3 Мар 2011
Ездила на городскую олимпиаду по биологии. Хорошая теплая атмосфера. Не здорово — сама организация. Кто придумал, что я должна отстоять «у мартеновских печей» полный рабочий день, а потом телепаться на другой конец города и возвращаться домой почти ночью.
На работу я пришла совершенно разбитая.
Теперь о грустном. Мест у нас нет. И это уже в порядке вещей. Что-то мы делаем не так. Причем делаем «не так» регулярно на протяжении ряда лет.
Не снимая с себя ответственности за происходящее, все-таки рискну предположить, что дело не только во мне как в учителе биологии.
Возможные причины неудач:
1. Я уже как-то писала, что биология не главный предмет. Но в нашей школе он, пожалуй, самый «не главный». Вроде два не самых плохих биолога, педагоги года, участники и победили конкурсов различных уровней, а не только «местячковых». А кабинета биологии не было и нет. Я не про класс с партами. Я про микроскопы, микропрепараты, муляжи, гербарии и так далее.
Что-то из этого заменяет компьютер. В смысле диски, презентации, фильмы. А что-то не заменяет и никогда не заменит.
2. Пункт второй плавно вытекает из пункта первого. Биология — красивая, интересная, увлекательная наука. Это клондайк для заданий и задач для развития мыслительной и познавательной деятельности.
Но уроки могут быть интересными, формирующими у ребят интерес к дополнительному изучению этой науки. А могут быть скукотищными до обморока.
А без полноценного (ну, хотя бы, стремящегося к полноценному) лабораторного практикума, биология — это НЕ биология.
Книжки по практикуму, которые я накупила на копеечную зарплату на заре своей юности, пылятся на неизвестной мне книжной полке. Мало того, если я раньше сама «горела» в этом направлении, то теперь не горю. А чего гореть? Я потихоньку утратила все полученные в университете навыки.
3. Развитая система репетиторства или дополнительных занятий... напрочь убила во многих ребятах способность взять в руки книжку и что-то изучить самостоятельно. Все, что я с ребятами разобрала — все вернулось в виде баллов. А что-то из области любительского дочитывания — это напрочь отсутствует. А, может, это — перегружение информацией одних и тех же голов.
Я до сих пор помню спор десятилетней давности с нашим физиком Ромкой Рогачевым (Романом Сергеевичем, простите). Он посмотрел научный фильм про скатов, и мы с ним спорили, где плавает манта. Меня замкнуло на сочетании «скат-дно», и при споре я не вспомнила, что манта «не плавает по дну». На другой день я извинилась и признала свою неправоту. Моим оправданием может служить только то, манта относится к семейству... Рогачевых.
К чему это я? А к тому, что любознательность могла бы выводить ребят за рамки учебника и знать некоторые факты из «конкретики».
4. Разбазаривание «ценных биологических кадров». Ага, да, это я про себя любимую. Чего я только не вела в этой школе. Я — выпускница биофака университета обеспечивала рабочие места выпускникам... а, впрочем, пропустим.
Что из этого вышло? После универа я левой ногой решала олимпиадные задачи, сама составляла задания, веселилась, когда мэтры обсуждали разницу в нескольких строчках в разных учебниках. А сейчас что? Училка средней руки. Знания в моей голове должны поддерживаться на вузовском уровне, а не распыляться на другие предметы. А для общего развития я лучше книжку почитаю.
Но нет, вместо
5. Хорошо ладно, пункт четвертый пропустим, есть еще другой биолог, в этот раз полноценный. Так в чем же все-таки дело? Я могла бы сказать, что биология настолько обширна, что при подготовке к олимпиаде я не могу предусмотреть все вопросы если бы... Если бы дети из других школ на эти вопросы не отвечали.
Вывод
Из области помечтать. Искать ребят не очень сильных в других предметах (чтобы не заездили) и формировать у них интерес к биологии. Пестовать и готовить за рамками программы.
Но самое главное — система. Даже увлеченных предметом ребят на дополнительные занятия не всегда «загонишь». Значит, каждый урок на вес золота. Ведь начиная с 6 класса по 9 класс, каждый урок — новая тема, которая НИКОГДА не повторится. В
А с другой стороны мне что, больше всех надо. А, действительно, — не надо. Подумаешь, мест нет, что слегка задело профессиональную гордость. Но без гордости, особенно без профессиональной, карьеры не сделаешь, зато жить намного легче.
Источник: shishlena.livejournal.com
Материалы по теме
- Интересные материалы по биологии
- Школьная биологическая олимпиада
- Стипендиальная программа для молодых ученых (Francois Fiessinger Scholarship)
- Конкурс научно-методических разработок учителей химии со стажем работы до 7 лет
Статьи по теме
- Школьные знания в высшей степени практичны
- Урок биологии с похмелья
- Календарь вузовских олимпиад
- Вузовские олимпиады: льготы для победителей
- Ближайшие олимпиады для учащихся
- Весенние олимпиады для абитуриентов и учащихся средних классов
- Недостающие предметы школьной программы
- О школьной программе, или Зачем школьнику специальные знания
- Cистемное использование учебника на уроках биологии - один из путей подготовки учащихся к самообразованию
- Зачем географию учить, коль извозчик довезет?
Написать комментарий