Что-то слишком много публикаций о школьных издевательствах в СМИ последнее время — учителя над учениками, ученики над учителями...
Новостные ресурсы каждый день «радуют» новостями. На днях выяснилось, что иркутские школьники в течение нескольких месяцев избивали пожилую учительницу, снимали это на видео и хвастались перед всей школой. За рамки школы ситуацию пытались не выводить, но не удалось. Читать материалы по этому делу, на самом деле, жутковато.
В Ставропольском крае к одному году лишения свободы приговорена учительница, подтолкнувшая подростка на самоубийство. Преподаватель публично унижала ребенка перед классом, оскорбляла и била по голове. Ваня не выдержал измывательств. Перед тем, как умереть, он записал на свой мобильный телефон видеообращение к родителям, в котором просил их сильно не расстраиваться и уважать его выбор.
Совсем недавно также сообщали, что учитель в Башкирии оштрафован за избиение ученика, а в подмосковной школе учительница заставляла учеников писать сочинения под партами.
На «Планете школ» уже были примеры жестокого поведения учителей и учеников. Например, видео, как киевские школьники издеваются над учителем химии. И случай на прошлой неделе, когда
Что это? Мир сходит с ума? На самом деле, думаю, что и раньше подобных случаев было не мало. Сейчас просто они получают широкую огласку благодаря хорошо развитым СМИ.
Пусть правоохранительные органы разбираются, кто прав, кто виноват, и с чего все началось. Я же попробую разобраться в причинах сама: почему люди в школах ведут себя столь агрессивно по отношению друг к другу. Я не беру в расчет отдельные случаи, когда у человека накипело, и он не мог сдержать свои эмоции, сорвался и накричал. Здесь рассматриваю случаи, когда издевательства происходят намеренно и продолжаются длительное время.
Какие могут быть причины такого поведения?
- Аффект. Бывает так, что ученик специально провоцирует учителя (или учитель ученика) до тех пор, пока тот не дойдет до крайности, до состояния аффекта и сорвется. И потом начинает строить из себя бедную жертву, которую ни с того, ни с сего унизили и обидели. «Вспоминаю, что мне, однажды, уже в старших классах натурально хотелось придушить свою преподавательницу. Потому что она, очевидно, получала удовольствие, когда „насиловала мозги“ школьников. Мне дико хотелось, если не свернуть ей шею, но как следует вмазать».
- Самоутверждение. Всем хочется чем-то выделиться, привлечь внимание, показать свою неповторимость или утвердиться в статусе. Кому-то хочется показать свое превосходство, власть, утвердить свой «авторитет». И, самый простой, и распространенный способ показать свое превосходство — чем-то выделиться, не важно чем. Школьники могут применять для этого физическую силу, как в примерах выше. Это поднимает их «популярность» в глазах сверстников. В этот период учебная деятельность отступает на задний план, и центр жизни переносится в общение. Наиболее важным становится место, которое ученик занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценок.
Учителя, в свою очередь, часто чувствуют свою власть над детскими умами и могут утверждаться за счет того, что школьники пока не могут постоять за себя словами.
Обычно, в таких случаях и учителя, и ученики, пытаются доказать, что они «сильнее» и морально, и физически. - Одиночество. Часто причиной агрессии бывает ощущение одиночества. Такие люди, и молодые, и взрослые, часто сами отталкивают от себя своих близких, знакомых, закрываются в себе, ни кого не пускают в свой мир. Из-за этого чувствуют себя еще более одинокими и несчастными. Некоторые учителя, особенно женщины старше 35, которые не имеют семьи, детей, и чувствуют себя одинокими, могут вымещать свои недовольства жизнью и агрессию на учениках.
- Воспитание и безнаказанность. Бывает так, что агрессия учеников идет из семьи, когда в семье нет, и не воспитывается уважение друг к другу. К тому же, школьники могут пользоваться тем, что они «малолетки», и к ответственности их не призовут, или любящие мама-папа-дядя-тетя «отмажут». Родители не воспитали чувство ответственности, что каждый человек отвечает за свои слова и поступки сам.
- Психические отклонения. По данным недавних исследований российских психиатров, сейчас в России 10% душевнобольных людей от общего количества населения. И причиной постоянной необоснованной агрессии в половине случаев является психопатия, или что-то более серьезное.
Каким бы ни было поведение, оно всегда имеет свои причины.
Не буду говорить банальных слов в стиле, что в глубине души такие люди все-таки хорошие. Может хорошие, а может в душе такие же, как и снаружи. В любом случае, такие люди, и такое поведение есть. И наша задача не искать, кто прав, а кто виноват. На самом деле, это не поможет. Наша задача учиться находить общий язык или справляться с такими людьми. Мы все умеем делать это, как-то по-своему — один человек даст отпор (словами или кулаками), другой будет избегать общения с такими людьми, третий будет терпеть, четвертый займется их перевоспитанием, пятый еще что-нибудь придумает.
Лично я знаю пример, когда состоятельный отец никак не мог повлиять на своего сына, который ни с кем не считался и творил, что хотел. Так этот отец инсценировал похищение сына, отправил его в глухую сибирскую тайгу, где его заставляли пахать как лошадь и отвечать за свои слова и поступки. Благо, у отца на это средств и связей хватало. Через два месяца сын вернулся домой шелковый и послушный. Жесткий метод, но надежный.
А вам, дорогие читатели, рекомендую знать свои права и обязанности, уметь защищать себя, искать и находить свои методы «борьбы» с такими тиранчиками. Потому что то, что получилось у кого-то, может не получиться у вас, и наоборот, — то, что получилось у вас, может не получиться у кого-то другого. Все очень индивидуально. Но, выход, как всегда есть. Желаю удачи.
Материалы по теме
- Напиши письмо в редакцию
- Запись в блоге: «Что делать, когда учитель оскорбляет»
- Запись в блоге: «Неравный бой»
- Запись в блоге: «Не жалуйтесь, на нас посмотрите»
- Запись в блоге: «Имеет ли право учитель выгонять с урока за опоздание»
оксана
12.04.2010 15:43:32 #