10 способов работы с фильмом на уроке иностранного языка
18 Окт 2010
10 способов работы с фильмом на уроке иностранного языка

Вы преподаете иностранный язык и не желаете ограничиваться скучными учебниками и кассетами? Отлично, значит, наши способы работы с фильмами вам обязательно пригодятся! Практически любой художественный фильм на иностранном языке может превратиться в удобный и эффективный дидактический материал. А найти в продаже диски с фильмами на любом языке сегодня несложно.

Но хороший преподаватель знает: тратить время урока на то, что ученик может сделать дома самостоятельно, не стоит. Простой просмотр фильма, даже на иностранном языке, — слишком пассивное занятие для учебного процесса. Поэтому предлагаем 10 заданий для работы с видео на уроке.

1. О чем кино?

Еще до просмотра сообщите ученикам название фильма, с которым будете работать. Можно также рассказать им о том, в каком году снят фильм, в какой стране, кто режиссер и т. д. И задайте ученикам вопрос: «Как вы думаете, о чем этот фильм?». Пусть ответят в нескольких словах: «о несчастной любви», «о спасении мира», «о крепкой дружбе» и т. п. Это задание подготовит их к работе, «настроит на волну» изучаемого языка.

2. «Озвучка»

Эту технику можно применить как в начале фильма, так и во время любой из его частей. Вы должны заранее выбрать подходящий эпизод, соответствующий уровню подготовки ваших учеников или пройденной теме. Отключите звук и дайте ученикам задание озвучить происходящее. Можно заранее распределить роли, дать просмотреть фрагмент один раз, — и, через пару минут подготовки, группа должна осуществить дубляж фильма.

3. Предсказание

Это задание можно выполнять несколько раз на протяжении фильма: остановите просмотр на «самом интересном месте» и спросите учеников: «Что же будет дальше?».

Если вы используете полнометражный художественный фильм, то, скорее всего, работа растянется на несколько занятий, так что можно дать это задание на дом. Вы можете дополнить задание своими условиями: например, ограничьте учеников использованием только будущего времени (или наоборот, прошедшего).

4. Без картинки

Это прием, обратный «озвучке». Выберите фрагмент фильма, который можно только прослушать, например, насыщенный диалог. Ученики сами станут актерами: они придумают и инсценируют действие фильма, основываясь на услышанном. Надо следить за тем, чтобы, обсуждая задание, они общались только на иностранном языке.

5. Назад в прошлое

После просмотра всего фильма или его части спросите учеников, как они представляют себе прошлое главных героев, о котором не рассказано в фильме: их детство, семью, как они учились и т. п.

6. Описание персонажей

Попросите каждого из учеников выбрать один персонаж и описать его со всеми подробностями: внешность, характер, привычки, расписание дня... Эта работа принесет больше пользы, если задать ее на дом, т. к. письменное задание требует более тщательного выбора лексики и большего внимания к грамматике.

7. Чувства!

Говорят ли персонажи то, что думают, или врут? Какие эмоции ими руководят? Что они чувствуют в тот или иной момент фильма? Все эти вопросы помогут обратить внимание учеников на мимику, жестикуляцию, интонации персонажей. Кроме того, вы можете повторить слова и выражения, при помощи которых описываются ощущения: удивление, страх, злость и т. д.

8. Стоп-кадр

Стоп-кадр — это работа с одной картинкой из фильма. Если вы используете фотографии на уроках, вам будет легко придумать вопросы и для этого задания. Можно разбить учеников на пары и показать кадр только одному из двоих. Его заданием будет описать второму картинку, а тот должен помогать, задавая наводящие вопросы, и схематично зарисовать этот кадр.

9. По мотивам...

После просмотра фильма группа учеников должна разыграть между собой одну из его сцен или придумать и инсценировать продолжение фильма. Здесь важно распределить роли среди учащихся так, чтобы каждый мог проявить себя. Конечно, можно ставить сцены и без просмотра фильма, но в данном случае ученики будут ограничены конкретными персонажами, характеры которых им известны. Подражая героям фильма, они должны использовать их «любимые» слова и выражения, жесты и акценты.

10. Мораль

Каждый фильм основан на разных жизненных ситуациях: социальных конфликтах, проблемах человеческих взаимоотношений или просто интересных событиях. Выберите наиболее яркие темы для обсуждения и задайте ученикам вопросы для дискуссий. Например:

1) Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?

2) Какой брак крепче: по любви или по расчету?

3) Можно ли купить счастье за деньги?

Подобные вопросы часто вызывают резонанс в классе, и ученики стараются любыми способами убедить друг друга в своей правоте. Очень важно строго-настрого запретить им говорить по-русски, т. к. именно в эмоциональном состоянии ученик преодолевает разговорный барьер, и именно в споре он использует все свое красноречие, даже на неродном языке.

Приведенные 10 техник — это еще не все, что можно придумать в работе с видео. Задавайте и другие вопросы, просто останавливая фильм:

1) Какой запах ощущает герой, гуляя по этой улице?
2) А что у него в карманах (или у нее в сумочке)?
3) Какая погода за окном комнаты героя?

Вы можете изобрести и свои собственные методы. Положитесь на свою фантазию и опыт или узнайте у самих учеников, чем бы им было интересно заняться. Удачи и успехов вам в вашем нелегком, но, согласитесь, приятном деле!

Материалы по теме

Статьи по теме

9 комментариев

no guest photo

Данки Шон

11.12.2008 07:29:52 #

		
Очень и очень полезный материал для всех обучающих и изучаючих English, Deutsch, Espańol ответить

	
no guest photo

Елена Матвеева

11.12.2008 11:48:41 #

		
Спасибо большое. Я преподаю английский и ставлю фильмы ученикам, но в основном мы пересказываем и отвечаем на заготовленные вопросы по содержанию фильма. Планирую воспользоваться вашей методикой в на ближайших уроках. Думаю, позже расскажу о результатах. ответить

	
no guest photo

Гость

11.12.2008 11:52:30 #

		
Неужто на вашем сайте хоть что-то по учебе есть, нюню, малаццы. ответить

	

Мария Скляревская

11.12.2008 11:57:17 #

		
Елена, спасибо большое Вам за отклик! Очень жду Вашего рассказа :) ответить

	
no guest photo

Натлья

11.12.2008 13:06:08 #

		
А еще можно выписывать на доске во время фильма идиомы и устойчивые выражения, которые звучат, и потом учеников спросить, в каком контексте их употребляли герои, и что они означают. И объяснить то, что они не знают.
Хорошая статья, спасибо. Мне стоп-кадр понравился - буду и с фото так делать теперь.
ответить

	
no guest photo

Паприка

24.12.2008 00:09:43 #

		
Ой, ой-ой-ой!!! Я как раз искала такое!!! Как раз мне оооочень надо было. А нигде не было!!! И вот я нашла!!! Спасибище ну просто огроменное! Ну просто прямо вы меня спасли! ответить

	
no guest photo

Гость

09.08.2009 12:08:09 #

		
Спасибо огромное за очень полезный материал. я Вам очень признательна. ответить

	

Мария Скляревская

04.10.2009 03:42:25 #

		
Вот, нашла в сети копию этой статьи :) Пишут, что полезная :) Вячеслав Букатов опубликовал, без ссылки на ПШ, но с упоминанием автора, такой вот хитрый. ответить

	
no user photo

Нина Шевчук

22.04.2011 14:27:55 #

		
Огромное спасибо! Замечательные советы. Только начинаю работать над разработкой материала, с удовольствием воспользуюсь советами.
Можно еще делать следующее: после просмотра просить учеников давать альтернативные окончания фильма. Что случилось бы, если б в середине один из героев поступил не так, а по другому. Тоже можно дать на дом
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.