Светлана Бойко Как подготовится к ЕГЭ по истории родителям и выпускникам без репетитора
17 Июн 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

Советы преподавателя заботливым родителям

Уважаемые родители. Пройдя в течение 4-х лет процедуру подготовки к ЕГЭ, а в этом году и к ГИА по истории, я хочу поделиться с вами своим опытом, дать несколько советов тем из вас, кто действительно хочет помочь своему ребенку подготовиться к ЕГЭ. А таких, по-моему, достаточно. Я надеюсь, что вы — грамотные, заинтересованные родители, а также достаточно требовательные, но не суровые.

Сегодня мы с вами не будем судить о недостатках и достоинствах такой формы поведения итоговой аттестации как Единый Государственный Экзамен. Мы поговорим о том, как лучше подготовиться к этому экзамену. Я предлагаю использовать те методы, которые вполне под силу ученику, его родителю и не требуют особых денежных затрат.

Итак, впереди ЕГЭ по одному из достаточно трудных предметов — истории. К сожалению, объем необходимых фактических знаний таков, что подготовки только в рамках уроков и даже консультаций явно недостаточно для получения хорошего результата. Готовиться нужно заранее, систематически и разнообразно. Не допуская к тому же простой зубрежки. Мы не будем забывать, что у молодого человека есть нагрузка и по другим предметам, так что постараемся не перегнуть палку. Но в то же время подготовиться к экзамену необходимо психологически, теоретически и практически, а также еще до экзамена необходимо узнать все возможные стороны процедуры ЕГЭ, правила подачи апелляции.

Итак, начнем с психологической подготовки. Не только ребенка, но и вас, родителей. Постарайтесь понять сразу, что для самих одиннадцатиклассников как экзамен, так и подготовка к нему психологически сложны, наберитесь терпения. Оно вам пригодится. В то же время, не упускайте процесс подготовки из-под контроля, старшеклассники зачастую начинают серьезно готовиться за месяц-другой до экзамена, что крайне неразумно.

В идеале подготовку можно начинать с 8-9 класса, тем более, сейчас есть экзамены по выбору в 9 классе. Но не все ребята уже с этого возраста могут определиться и сделать выбор. Желательно, чтобы в вашем распоряжении был хотя бы год, не меньше. Но даже если этого времени нет, давайте определим способы, с помощью которых подготовка будет идти более качественно.

Прежде всего, составим режим подготовки. В первом полугодии достаточно будет 2-х часов в неделю. 1 час на повторение теоретического материала, 2 — на решение тестовых заданий. Во втором полугодии можете увеличить нагрузку, или оставить прежней — это зависит от подготовки к другим экзаменам. Обязательно поговорите в школе с учителем истории о наличии консультаций, консультации обычно проходят с начала года. Ученику они будут также необходимы, независимо от домашней подготовки. Вообще, поинтересуйтесь, как настроен педагог вашего ребенка. Знаю, что многие мои коллеги вполне охотно и бесплатно дают консультации по вопросам, затруднениям, связанным с подготовкой к экзаменам. Вот только ребята не всегда этим хотят воспользоваться. Постарайтесь быть в курсе проводимых пробных экзаменов, узнайте заранее, когда они будут проходить. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок обязательно там присутствовал. Ведь на таких «пробниках» ребята не только приобретают навык выполнения всех частей теста, но и учатся рационально планировать время на ЕГЭ.

Учтите, что во время подготовки к экзамену ребята обычно проходят несколько этапов психологического состояния — от «ничего не знаю, не получатся», далее «еще успею», затем «я знаю кое-что», на определенном этапе наступает «полная каша из фактов и дат», причем тех, что еще недавно от зубов отскакивали, ближе к экзаменам «я все забыл», «я не сдам». Накануне ЕГЭ у наиболее ответственных возникает паника. И здесь неоценимой будет ваша поддержка, поддержка самых близких ребенку людей. Успокаивайте, настраивайте, говорите, что вы надеетесь на своего ребенка. Не в коем случае не должны звучать фразы — «Ты должен сдать только на...», «не сдашь...». Угрозами вы только усугубите стрессовую ситуацию. Поэтому — берем за основу знаменитую фразу «Спокойствие, только спокойствие!»

Итак, запасемся большой тетрадью формата А-4, разноцветными ручками, карандашами. Из учебной литературы я бы предложила учебники А.А Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» за 6, 7 ,8, 9 классы. Подойдут и другие учебные пособия. Что касается имеющихся сегодня в магазинах различных печатных материалов для подготовки к ЕГЭ, можно воспользоваться и ими. Кроме того, для отработки умений работы с тестами, нужно приобрести сами материалы. Это можно сделать в магазине, купить тестовые задания, их достаточно много. Обратить внимание необходимо на значок ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) — это определенная гарантия того, что данные издания прошли экспертизу и не содержат фактических ошибок. Это крайне важно, ведь сверяя свои ответы с указанными, ребенок может столкнуться с опечаткой и запомнит неверную дату или факт. Материалы можно найти и в Интернете на сайте ФИПИ — там выложены демоверсии ЕГЭ по истории за 2002-2011 год (это 10 вариантов с возможностью сверить ответы с образцом). Кроме того, итоговую аттестацию проходят нынче и 9-иклассники, так что для подготовки пригодятся и материалы по ГИА(государственной итоговой аттестации).

Что касается онлайн — тестов, они, конечно, тоже дают определенный навык, но вот мои выпускники зачастую по онлайн-тестам получали «5», а по пробным ЕГЭ — «2».

С чего начать? Я бы советовала с систематизации материала.

— Таблица № 1. (для этого и нужна большая тетрадь). Разворачиваем ее так, чтобы горизонтальная часть была более широкой, чем вертикальная. Расчерчиваем колонки: 1 -период (правитель), 2 — внутренняя политика, 3 — экономика, 4 — внешняя политика, 5 — разное (сюда заносим важный материал, не относящийся к колонкам). Можно добавить и материалы по культуре. Здесь и далее примеры буду приводить из учебника «История России с древнейших времен» за 6 класс.

Период Внутренняя политика Экономика Внешняя политика Разное
Древнерусское государство
Киевская Русь
Олег
879 – правление в Новгороде
882-912г.(в Киеве)
великий князь, дружина, воевода.
полюдье 907 г. поход на Царьград (Константинополь)  

2. Но я бы посоветовала для этой столь обширной темы приготовить отдельную таблицу № 2 (Развитие культуры). Принцип тот же, колонки следующие — период, архитектура (произведение — автор, в этой и следующей колонках), литература, живопись (до 17 века — иконопись), театр и кино.

Период Литература Живопись, ремесло Архитектура (зодчество) Театр
Древнерусское государство
Киевская Русь
Былины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Кирилл и Мефодий (славянская письменность)
Устав - строгое правило письма. Береста
Жития, Нестор «Повесть временных лет» 12 век.
Миниатюры, Фрески
Зернь, скань, эмаль
Десятинная церковь,
Софийский собор,мозаика
Скоморохи, гусляры

3. Таблица № 3. Наука. Колонки — период, направление науки, открытия, автор (авторы).

4. Особо тяжелыми обычно бывают вопросы по внешней политике, мирным договорам. Разумно составить еще одну таблицу — внешняя политика. Колонки — век, направления внешней политики, войны, сражения, полководцы и герои, итоги. Вопросы в части «С» могут звучать следующим образом — «назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги».

Если ваш ребенок будет заниматься с таблицами 1 ч в неделю, к концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я вспомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций (по иным источникам — китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки — плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак — важно! и т.д.

Программа 10 и 11 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной.

Вы помните, что параллельно с заполнением таблиц второй час занятий ребенок посвятит тренингам — решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия?

Сначала, естественно, простое прорешивание тестов, при этом возможно два способа:

Первый — прорешивание с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки.

Второй способ — попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах.

Что нужно учесть? Во-первых, желание и самостоятельность вашего взрослого, но все же ребенка. Если оно не столь велико, вы можете просто удалить подсказки из материалов, а сверять ответы вместе с ребенком. Во-вторых, тесты должны быть именно прорешены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата.

И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ЕГЭ. Он заключается в том, что у вашего ребенка вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и тренироваться заполнять и его.

Какие еще способы выучить фактический материал я обычно советую выпускникам? Карточки. Обычно их делают разноцветными, заполняют с обеих сторон. Например — карточки военных сражений — красные, морских — синие, реформ — желтые и т.д. Выбор цветов должен идти на эмоциональном уровне. На карточке с одной стороны пишем крупно дату, к примеру, 1812, с другой — событие — Отечественная война. Карточки развешиваем по комнате так, чтобы на них падал взгляд, посмотрел — вспомнил, забыл — перевернул ,проверил. Не надо вывешивать сразу все, и в глазах зарябит, и перебор будет, а вот по несколько на неделю, будет как раз. Таким образом, вместе со зрительной мы подключим и эмоциональную память. На втором этапе подготовки на карточках можно будет писать наиболее тяжелые для запоминания даты.

Также можно сделать и такие карточки: исторические деятели и их свершения, ученые и открытия и т.д.

Переходим ко второму этапу подготовки — последние полгода для 11классников. Этот период самый тяжелый, и аттестация надвигается, и подготовка идет достаточно насыщенная. Теперь пора браться за повторение. Используем опять метод карточек. Для начала подготовим сами карточки, еще раз пробежим глазами период (по тетрадям), выберем ключевые слова (события, личности, явления. Составим наборы карточек. На одном яркой пастой — исторический период (застой, перестройка, советская Россия, Великая Отечественная и т.д.), на 2 наборе — ключевые слова. К примеру, для «Застоя» такие — ввод войск в Афганистан, неосталинизм, Конституция 1977, геронтократия, Брежнев, Косыгин и т.д. Все карточки с эпохой составляем в одну сторону, с ключевыми словами (а их достаточно много) — в другую. Ребенок вытаскивает карточку с названием и выбирает все опоры к данному периоду. Проверить возможно по тем же таблицам.

Перестройка Ввод войск в Афганистан
«Застой» Вывод войск с Афганистана
«Оттепель» Первый полет человека в космос
«Апогей сталинизма» Индустриализация
Советская Россия ГКЧП

Что это дает? Одна из самых больших проблем в изучении истории — знаниевая перегрузка, когда вроде бы факты заучил, на связи между ними нет, все события перемешиваются в голове, а они должны выстроиться в ровную линию. Вот такие задания и помогают это сделать.

Следующий вид тренировки — кластер. Кластер — это вид схемы, который обычно применяется на уроках истории. Слово и стрелочки от него (направления, результаты и т.д.).

Реформы Избранной Рады
1549 г.Первый Земский Собор 1550 Судебник
1556 реформа местного управления
Приказы — центральные органы управления

Берем карточку с периодом. (1 набор) Задание: необходимо составить как можно больше опор — дат, событий, имен, явлений к данному периоду(по памяти). Пусть сначала вспоминается немного, делаем работу над ошибками — смотрим, что еще не вспомнили.

Следующий способ запоминания периода и событий — ключевые даты к каждому веку. (Вот их и надо выучить в первую очередь). Они могут быть выбраны индивидуально, я же могу посоветовать следующие 9 век — 862 г, 10 — 088 г., 11 — 1019, 12 — 1113(или 11470) гг., 13 — 1240 или 1242, 14 век — 1380, 15 — 1480, 16 — 1533, 17 — 1612 (или 1645), 18 (петровский период) −1721, 18 (Екатерининский) — 1778, 19 — 1812 ,1853, 20 — (до революционный) — 1905, 20 (советский) — 1941, 1953, 1977, 1985, 1991. Остальные даты при заучивании мы привязываем к ключевой дате, и при вспоминании отталкиваемся от нее же.

Я на уроках проводила по датам и терминам разминку на 5-7 минут, вы можете делать так же. Если вы не очень хорошо помните историю, пригодятся карточки для расклеивания (они же у нас с подсказками, вот и воспользуйтесь ими). Называйте ребенку дату, а он вам событие, или наоборот. Так активизируется и слуховая, и зрительная память.

Эти занятия, в общем, направлены на освоение знаниевой части ЕГЭ. Если вы нацелены на получение более высоких баллов, чем средние, необходимо подготовиться к самой сложной части — части «С». Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности «угадать» нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним.

Умение находит общее и особенное можно следующим путем: выберите несколько событий (как можно больше), и в тех же тетрадях запишите общие черты и отличия. К примеру, по 20 веку: Сравните 1 и 2 мировую войну. Революцию 1905 — 1907 гг. и 1917г. (Февральскую или Октябрьскую). Политику «военного коммунизма» и НЭП. Реформы Косыгина и Горбачева. Внешнюю политику первой и второй половины 19 века, то же по 18 веку, политику Петра Первого и Екатерины Великой, реформ Столыпина крестьянской реформы 1861 г. Таких заданий много в тренировочных тестах по истории, выполняя их, ребенок анализирует событии. Задания выполняем письменно. Перед самим экзаменом можно будет освежить память по этим схемам.

Итак, на втором этапе подготовки — от января до мая, ваш ребенок должен отрабатывать навыки: выделять общее и особенное, определять причину и следствие, анализировать причины победы или поражения. Эти умения вырабатываются обычно на уроках по истории, наша задача — отработка этого умения для успешной сдачи ЕГЭ.

И третий этап подготовки — после 25 мая, начинаются экзамены, напряжение возрастает, остается совсем немного до сдачи ЕГЭ. Работаем на повторение с нашими таблицами, закрепляем даты и события, используем наглядный материал — карточки. Ваша задача — создать психологический настрой, контролировать режим занятий, чередование труда и отдыха, успокаивать в стрессовых ситуациях, настраивать на успех.

Обобщая все выше изложенное, хотелось бы напомнить, что успешная сдача зависит от настроя ребенка, вашей поддержки, систематических занятий в школе, выполнения заданий по курсу и опять — таки, систематических дополнительных самостоятельных заданий.

Что еще может стать фактором дополнительной подготовки? Участие в Олимпиадах и конкурсах по предмету, сегодня в школах есть немалая база таких Олимпиад, они под силу и отличникам, и ребятам со средним уровнем подготовки. Просмотр фильмов. К празднику Победы обычно показывают достаточно таких фильмов и киноэпопей. Здесь акцент скорее будет идти не на фактический материал, а на эмоциональное восприятие событий. Но это не менее важно. Так неприятно, когда старшеклассники «зависают» на вопросе о том, почему мы победили в Великой Отечественной войне, и тому подобных вопросах.

Можете ненавязчиво вспомнить о своей жизни в период 80-Х, перестройки, реформ 90-х, а если в семье есть бабушка или дедушка, и они расскажут о других страничках 20 века. Такие факты обычно легко запоминаются. Ведь они нам с вами знакомы. А большинству сегодняшних выпускников события ранее конца 20 века так же отстраненно далеки, как и нашествие татар.

И еще несколько слов. О процедуре сдачи экзамена, апелляции вас обязаны проинформировать в школе, необходимую информацию можете найти и на сайте ФИПИ. Все «горячие» вопросы вы можете и праве задавать. Воспринимайте экзамен как довольно серьезное испытание для выпускника, но будьте готовы в случае неудачи стать поддержкой для ребенка, ведь это намного важнее любых результатов. И напоследок восточная мудрость «Путь длиною в тысячу лье начинается с первого шага» Сделайте этот шаг, начните уже сейчас, и все получится.

Бойко С.Д. учитель истории и обществознания МОУ СОШ с. Бабстово. ЕАО Дальневосточный ФО.

Материалы по теме

Статьи по теме

3 комментария

no user photo

Ирина

17.06.2011 10:46:31 #

		
Хорошая статья. Спасибо автору! ответить

	

Юлия Митузина

17.06.2011 14:19:27 #

		
На мой взгляд, больше похоже на пособие, чем на статью, но материал, бесспорно, полезный! ответить

	

Юлия Митузина

21.06.2011 11:08:54 #

		
И, кстати, "подготовиться" в данном случае с мягким знаком пишется))) ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.