17 Июн 2011
На конкурс статей пришел новый материал:
ЕГЭ. Ещё несколько лет назад шутка о трёх буквах, поставивших на уши всю страну была смешна до приторности, до горечи. Сейчас все изменилось. ЕГЭ теперь в штатном режиме, отток после 9 класса из школ огромный... Но проблем от этого не стало меньше. Они просто перешли на новый уровень.
Приветствую тебя, мой неравнодушный читатель, и хочу поделиться своими мыслями на «околоегэшную» тему, подняв три проблемы как учитель, как классный руководитель и как мама выпускника 2011 года.
Я работаю учителем в обычной средней сельской школе и о ЕГЭ знаю не понаслышке, а, что называется, изнутри. По моему предмету (география) дети ещё ни разу не сдавали ЕГЭ, потому что её (географии) нет в списке вступительных испытаний почти ни в один вуз страны. Вот это первая проблема. Школьные предметы, от которых не зависит судьба аттестата (или они просто «не нужны» при поступлении в вуз), отходят на второй план в учебном процессе в старших классах. Ими легко жертвует администрация школы при необходимости «снять» детей с уроков, к ним с пренебрежением начинают относиться и дети, и их родители, мотивируя сильной загруженностью в школе и на дополнительных занятиях по другим, ЕГЭшным, предметам.
В конце концов, даже некоторые учителя, не имея иногда сил, иногда желания бороться с подобным отношением, тоже охладевают в любви к своему предмету и, как следствие, снижается качество образования в отдельных областях общечеловеческих знаний.
Я, конечно же, опираюсь на опыт учителя географии и говорю о географических знаниях, не менее важных в обычной жизни, чем, например, знания из области геометрии или ещё чего-нибудь математического. Кроме того, только комплекс знаний по ВСЕМ школьным предметам может служить основой для развития личности в профессиональной сфере.
Дорогой мой читатель, мы говорим (или я говорю) о будущем наших детей и нашей страны.
А теперь проблема вторая. В прошлом году я выпустила класс. В аттестатами ушли все, но я, как их вторая мама, видела, какой ценой эти документы им достались. Нервозность была сверх всякой меры. Сначала метались от предмета к предмету (из тех, что по выбору), потом огорчались, что выбрали не те, или не столько, сколько нужно. В общем, дети (извините) издергались. После 1 марта, когда, наконец, были утрясены списки сдаваемых предметов, началось нечто невообразимое: класс рассыпался, коллектива попросту не стало, ребята стали уходить в себя, истерия достигла своего апогея к 25 мая, то есть к последнему звонку. Ежедневно я слышала слова о том, что мы ничего не знаем, что мы этот ЕГЭ (с эпитетами) не сдадим и так далее и тому подобное. А «виноваты» в такой нервозности детей и их родителей управленцы и СМИ, которые нагнетают обстановку постоянными разговорами о том, что в школах работают учителя , не способные дать должный уровень знаний, что КИМы ужасно сложны, и так далее и тому подобное. При этом все забыли, что выпускникам всего по 17 лет, у них весьма неустойчивая психика, у них куча личностных проблем, главной из которых является выбор пути по окончании школы.
Приходилось собирать собрания практически ежемесячно и работать некоторое время психотерапевтом и диетологом. Ну почему психотерапевтом понятно, а вот диетологом...
А знаешь, мой верный читатель, действительно, правильная пища помогает бороться со стрессами. Правильно подобранное питание успокаивает нервную систему и стимулирует активность головного мозга, что и требовалось моим ребятам. (Списки продуктов можно отыскать в интернете). Здесь я могу гордиться собой, потому что нашла общий язык с родителями и мы вместе помогли нашим детям.
Подошла очередь и третьей проблемы. Теперь я мама выпускника. Две предыдущие проблемы уже есть, они практически не решаемые в условиях сегодняшней (я подчеркиваю — не современной, а сегодняшней) школы и страны. Можно только помочь нашим детям пережить ЭТО. Но что же я как мама должна сделать для своего сына, чтобы он это благополучно оставил в своих воспоминаниях. Кроме питания, необходимо ребёнку обеспечить «мощный тыл». Это должны быть или занятия с репетиторами, на которых ваше чадо приобретает если не достаточные знания, то уверенность в своих силах — однозначно, или безмерная любовь и готовность помочь со стороны родителей и других родственников. Разумеется, названные мероприятия должны были быть на протяжении всей жизни теперь уже выпускника, но в эти несколько месяцев или недель они должны многократно усилиться. Подкуп или шантаж не работают абсолютно. Только спокойная беседа и ПОСТУПКИ родителей могут кардинально изменить отношение до сих пор нерадивого ученика к урокам. Смело это утверждаю, имея личный опыт.
А теперь вопрос: зачем мне ЕГЭ, если мой сын идет в техникум. Конечно, министерство прикрылось собственным законом о приеме в техникумы, колледжи и училища студентов по результатам ЕГЭ. Логичен вопрос о том, почему тогда обучение после 11 класса в средних профессиональных учреждениях образования платное? Как же так, ребенок сдал успешно ЕГЭ и может пойти в вуз на бюджет, но не может учиться бесплатно в училище. Это вообще какой-то нонсенс. Прости, мой читатель, за иностранное слово, но оно отражает именно абсурдность ситуации.
Вот и проблема: не хочет сын идти в институт, хочет получить нормальную рабочую специальность, но у мамы нет денег, чтобы выучить сварщика или монтажника, слесаря или каменщика, семьи ведь бывают с очень низким уровнем дохода. А после 9 класса не ушёл в это же училище (или как его там) потому что ему было всего 15 лет, он ещё был не в состоянии выбрать профессию, да и возраст, сами понимаете. А в маленьких городах, типа нашего, и выбор-то учебных заведений невелик. Вот так, терпеливый читатель.
Получился взгляд на одну проблему с трех сторон, а не три разные проблемы.
о это даже лучше, возможно, этот опус прочтёт тот, у кого ещё впереди итоговая аттестация в форме и по материалам ЕГЭ и оно что-то возьмёт на вооружение (я имею в виду и детей и их родителей и даже педагогов), а может нам всем, говорящим об этом повезет быть услышанными высокими чинами в правительстве и ситуация измениться в лучшую сторону.
Для этого счастливого случая специально делаю приписку: я не ратую за отмену ЕГЭ, я говорю о возможности и свободе выбора для наших детей с самого начала их самостоятельного жизненного пути, который начинается с выпускного вечера.
Материалы по теме
- Пришлите материал на конкурс «Забавные проделки»
- «Нападки» на ЕГЭ: разбираем по полочкам. Взгляд выпускника-2011
- Как правильно выбрать учебное заведение, чтобы потом не было обидно
Статьи по теме
- Конкурс «Забавные проделки»!
- Рэп — мой стиль жизни
- ЕГЭ с точки зрения всех участников процесса
- ЕГЭ с точки зрения учителей
- ЕГЭ: две стороны одной медали
- ЕГЭ глазами сдающего
- А смогут ли старшеклассники выбрать?
- Как помочь школьнику в выборе профессии
- Синдром отличника, или Выбираем профессию
- Зачем географию учить, коль извозчик довезет?
- Вода и сон — хандра вон!
Альбина Романенко
17.06.2011 19:49:44 #