www.webplanet.ru Подборка интересных ресурсов — уходим за рамки школьной программы
11 Сен 2009

В статье на Вебпланете собрали несколько очень интересных ресурсов для тех, кто хочет выйти за рамки школьной программы. Очень полезная информация, которой хотим поделиться с вами. Сайты по математике, географии, астрономии, биологии, истории России и др. — только те, на которые вам захочется зайти не раз и не два. Все только самое познавательное и увлекательное!

К четырём прибавить два, по слогам читать слова

Начнем с математики. Тем, кто на мехмат пока только облизывается, гуманитариям с разносторонними интересами, школьникам и их неравнодушным родителям стоит добавить себе в закладки следующие четыре сайта.

problems.ru — сборник задач с решениями по самым разным темам: алгебре и арифметике, комбинаторике, статистике, матанализу, информатике и т. д. — всего их несколько десятков тысяч. Здесь есть и бородатые задачи-шутки для пятиклассников:

«Если Конёк-Горбунок не будет семь суток есть или не будет семь суток спать, то лишится своей волшебной силы. Допустим, он в течение недели не ел и не спал. Что он должен сделать в первую очередь к концу седьмых суток — поесть или поспать, чтобы не потерять силу?» (см. решение),

и задачи с олимпиад (каталог регулярно пополняется), и авторские задачи из сборников и журналов. Штурмовать ресурс можно прицельно, по интересующим (или не дающимся) темам, или просто в целях поддержания тонуса — с помощью случайной подборки «красивых» задач для «просто порешать».

Для тех, кто занимается математикой, как скрипач — скрипкой, существуют программы типа «1С:Математический конструктор». Интересующимся необязательно покупать и инсталлировать саму программу — динамические модели с примерами основных математических и геометрических задач (геометрические чертежи, математические эксперименты, графики функций и т.д.) можно повертеть и «пощупать» на сайте с описанием программы.

программа

Изучение геометрии путем игры с подвижными и гибкими фигурами наверняка понравится и школьникам младших классов, и ребятам посерьезнее. Да и учителя могли бы использовать примеры с сайта для объяснений на уроках (воспользовавшись проектором).

Ученикам средних классов наверняка понравится ещё один ресурс, визуализирующий правила и законы — Etudes.ru. На сайте представлены этюды и небольшие мультфильмы из жизни математики, которые можно скачать или посмотреть онлайн: например, о том, как чертить параболу, сравнить объемы апельсина и его кожуры или собрать многогранники.

программа

Внимание уделено и желающим попробовать себя на ниве создания миниатюр и этюдов — этому посвящен отдельный раздел.

Наконец, если хочется чего-то посерьезнее, чем красочные мультики, можно обратиться к международному каталогу сайтов, форумов и архивов по математике — здесь есть неплохой каталог книг (в форматах pdf и djvu).

И не путать никогда острова и города

От точных наук перейдем к наукам гуманитарным — а именно, к истории. Ресурс «Хронос» нельзя не упомянуть, хотя его и знают все интересующиеся. Тут тебе и справочник наименований и событий, и история России по векам, и биографические справки. Но гораздо более полезен портал, во-первых, благодаря большому архиву тематических и не очень журналов, во-вторых, из-за библиотеки.

программаМосковские мальчишки и девчонки (а также их родители) оценят сайты, посвященные истории родного города. Мы выделим три. Во-первых, историко-культурологический проект «Москва, которой нет», участники которого давно и с переменным успехом воюют за сохранение исторического облика столицы России.

Во-вторых, сайт «Окликни улицы Москвы», посвященный происхождению и назначению названий московских улиц и площадей, проспектов, бульваров, рек, местностей и бывших деревень. Знаете ли вы, почему Арбат называется Арбатом? Что появилось раньше: памятник Пушкину или Пушкинская площадь? Как раньше назывался храм Василия Блаженного? Если не знаете, но хотите узнать, то вам сюда.

Завершает троицу сайт www.oldmos.ru, объединивший воедино старые фотографии Москвы с привязкой к местам на карте. Стартовал проект совсем недавно и пока насчитывает порядка 6 тысяч изображений, но уже сейчас может оказаться полезным — если не для образования, то уж для развлечения точно.

Кстати, о картах. На Вебпланете уже писали о Всемирной Цифровой Библиотеке. Так вот, в этой самой библиотеке есть множество интересных, редких карт: путешествий, военных кампаний, стран, регионов и целых континентов в разные исторические периоды. Например, можно подробно изучить карту северной части Тихого океана с проливами, островами и опасными местами 1796 года выпуска или карту мира, сделанную итальянцами специально для китайцев в 16 веке. Всего — более 1000 объектов (и это только с комментариями на русском языке).

программаКарты Эдзо, Сахалина и Курильских островов, 1854 год. Составитель Тонзай Фуджита.

Если очень захотеть — можно в космос полететь

От географии планеты — к покорению звездного неба. Всем известны старания в деле просвещения широких слоев населения американского космического агентства NASA (http://nasa.gov): тут тебе и оцифровка переговоров во время полета на Луну, и виртуальные путешествия по самым разным космическим маршрутам, и базы фотографий. Этот ресурс идеален для школьников, так как содержит большие красочные картинки вместо длинных текстов, набранных мелким шрифтом.

Рунету есть чем на это ответить. Российская астрономическая сеть Astronet.ru — это прямо-таки космический суперпортал с наиболее широким охватом тем. Там можно, например, посмотреть (и распечатать) карту звездного неба, задавая дату, время и местность, часть неба над которой вас интересует.

Кроме стандартного каталога с описаниями отдельных созвездий (с их историей, позицией на карте неба и иллюстрациями из «Уранографии» Яна Гевелия, изданной в 17-м веке) в «Астронет» выложен каталог сверхновых, собранный астрономическим институтом при МГУ (полноценные статьи ученых по современным наблюдениям и открытиям можно найти в журнале «Переменные звезды»).

программаЛейденские планисферы, XVII век. Северная планисфера. Источник

Подробнее узнать о том, как космос представляли древние, можно на сайте www.astromyth.tau-site.ru, посвященном мифологии созвездий. Кроме собственно описания созвездий и мифов о них (каталогизированных по персонажам и по сюжетам), там можно найти изображения глобуса, каким его представляли в III-I в. до н.э., проштудировать библиотеку античных и средневековых ученых и авторов, писавших о космосе (прилагается словарь астрономических терминов того времени), а также старинные атласы и карты (например, кисти Дюрера).

Тем же, кто больше интересуется современным состоянием дел в астрономии, рекомендуем Сервис мониторинга космоса, работающий, как и «Астронет», под эгидой МГУ. Серьезные массивы серьезных данных, полученных с российских спутников, включают скрупулезные замеры активности солнца, геомагнитных колебаний и прочую астрофизическую статистику. Если вы вдруг обнаружите, что ваш ребенок посещает этот (ко всему прочему, англоязычный) сайт — можете разрешить ему бросить уроки игры на фортепиано.

От Гиппократа к Хаусу

А вот Интернет-ресурс Humbio.ru раскладывает по полочкам биологию человека. С его помощью вы, наконец, узнаете, что такое волчанка. Рекомендуем обратить внимание на статьи о рентгеноконтрастных средствах и системе сигнальной трансдукции — если все не поймете, то хотя бы узнаете много новых слов.

Если же вас больше интересует прикладная сторона медицины — вам на форумы Русского медицинского сервера. Настоящие врачи обсуждают там профессиональные вопросы, а попутно растолковывают простым смертным диагнозы, анализы и нюансы работы российской системы здравоохранения. Углубившись в чтение, можно обнаружить массу полезных ссылок и подтянуть знания в отношении собственного здоровья.

Зеленые

Юным ботаникам пригодится ресурс «Плантариум» — атлас российских растений с определителем, справочником латинских названий и базой изображений. В настоящий момент пользователи опубликовали почти 45 тысяч латинских названий растений, 30 тысяч фотографий и 27 тысяч таксонов. То или иное растение можно найти не только по его имени, но и по ключевым определениям: местообитанию, внешнему виду, жизненной форме, отношению к влаге и свету. Клевер ползучий (это тот, который белый) нам удалось найти всего по шести указанным параметрам за две минуты.

программа

Сюда же отнесем проект МГУ, посвященный редким и исчезающим видам животных — http://nature.ok.ru/. Обновляется ресурс не часто (а в последнее время обновлений нет и вовсе), но в качестве справочника может оказаться полезным. Названия животных, как и в случае с «Плантариумом» представлены как на русском, так и общепринятом латинском языках.

URL да Винчи

Наконец, тех, кто хочет нахвататься всего и сразу, на долгие недели займет ресурс Nature.web.ru — ещё одно детище работников университета имени Ломоносова, научная сеть по всем наукам и, что немаловажно, их узким отраслям. По сути, это гигантский тематических указатель-агрегатор, объединяющий сотни научных и околонаучных сайтов.

Здесь отражена и текущая жизнь научного сообщества (анонсы конференций, авторефераты диссертаций, тезисы дипломных работ), и собрана огромная библиотека материалов: от лекций (в основном, по медицине, еще парочка — по физике и математике) и задач до избранной публицистики из научных и просто специализированых журналов.

Тут и объяснения «на пальцах» (то есть в графиках и формулах) физики выстрела из пневматического оружия, и рассуждения о судьбах церковно-певческого наследия в советское время, и изучение алкогольного гипоманиакального синдрома (после прочтения вы легко сможете поделить друзей на пирушке на «веселых» и «гневливых» гипоманов).

«Всешкольные» ресурсы при общей своей бесполезности иногда тоже содержат некоторые ценные вещи. Например, оцифрованные архивы культовых с еще советских времен журналов, типа «Квант», «Наука и Жизнь», «Химия и жизнь» и др.