История вопроса
В 1999 году в городе Болонья (Италия) состоялась встреча министров образования европейских стран, в результате которой 29 странами было подписано соглашение, получившее название Болонской декларации. И именно с этого момента стартовал так называемый «Болонский процесс» формирования единого образовательного пространства стран Европы.
Россия участвует в Болонском процессе с 2003 г. Согласно этой декларации, основные цели, ведущие к сопоставимости национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы, должны быть достигнуты к 2010 году, для этого страны-участницы должны выполнить 6 основных задач:
1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура);
3. Оценка трудоемкости (курсов, программ) в зачетных единицах (кредитах) и отражение учебной программы в международном приложении к диплому, разработанном ЮНЕСКО;
4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала учебных заведений;
5. Обеспечение необходимого качества образования;
6. Обеспечение автономности вузов.
Что дает решение задач Болонской декларации студенту?
Единое образовательное пространство очень важно для повышения академической мобильности студентов и преподавателей. То есть студент может поступить в бакалавриат российского вуза, при этом часть интересующих его дисциплин изучить в университетах Европы. Мобильность студентов и преподавателей позволит существенно улучшить качество образования и значительно повысить конкурентоспособность выпускников вузов.
Одним из плюсов участия России в Болонском процессе станет признание российских дипломов в более чем 50 странах, в т.ч. почти во всех европейских, подписавших Болонскую декларацию.
Как выполняют решения Болонской декларации вузы?
В октябре 2007 года Президент России В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
Раньше вузы проводили набор на специальности (т.е. осуществляли подготовку специалистов — 5 лет). Теперь, возможно, останутся отдельные инженерные специальности, но подготовка экономистов, менеджеров, юристов во всех вузах России будет осуществляться по уровням: бакалавр, магистр. Поэтому многие вузы стали постепенно лицензировать программы бакалавриата и проводить на них прием.
В МЭСИ подготовка бакалавров ведется не один десяток лет, но раньше спрос на такую подготовку был в основном у иностранных граждан. Четыре года назад МЭСИ стал проводить прием в бакалавриат на направления «Экономика», «Статистика», «Прикладная информатика», «Менеджмент» и «Лингвистика» наравне с приемом на специальности. В 2009 г. состоялись первые выпуски по этим программам. Все программы бакалавриата в МЭСИ аккредитованы.
Выпускники школ теперь могут поступить в вуз на бакалавриат и через 4 года, получив диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр», должны сделать выбор: продолжить обучение в магистратуре или идти работать. Бакалавриат — это полноценное высшее образование, но в отличие от подготовки специалистов не имеет узкой специализации (например, экономистов готовят на направлении бакалавриата «Экономика», а после специалитета выпускникам присваивается квалификация экономиста со специализацией в конкретной области в зависимости от специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика» и т.д.). Работодатели уже вполне привыкли к бакалаврам, но в большинстве случаев бакалавры все же могут претендовать только на должности линейных менеджеров (хотя специалистов тоже не берут сразу на должности руководителей). Те же выпускники бакалавриата, которые всерьез задумываются о карьерном росте, будут стремиться поступить в магистратуру для получения выбранной специализации. В магистратуру на бюджетные места попадут только самые лучшие, т.к. придется сдавать вступительные испытания и проходить конкурсный отбор. Для всех остальных желающих вузы смогут предложить обучение в магистратуре на договорной основе. Но далеко не всем вузам будет дано право готовить магистров, а только лучшим. На сегодняшний день только 17% вузов выпускают магистров. В соответствии с новым законом выпускники-бакалавры вправе не только менять специализацию в рамках одного вуза (например, некоторые бакалавры экономики решают получить в магистратуре расширенные и углубленные знания по менеджменту), но могут поступить на магистерские программы зарубежных вузов. Важно заметить, что для юношей, продолжающих обучение после бакалавриата в магистратуре, сохраняется отсрочка от службы в армии. Возможность поступать в аспирантуру с 2009 г. получат только магистры и специалисты, бакалаврам доступ туда будет закрыт.
Выпускники колледжей и техникумов могут продолжить обучение по сокращенным программам бакалавриата.
У двухуровневой системы подготовки много как сторонников, так и противников. Но Закон принят и все должны его исполнять. Поэтому важно уже сегодня правильно оценить свои возможности, продумать перспективы и сделать правильный выбор.
Удачи всем и успехов.
Ответственный секретарь Приемной комиссии МЭСИ
Е.А.Завражная
Написать комментарий