Жизнь — игра и на её сцене мы актеры. Старая непреложная истина. Её задумки коварны, а сценические образы, навязанные нам, порой так же «справедливы», как Гаагский трибунал к своим подсудимым.
Совсем недавно мне выдался случай познакомиться с небольшой группкой актеров. Они предпочли не называть своих имен и представились просто «студенты». У нас завязывались длительные беседы по душам, а после них навязчивые мысли никак не хотели оставлять меня в покое: «Кто они, люди, которые так часто жалуются на своего режиссера, но при этом грезят о безоблачном будущем?». Я стал приходить в их театр на репетиции и спектакли. После первого акта с глаз уже сходила пелена и больше ни одного вопроса к студентам у меня не оставалось, зато к режиссеру...
Режиссерами в этой статье будем звать весь преподавательский состав, всю деканатскую бюрократию и «аристократов»-консерваторов с Минобразования. Эти законодатели моды своего театра, огромной образовательной среды, никогда не упускают случая подчеркнуть студентам, мол, пят лет отдыха, двадцать минут позора. Да, некий Петров, действительно учится из под палки. Сломал бы её, да хворостиночка слишком крепка. Но такое студенческий театр переживает в 95 случаях из 100.
Ни в одном другом месте я не встречал такое количество талантов. За двадцать четыре часа сыграть столько ролей, сколько профессиональный мастер перевоплощения не играет за сезон... это говорит о многом. Студент, он же драгоценное и, требующее самостоятельности, чадо, ценный работник, Ромео с Джульеттой или без, пассажир, с билетом или длинными ушами, развратник и скромник, создатель нового общества и серая мышь, состоящая на 80% не из воды, а из апатии... Все? Да что вы, это большая картина. Это не Тарковский и не Бертолуччи, вы сможете сами, хотя бы между делом посмотреть её.
За что ценили и продолжают ценить Станиславского, Смоктуновского, Яковлева? Перевоплощение, индивидуальность, ракурс, о котором никто не подозревает — такова истина величия их таланта, глядя на который не хватает сил для усталости. Но вот, на сцене студенческого театра появляется режиссер, и пронизывая студентов устрашающим взглядом, заявляет:
— Забросьте свои маски дома под шкаф, избавьтесь от грима, играйте старика так, как есть, придет время и вы состаритесь сами. И не надо менять интонацию в голосе. Это театр одного актера. А если есть несогласные, выход ТАМ.
А по-другому просто: «Или работа или учеба!». С первого взгляда трудно осознать, что этот жестокий и глупый ультиматум является следствием проблем в кадровой политике, а следовательно в экономике. И тогда нечего кричать и наводить панику тем, что нам в отдельных сферах деятельности катастрофически не хватает профессиональных кадров. Он является следствием проблем, связанных со здоровым образом жизни, что выливается в демографический кризис; проблем связанных с общим показателем уровня жизни населения, а это уже то, что в большинстве случаев подразделяет государства на страны первого и третьего мира. Но осознать это необходимо и прежде всего самим режиссерам.
Студенты — это не обличье Европы, которая метается от одного пристанища к другому в поисках более сытного пропитания, чтобы выдвигать им такие требования.
Это во времена царизма студент выходил из университетских стен абсолютным теоретиком и в любую контору его могли взять на работу за то, что он читал Адама Смита и умеет рассчитывать алгоритмы. Это Ломоносов, не имея достаточно провианта, мог бросить свою глухую провинцию и отправиться в столицу на перекладных, для того, чтобы поступить в университет. Но времена Ломоносова прошли, и очень давно. Настала пора наконец-то оглянуться вокруг и осознать, что декорации для театра студентов давным-давно устарели и в них завелись болезнетворные микробы.
Любая серьезная государственная организация, не говоря уже о частных компаниях, желает видеть в штате своих сотрудников опытного специалиста, который может похвастаться как минимум двухлетним стажем работы. Чтобы убедиться в этом достаточно просто заглянуть в газету с объявлениями или зайти на любой сайт, кишащий горячими, холодными прочего рода вакансиями.
Официант от 10000 до 50000 руб.
XXX, Сеть ресторанов
График работы: сменный график
Опыт работы: 1-3 года
График 2 через 2,смены 8-20ч,12-24ч,20-8ч или пять через два по 8часов.Питание и форма бесплатно.% от выручки+высокие индивидуальные чаевые. Бизнес ланча нет.Ночные клубные программы. Граждане Р...
Ни один работодатель, имея возможность достойно оплачивать рабочую силу, не горит желанием принимать на работу желторотиков, актеров одной роли, которые вместо стажа в несколько лет, заявляют рабодателю, что не пропустили ни одного университетского занятия и были весьма прилежными. Вместо работы — знак хорошего тона: «Молодец! Так держать, только где-нибудь в другом месте».
Стиснув зубы и сжав кулаки они идут работать хотя бы куда-нибудь, за гроши. «Жизнь моя, жестянка», — повторяет актер, сидя на балконе с бутылкой непонятной жидкости, что-то вроде одеколона, и сбрасывая пепел на головы прохожим. А ведь ещё вчера трезвенник и ярый борец с курением. И жить особого желания у него не возникает. Но надо, впереди семья, продолжение рода и тому подобное. Вот только кто станет создавать семью с тем, кто как штык сидел на каждом занятии в вузе, а теперь каждый вечер думает, у кого бы взять взаймы, чтобы дожить до тех времен, когда перед ним раскроются двери настоящего театра.
И в это время в студенческом театре режиссер неустанно продолжает грозить новой актерской труппе: «Или учеба или работа! Вы актеры одной роли!»
avisarono
06.10.2008 17:12:43 #