Опасно! Свободный и креативный учитель может воспитать свободных и креативных людей
15 Фев 2011

На письмо «Учителя сегодня — самый косный, консервативный слой общества» пришел интересный комментарий:

Лихо сказано, про косность и консервативность. Оправдываться не стану. Попробую показать, кому выгодна такая позиция, на чью мельницу автор льёт воду, возможно и не подозревая.

Свободный и креативный учитель — одна из главных угроз государству. Ведь он может воспитать свободных и креативных людей. Как этому помешать? Для начала (которое уже давно у нас закончилось) надо настроить общество против педагогов. Механизмы, как всегда, лежат в области невротизации. В нашем случае — в невротизации детей и родителей. Подробнее? Извольте.

1. ЕГЭ и ГИА — мощнейший инструмент невротизации детей и родителей. Нечёткость условий, неадекватность формы содержанию, общий фон умственной и душевной оскоплённости. Да что говорить, на «Планете школ» есть замечательный текст про литературу в виде ЕГЭ.

Кто должен подготовить к единому государственному произволу? Учитель. На него стрелки и бочки.

2. Так называемое конкурентное общество. Родители обычно и так готовы сравнивать своё чадо с другими (не хуже ли, часом, и т.д.), а уж в условиях навязанного нам всеобщего «забега» с точным и однозначным определением победителя... Тут слова об индивидуальности, уникальности каждой личности и т.д. становятся в ушах иного родителя просто шумом. Учитель обязан удовлетворить родителя, озабоченного конкурентоспособностью своего отпрыска. И тчк.

Возникает система с положительной обратной связью: чем больше переживает ребёнок, тем сильнее переживания родителей, которые сильнее передаются ребёнку. Невротизация ребёнка возвращается к нему удвоенной от его же родителей, а потом — к родителям и т.д. Система с положительной обратной связью, как известно, легко идёт в разнос. Кого в этом «виноватить»? Конечно, учителя.

3. Наука у нас разваливается, и учёные идут преподавать в школы. Профессиональная беспомощность уважаемых коллег от науки, вставших за учительский стол — не главная тема этого пункта. Главная тема — их амбиции. Учёные всерьёз полагают, что они в своей науке знают больше, чем учитель. То есть, конечно, в рамках своей узкой специализации, несомненно, больше. Но обозреть науку (метанауку) как целое, уверен, проще с педагогическим образованием.

И вот учёный в школе

Сценарий его педагогических трудов в такой ситуации до обидного предсказуем: перед детьми появился корифей (ведь он — не то, что какой-то школьный учитель — он учёный!), а дети почему-то не испытывают полного и совершенного счастья. Кто виноват? Ну, ясно, не корифей же, а те, мелкие и неблагодарные, которые там за партами обитали.

Родителю трудно разобраться, почему ребёнок издёрган, выполняет немыслимые по объёму домашние задания, а на уроках никто толком ничего не объясняет. Но вывод делается снова про учителей, про их отсталость, косность и прочее.

Заметим, кстати, что сейчас возникают школы, берущие на работу именно бывших учёных. Под них подбираются дети, которые могут воспринять материал, необлагороженный дидактикой. То есть дети, которым и учитель-то, собственно, не обязателен. Учитель в этой ситуации становится распределителем заданий и контролёром. А цена такой школы — невротизация детей. Что должны думать родители о таких школах и об учительстве?

Поймите только правильно: участие учёных в работе школы, в общем педагогическом действе — участие сверхценное. Но без аккуратной, деликатной, а главное — без профессиональной помощи педагога такое участие, боюсь, невозможно.

От этих и прочих процессов доверие к настоящему учительскому сообществу падает, хотя учителя в этом не так уж и виноваты. Скорее это государство, как мне иногда кажется, ведёт себя в стиле террориста, захватившего наших детей в заложники. И нам, учителям, приходится выполнять его требования в виде ЕГЭ, ФГОСов и т.д. (Вот и ювенальная юстиция наступает — всё одно к одному). Итог — снова невротизация и обвинения.

Но недоверие к учителям не улучшает ситуацию.

Дорогие родители, подумайте сами, к чему ведёт это недоверие. Пойдёт ли молодой и талантливый человек в учителя — профессию заведомо презренную. Кому захочется быть педагогом, если общество настроено к этой профессии столь негативно (см. эффект Розенталя), если быть учителем, значит быть замшелым и неинтеллигентным?

Как Вы, дорогие родители, будете относиться к педагогам, такой педагогика и будет

А ведь Ваши дети — немного и наши дети тоже. И мы их тоже любим. Лучше вспомните: «он не такой плохой, тот кто сидит в пруду», то есть в школьном кабинете. Может быть, Вы просто пойдите и улыбнитесь ему. Это, наверное, и будет той помощью, о которой Вы пишете. И будет нам сотрудничество и доверие. И ещё понимание, кому не выгодно наше сотрудничество и доверие.

Соловьёв Роман Борисович. Учитель НП «Филипповская школа»
Письмо откорректировано редакцией портала

Материалы по теме

Статьи по теме

6 комментариев

Ирен

15.02.2011 16:37:37 #

		
Роман Борисович, мне очень понравилась ваша точка зрения.
Я согласна с вами, сейчас учителей "валят" и винят во всех смертных грехах :)
Учителя в этом не виноваты, просто они не правильно выбрали профессию. Здесь нечего делать слабым людям.
Школе нужны креативные учителя. Молодые.
Но только эти "молодые" попадают в школу - они ничем не отличаются от учеников.
Они боятся учителей. Зашуганные.
Кому нужны такие? Мне лично нееет.
А люди более раннего поколения редко перестраиваются.

Я вообщем о чем :)
О том, что не нужно идти в учителя каждому второму. Хотя мало кто туда и стремится. :)
Нужно идти только тем, кто сможет выстоять в школьных условиях.
И кроме креативности нужна еще и "борзость" :)

Вот так вот :) я думаю :)
ответить

	
no guest photo

Роман Соловьёв

15.02.2011 21:50:17 #

		
Вы правы, Ирен (а можно "ты права, Ириша"?). Молодые учителя в школе очень нужны.
Но тут проблема. Учитель, он ведь работает не на станке, не кисточкой, не компьютером - учитель работает самим собой, своей, извини за выражение, личностью. Даже актёру есть куда "спрятаться" - рампа, текст, декорации. Даже психолог глядит на своих клиентов через амбразуру научной своей психологии. Даже священник опирается на Библию и толкования, на авторитеты (см. у Фёдора Михайловича). Учитель - и актёр, и психолог, и священник. Но у учителя лишь его собственный текст и декорации, его собственная персональная, обычно не слишком научная психика и психология. И его собственный путь в вере.
А поэтому учителю (личности) нужно созревать. Ты сама знаешь, если куснуть плод незрелый, хоть киви, хоть яблоко, хоть вишню - они покажутся все на один вкус - кислые. Вот и молодые учителя порой все выглядят одинаково: неуверенные, но бодрые и задорные. И тут надо им помогать. Деликатно и аккуратно. По моим наблюдениям, за 5 лет учителя обычно неплохо дозревают в школе. Но это при нормальной нагрузке (ставки в полторы), при кружках и проч.
И ещё. На автомобильном заводе, например, халтурить проще, чем работать честно. Так же и в Макдональдсе, и крася заборы. А в школе, наоборот, проще работать - не то, что честно - проще работать с фанатизмом. Школа - средоточие смыслов жизни. Если учительского фанатизма мало, то школа сама выдавливает из себя такого учителя (ну, или такой учитель остаётся в школе несчастым). Ведь у учителя не работа - служение.
Уверяю, если учитель в школе остаётся после 17-00 и после года работы :), то стоит смотреть на него с оптимизмом, даже если пока он незрелый и зашуганный. И прощать незрелость. Хотя бы потому, что и учителя многое прощают ученикам.
Ещё раз спасибо тебе за комментарий. Удачи :).
ответить

	
no guest photo

Татьяна

16.02.2011 12:48:01 #

		
Роман Борисович,вы гений!!! Прочитала комментарий Ирэн.Боюсь.что она так ничего и не поняла...А значит и остальные видят так же, поверхностно.Горько осознавать это..... ответить

	
no guest photo

Алла

16.02.2011 15:33:52 #

		
Пошла изучать сайт Филлиповской школы... Эх, побольше бы таких соображающих и любящи педагогов:) ответить

	
no user photo

Елена

17.02.2011 16:03:54 #

		
Роман Борисович! Спасибо за то, что высказали НАШИ общие мысли. Я 22 года в школе - и в ужасе от войны, "объявленной" тем учителям, кто думает сам и учит этому своих детей. Тоже буду искать сайт вашей школы... ответить

	
no guest photo

DUEWAG

23.02.2011 10:39:31 #

		
Хаваит употреблять слово "креативный"!!!! Тупое заморское слово!!! Есть нормальное, РУССКОЕ слово "творческий"!!! ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.