Мифы и реальность вновь стандартизированного образования
3 Фев 2011
Мифы и реальность вновь стандартизированного образования

Бурные обсуждения нового образовательного стандарта все продолжаются. Возможно, уже забылась цель грядущих перемен: раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям и пр. Все сосредоточили внимание на планируемых четырех гарантированных общеобразовательных предметах.

Подлил масло в огонь список обязательных дисциплин, после чего все стали возмущаться по поводу того, что в школе воспитают патриотов да спортсменов, и все знания попросту пройдут мимо них.

А еще до этого были обсуждения монетизации школ, когда выяснилось, что за некоторые школьные предметы придется платить, чтобы ребенок мог получить полноценное традиционное образование.

Нюансы

Для начала вспомним, что новый образовательный стандарт рассматривается пока только для старших классов, точнее для 10 и 11.

Новый образовательный стандарт предполагает 3 уровня преподавания предметов:

  • Общеобразовательный (ориентирован на формирование мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования);
  • Базовый (ориентирован на освоение систематических знаний, основ базовых наук);
  • Профильный (ориентирован на освоение более глубокое по сравнению с первыми двумя пунктами, на подготовку к профессиональному образованию в будущем).

Что касается обязательных предметов для всех школьников, все остальные предметы по выбору из следующих предметных областей:

  • русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);
  • иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественные науки (обществознание, история, география экономика, право);
  • математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика);
  • естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);
  • курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

Из них учащийся может выбрать только семь предметов. На профильном уровне изучаются 3-4 предмета и 4 или 3 соответственно на базовом уровне.

Предметы по выбору должны определяться образовательным учреждением.

Проблемы у выпускников начинаются именно при выборе предметов из блоков. К примеру, что важнее: русский язык и литература или национальный язык и литература для республик?

С иностранным языком проще.

А что делать с такими предметами, как обществознание, история, география? Ведь есть такие специальности, куда надо сдавать обществознание, историю и литературу, при этом не забывайте, что ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны.

Вот, наконец, математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика. Что тут выбирать, если нужные для поступления предметы были разобраны еще в начале?

В разных школах может получиться разный список. В любом случае, определится уклон из четырех предметов.

К тому же, есть курсы по выбору: искусство, или предмет по выбору школы, или один курс из обязательных предметных областей. Что выберет школа?

Напомним, что речь шла о тех предметах, которые считаются сквозными, и которые будут читаться всему классу. Т.е. они по выбору школы.

Теперь ученики должны выбрать еще максимум семь предметов. И тут опять нужно задуматься либо о ЕГЭ, либо о том, чтобы получить знания по максимуму, как вариант схалтурить и не выбирать много предметов.

В результате вместе с такими обязательными предметами как Россия в мире, физкультура, ОБЖ и некий «индивидуальный проект» в расписании получится 14 предметов.

Вспомним еще о национальном языке в республиках, получим уже 15 предметов.

Но можно от семи предметов и отказаться. Разумеется, о высшем образовании вряд ли придется задуматься в этом случае.

Итого получаем переход на профильное обучение в школах.

Но, в общем-то, выбрав по максимуму, можно составить для себя вполне адекватную программу обучения, чтобы в дальнейшем поступить в вуз.

Три блока нового стандарта:
  • Личностный блок отвечает за морально-нравственное воспитание.
  • Межпредметный блок — за социальную активность и коммуникабельность школьника.
  • Предметный регулирует процесс овладения знаниями по предметам.

Материалы по теме

Статьи по теме

2 комментария

no user photo

Ольга кухтина

18.04.2011 08:09:50 #

		
Уважаемый Андрей Шумилов! В вашей статье есть маленькая, но существенная неточность. Вы пишете, что "новый образовательный стандарт рассматривается пока только для старших классов". На самом деле, он обсуждается УЖЕ только для старших классов. Стандарты начального образования и основной школы (5-9 классы) уже приняты и вводятся в действие ответить

	

Юлия Астахова

18.04.2011 17:21:39 #

		
Цитата
Ольга кухтина пишет:
Уважаемый Андрей Шумилов! В вашей статье есть маленькая, но существенная неточность. Вы пишете, что "новый образовательный стандарт рассматривается пока только для старших классов". На самом деле, он обсуждается УЖЕ только для старших классов. Стандарты начального образования и основной школы (5-9 классы) уже приняты и вводятся в действие

Кажется, статья писалась тогда, когда стандарты действительно "рассматривались пока только для старших классов". 3 Фев 2011
Но Вы правы, уже только для старших...
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.