы, то все вы будете перебиты стрелами скифов». Благоразумные захватчики предпочли отступить...
Перед тем, как люди пришли к письменности в современном ее понимании, долгое время практиковались начальные формы: пиктограммы (изображения животных и предметов) и идеограммы — в них предметы использовались для передачи чуть более обобщенных понятий. Например, изображение ноги могло обозначать: «шел», «пошел», «идти», «убегать» и т. д. Дальнейшее абстрагирование от конкретных привязок привело к появлению букв и письменности как таковой. Например, всем знакомое перевоплощение буквы А: перевернутая, она похожа на голову быка с рогами.
Лишь тогда, когда появились буквы и тексты, которые можно было прочитать единственным образом и истолковать однозначно, а не гадать, что означают «пять стрел, лягушка и мышь», — стало возможно говорить о появлении письменности.
Где и когда она появилась впервые, очень трудно сказать, данные постоянно уточняются. В Междуречье (на территории современного Ирака) были найдены глиняные таблички с надписями, которым 3000 лет, и там же — чуть более молодая месопотамская клинопись. Позже были найдены надписи в египетских храмах: их возраст — 3400 лет. Найдены образцы протоиндийской, китайской и критской письменности с установленной датой — второе тысячелетие до нашей эры. Есть археологические свидетельства существования текстов цивилизации майя в Америке в первом тысячелетии до нашей эры; тюркских текстов, перекликающихся с письменными памятниками семитских народов, Западного Китая и Восточной Европы. Было также сообщение о находке образцов письменности на Балканах: датируются они возрастом примерно 5500 лет до нашей эры, то есть на 2000 лет старше шумерских и египетских.
Самой древней системой письма, дошедшей до наших дней, следует считать китайскую: она существует без изменений полтора тысячелетия. Согласно мифу, китайскую иероглифическую письменность создал в годы правления императора Хуан Ди придворный историограф Цан Цзе. Как утверждает легенда, на мысль о создании иероглифов его навели следы птиц на прибрежном песке. Глядя на них, он вдруг понял, что для создания графического знака, обозначающего предмет, совсем не обязательно рисовать сам предмет: условного знака, отличимого от другого условного знака, вполне достаточно для его идентификации.
Легенда также гласит, что иероглифы, созданные Цан Цзе, были достаточно условными изображениями предметов и потому назывались «вэнь» — изображение, орнамент. В дальнейшем стали создаваться более сложные знаки, состоящие из нескольких таких рисунков. Эти усложненные знаки получили название «цзы». В предисловии к словарю «Шовэнь цзецзы» говорится, что «придворный историограф императора Хуан Ди по имени Цан Цзе первым создал письмо на дощечках».
В заключение этого краткого обзора надо отметить роль религии в развитии письменности. Все известные религии, такие как буддизм, христианство, иудаизм, ислам и другие, опираются именно на технологию письма. Письменность позволяет передавать канонические тексты и описания ритуалов, столь необходимые для сохранения и распространения как теории, так и религиозных обрядов. И передавать не только для распространения (общения) территориально, но и будущим поколениям. Таким образом, как ни парадоксально, когда-то религия сыграла прогрессивную роль, сохранив и развив письменность.
Ну а сегодня почти вся деятельность большинства из нас сводится к прочтению важных и нужных бумаг и составлению новых. «Я вам пишу, чего же боле...»
Задание для тех, кто склонен свысока относиться к нашим далеким предкам, считая древних людей недалекими:
Представьте, что есть группа людей, которые совершенно не знакомы с письменностью, — например, племя в соседнем лесу. А вам надо с ними обмениваться информацией. Какую систему передачи информации вы предложили бы, чтобы понимать их послания, а они бы понимали ваши?
Гость
22.04.2009 16:25:15