Учитель, а особенно классный руководитель, для своих учеников — это, в идеале, не только источник знаний по тому или иному предмету. Он должен быть еще и воспитателем, наставником, другом. И если у вас с вашими подопечными сложились доверительные отношения, — вам можно позавидовать. Завоевать симпатии детей и подростков удается не каждому, но еще сложнее — сохранить, укрепить эти отношения и поддерживать их в течение долгого времени. Случается, ученикам нужна ваша помощь и поддержка в личных делах: они порой боятся, стесняются обратиться со своими проблемами к родителям или сверстникам — и приходят к вам... Дать мудрый совет, подбодрить ребенка, научить справляться с жизненными трудностями — не такая простая задача.
Иногда мы сталкиваемся с проблемой: как помочь одному, не навредив другому? Как не обидеть отказом обратившегося к нам ученика, при этом не задев ни его родителей, ни других ребят?
...После уроков к учительнице подходит Коля и, смутившись, просит: Инна Петровна, дайте мне, пожалуйста, телефон Кати. Ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не осмеливается.
Ситуация довольно деликатная. Хочется помочь, но... дать телефон Кати — значит, поступить некорректно по отношению к ней: ведь неизвестно ее отношение к этому мальчику. Кроме того, это может не понравиться родителям девочки. Пытаться отвлечь мальчика от этой идеи, переключить его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой отважный шаг, он вряд ли легко отступит. Но и не дать телефон, отговорившись тем, что его у вас нет, тоже неправильно: ученик может не поверить — и тогда потеряет к вам доверие раз и навсегда.
Что же делать? Можно честно объяснить мальчику, что давать чужой номер телефона без согласия его владельца — не принято, некорректно, что это может обидеть девочку и ее обида заденет самого Колю. Но что, тем не менее, вы попытаетесь помочь ему иначе. Например, можно посадить детей за одну парту или дать им общее учебное задание, — это позволит им лучше познакомиться, даст ему возможность понравиться ей и, может быть, подружиться.
Необходимо всегда помнить о том, что наши ученики — вполне разумные люди, а не просто несмышленые дети. Их трудно обмануть, и лучше всегда быть честными и открытыми с ними. Они скорее примут отказ, если вы разъясните его причины, но при этом действительно постараетесь что-то для них сделать. Зачастую достаточно просто вашего внимания. Конечно, на это потребуется потратить немного времени. Но если вы будете отмахиваться от всего, повторяя: «Это не мои проблемы!», — то и заслужите отношение к себе со стороны ваших учеников только как к скучному случайному лицу, промелькнувшему в какой-то период в их жизни...
Софья Штерн
06.10.2008 10:30:32 #