На письмо «Учителя сегодня — самый косный, консервативный слой общества» пришел интересный комментарий:
Лихо сказано, про косность и консервативность. Оправдываться не стану. Попробую показать, кому выгодна такая позиция, на чью мельницу автор льёт воду, возможно и не подозревая. Свободный и креативный учитель — одна из главных угроз государству. Ведь он может воспитать свободных и креативных людей. Как этому помешать? Для начала (которое уже давно у нас закончилось) надо настроить общество против педагогов. Механизмы, как всегда, лежат в области невротизации. В нашем случае — в невротизации детей и родителей. Подробнее? Извольте. 1. ЕГЭ и ГИА — мощнейший инструмент невротизации детей и родителей. Нечёткость условий, неадекватность формы содержанию, общий фон умственной и душевной оскоплённости. Да что говорить, на «Планете школ» есть замечательный текст про литературу в виде ЕГЭ. Кто должен подготовить к единому государственному произволу? Учитель. На него стрелки и бочки. 2. Так называемое конкурентное общество. Родители обычно и так готовы сравнивать своё чадо с другими (не хуже ли, часом, и т.д.), а уж в условиях навязанного нам всеобщего «забега» с точным и однозначным определением победителя... Тут слова об индивидуальности, уникальности каждой личности и т.д. становятся в ушах иного родителя просто шумом. Учитель обязан удовлетворить родителя, озабоченного конкурентоспособностью своего отпрыска. И тчк. Возникает система с положительной обратной связью: чем больше переживает ребёнок, тем сильнее переживания родителей, которые сильнее передаются ребёнку. Невротизация ребёнка возвращается к нему удвоенной от его же родителей, а потом — к родителям и т.д. Система с положительной обратной связью, как известно, легко идёт в разнос. Кого в этом «виноватить»? Конечно, учителя. 3. Наука у нас разваливается, и учёные идут преподавать в школы. Профессиональная беспомощность уважаемых коллег от науки, вставших за учительский стол — не главная тема этого пункта. Главная тема — их амбиции. Учёные всерьёз полагают, что они в своей науке знают больше, чем учитель. То есть, конечно, в рамках своей узкой специализации, несомненно, больше. Но обозреть науку (метанауку) как целое, уверен, проще с педагогическим образованием. И вот учёный в школе Сценарий его педагогических трудов в такой ситуации до обидного предсказуем: перед детьми появился корифей (ведь он — не то, что какой-то школьный учитель — он учёный!), а дети почему-то не испытывают полного и совершенного счастья. Кто виноват? Ну, ясно, не корифей же, а те, мелкие и неблагодарные, которые там за партами обитали. Родителю трудно разобраться, почему ребёнок издёрган, выполняет немыслимые по объёму домашние задания, а на уроках никто толком ничего не объясняет. Но вывод делается снова про учителей, про их отсталость, косность и прочее. Заметим, кстати, что сейчас возникают школы, берущие на работу именно бывших учёных. Под них подбираются дети, которые могут воспринять материал, необлагороженный дидактикой. То есть дети, которым и учитель-то, собственно, не обязателен. Учитель в этой ситуации становится распределителем заданий и контролёром. А цена такой школы — невротизация детей. Что должны думать родители о таких школах и об учительстве? Поймите только правильно: участие учёных в работе школы, в общем педагогическом действе — участие сверхценное. Но без аккуратной, деликатной, а главное — без профессиональной помощи педагога такое участие, боюсь, невозможно. От этих и прочих процессов доверие к настоящему учительскому сообществу падает, хотя учителя в этом не так уж и виноваты. Скорее это государство, как мне иногда кажется, ведёт себя в стиле террориста, захватившего наших детей в заложники. И нам, учителям, приходится выполнять его требования в виде ЕГЭ, ФГОСов и т.д. (Вот и ювенальная юстиция наступает — всё одно к одному). Итог — снова невротизация и обвинения. Но недоверие к учителям не улучшает ситуацию. Дорогие родители, подумайте сами, к чему ведёт это недоверие. Пойдёт ли молодой и талантливый человек в учителя — профессию заведомо презренную. Кому захочется быть педагогом, если общество настроено к этой профессии столь негативно (см. эффект Розенталя), если быть учителем, значит быть замшелым и неинтеллигентным? Как Вы, дорогие родители, будете относиться к педагогам, такой педагогика и будет А ведь Ваши дети — немного и наши дети тоже. И мы их тоже любим. Лучше вспомните: «он не такой плохой, тот кто сидит в пруду», то есть в школьном кабинете. Может быть, Вы просто пойдите и улыбнитесь ему. Это, наверное, и будет той помощью, о которой Вы пишете. И будет нам сотрудничество и доверие. И ещё понимание, кому не выгодно наше сотрудничество и доверие. Соловьёв Роман Борисович. Учитель НП «Филипповская школа»
Материалы по теме
Статьи по теме
- Выдержка учителя, заслуживает похвалы
- Учителя такие же люди
- Это просто ненависть к учителям
- Несколько слов в защиту учителя
- Почему молодые учителя не задерживаются в школе
- Образ современного учителя
- Почему учителя уходят из школы?
- Работа в школе — самая неблагодарная!
- Учитель — человек настроения
- Работаю в школе больше 20 лет и поняла, что мне не нравится
Ирен
15.02.2011 16:37:37 #Я согласна с вами, сейчас учителей "валят" и винят во всех смертных грехах :)
Учителя в этом не виноваты, просто они не правильно выбрали профессию. Здесь нечего делать слабым людям.
Школе нужны креативные учителя. Молодые.
Но только эти "молодые" попадают в школу - они ничем не отличаются от учеников.
Они боятся учителей. Зашуганные.
Кому нужны такие? Мне лично нееет.
А люди более раннего поколения редко перестраиваются.
Я вообщем о чем :)
О том, что не нужно идти в учителя каждому второму. Хотя мало кто туда и стремится. :)
Нужно идти только тем, кто сможет выстоять в школьных условиях.
И кроме креативности нужна еще и "борзость" :)
Вот так вот :) я думаю :) ответить