Анна Приходько Как готовиться к ЕГЭ, или записки учителя обществознания...
20 Июн 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

Новый учебный год в новой школе... Новые и привычные заботы и обязанности... Но почему-то периодически возникало ощущение, что мне чего-то не хватает... Это было какое-то неосознанное чувство, которое, тем не менее, не давало покоя. Как-то незаметно подошло лето, отгремел последний звонок, и я поняла — весь год мне не хватало... подготовки к ЕГЭ! Да, да, как ни абсурдно это звучит, но именно «не хватало»!

Если в течение восьми лет занимаешься этим ежегодно, то процедура становится практически «родной», можно сказать, остро необходимой и, как ни странно, доставляющей радость.

Воспоминания всплыли как-то сами собой...

2003-й год... Мы впервые сдаем ЕГЭ... Никто еще не представляет в полной мере, как это все будет, как готовить учеников, какие подводные камни могут встретиться... Этих детей я учила всего два года — 10-11 класс, именно с ними я привыкала к новой школе, именно они меня поддержали и помогли адаптироваться... особенно 11 Б... И вот этот физмат почти в полном составе идет на ЕГЭ по обществознанию! Это потом я привыкну к такому выбору физиков и математиков, а пока... одни проблемы!

Нет в достаточном количестве литературы с вариантами тестов — в результате ударно работает копировальная техника в кабинете директора, так как это на тот момент единственный в школе принтер. Директор уже махнул рукой на мое ежедневное появление в его кабинете рано утром со стопкой бумаги (он сам историк — должен понимать).

Консультации не реже двух раз в неделю — время приходится отвоевывать у математиков, физиков и учителей русского языка, которые, как и я, впервые готовят к ЕГЭ. Но с этой проблемой мы успешно справляемся — находим общий язык между «физиками» и «лириками»!

Но оказалось, что это просто технические издержки, а куда хуже обстояли дела с качеством КИМов, используемых для подготовки! Умные дети стали искать в вопросах второе и третье «дно», не соглашаясь с однозначными ответами в части А. В это время я получала второе высшее образование — юридическое, и заложниками этой ситуации с КИМами стали мои преподаватели — кандидаты наук, которые при виде меня с тестами начинали уже вскрикивать: «Опять Вы со своим ЕГЭ!».

Пробираясь сквозь бурелом всех этих препятствий, мы дошли до экзамена — он был первым в «егэшной» практике моих выпускников. Написали, и потянулись тягостные дни ожидания результатов. И вот этот день настал — продвинутые мальчики из физмата нашли сайт РЦОИ (это теперь все о нем знают) и посмотрели первые баллы за первый в их жизни ЕГЭ: это были первые «пятерки» и «четверки», первые 75, 86 и т.д. баллов! Так что первый блин оказался не комом!

2006-й год... Уже считаю себя специалистом по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (хм...не совсем скромно, конечно)...

Консультации три раза в неделю: отрабатываем навыки работы над частями А и В, с частью С и, наконец — эссе. Как минимум делю всех любителей обществознания на 2 подгруппы, а то и на три, в результате количество консультаций возрастает в 2-3 раза в неделю. И, тем не менее, провожу я их с большим удовольствием! На уроках необходимо изучить так много всего за 2 часа в неделю, что, зачастую, не хватает в должном объеме времени на обсуждение спорных и каверзных вопросов. И консультация — как отдушина — там при разборе заданий наверстываем упущенное!

Продолжаем работу со словарями, где фиксируем не только определения, но и краткую, в 2-3 предложения, информацию по данному понятию. Оказалось, что как в воду глядели — вскоре появится новое задание в части С: какой смысл вкладывают обществоведы в такое-то понятие, напишите два предложения, содержащих информацию о нем. Ничего, и с этим справимся!

Учимся строить логические цепочки, в том числе и на истории — помогает ум приводить в порядок при повторении изученного материала.

Накапливается база тестов, как официальных, так и моих авторских, в формате ЕГЭ и тематических.

Стала готовить лекции в электронном варианте — это очень удобно: можно выдать материал детям, пропустившим урок по какой-то причине, а потом разобрать все, что не ясно, на индивидуальной консультации.

Зимняя и весенняя сессии в 10-11 классах — экзамен по обществознанию теперь стал обыденностью, хотя в первый раз пришлось доказывать администрации его необходимость.

Все больше задумываюсь над тем, что ЕГЭ — не проверка знаний по обществознанию... тут уж как повезет. Часто вспоминаю Рому П., юношу с нестандартным мышлением, который в каждом задании видел какой-то не лежащий на поверхности смысл... Сидел за первой партой и задавал каверзные вопросы, которые просто окрыляли! Значит, мои дети ДУМАЮТ, РАЗМЫШЛЯЮТ, а не просто выбирают более подходящий по смыслу ответ! И меня нисколько не волновал тот факт, что не на все из этих вопросов я могу ответить сразу — это только был лишний стимул для самосовершенствования!Рома набирает всего 64 балла — я не верю своим глазам! Я просто в шоке! Ах, если бы экзамен был устным... он наверняка смог бы поразить экзаменаторов своими умением мыслить и рассуждать, а не только выдавать формализованные знания! Мечтая о философском факультете, Рома идет в технический университет... Как говорится, без комментариев...

2009-й... наша самая обыкновенная общеобразовательная школа выдала в очередной раз необыкновенные результаты ЕГЭ по трем основным предметам, в том числе и по обществознанию. Отметочная система отменена, сравнивают средний балл — мы пятые по общегородскому рейтингу среди почти 100 школ, включая лицеи и гимназии. Значит, все было не зря!

2011-й... заканчивается первый учебный год в моей новой школе... И впервые за 9 лет существования ЕГЭ я его не пишу, вернее, мои выпускники,.. но это просто небольшая передышка, так как мои новые ученики — семиклассники — за этот год привыкли, что они уже готовятся к этому трудному испытанию. А я придумываю для них все новые и новые формы заданий: составьте план выступления, нарисуйте схему, проанализируйте диаграмму, выберите в сказке все социальные роли и т.д. Так что, надеюсь, что старания будут не напрасны. Ведь только под лежачий камень вода не течет...

Приходько Анна Александровна, учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 7» г. Рубцовск Алтайский край

Материалы по теме

Статьи по теме

1 комментарий

no user photo

Осолихин Юрий

22.06.2011 06:44:32 #

		
Извините, но почему-то вспомнилась "Пионерская Правда" и "Педагогическая поэма"( ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.