В чем разница между школой и лицеем? Этот вопрос чем-то напоминает разговор на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Действительно, неужели лицей отличается от школы лишь красивым названием? А если чем-то поважнее, то какие именно преимущества у обучающихся в лицее? А может, наоборот, счастливчики — как раз те, кто остался в школе, не польстившись на гордое звание лицеиста? Попробуем выяснить...
Найди 10 отличий
По существующим в нашей стране стандартам, школа — это общеобразовательное учебное заведение, в котором программа устанавливается государством и направлена на общее развитие ребенка.
Лицей же, кроме общеобразовательной программы, подготавливает учащегося в определенном направлении и к конкретному вузу. Обычно лицеи заключают специальный договор с одним или с несколькими вузами, под который и «затачивают» преподавание и подготовку будущих абитуриентов. Некоторые лицеи даже располагаются на территории вуза, к которому «прикреплены».
Как видим, лицейское образование должно быть по определению на голову выше школьного. И хотя уровень преподавания и объем знаний здесь еще не вузовский, тем не менее, выпускникам этого учебного заведения, поступившим в институт или университет, учиться гораздо легче, чем их сокурсникам, за спиной которых — обычная школа.
Лицей (гр. lýkeion) — название священной рощи возле храма Аполлона Ликейского в древних Афинах, где учил Аристотель. Позже так стал называться тип высшего учебного заведения без разделения на факультеты. Теперь же лицей — это тип среднего общеобразовательного учебного заведения с углубленным изучением каких-либо предметов, базовое учебное заведение для определенных вузов, в некоторых странах — общеобразовательная школа.
В разработке программ для лицеев обычно принимают участие педагоги вузов, работающих в контакте со средними учебными заведениями. Часто они и преподают в этих лицеях.
Школа — это учебно-воспитательное учреждение для обязательного начального образования детей.
К сожалению, в школах все обстоит гораздо... скромнее. Педагогический состав, как правило, намного слабее: сильных преподавателей приглашают в другие (привилегированные и выше оплачиваемые) учебные заведения. К тому же обычные образовательные программы рассчитаны на детей с посредственными способностями. То есть — самая настоящая уравниловка, при которой одаренными детьми никто не занимается. Исключение здесь — разве что специализированные школы и классы со специальной программой.
Кстати, о специализации. Само собой разумеется: раз лицеи некоторым образом «подчинены» вузам, то и уклон у них соответствующий, чаще всего в сторону химии, математики и физики. (Хотя, понятно, и естественные и гуманитарные направления пока еще никто не отменял.)
Нагрузка в лицеях, конечно, вдвое больше, но это стоит того — ведь лицеистов целенаправленно готовят к будущей профессии.
Лицей успел отличиться и «отбором». Если в школы чаще всего принимают всех подряд, причем и с первого класса, и с седьмого, то лицей — для 8-11 классов.
Есть и общие черты у школ и лицеев: и тут, и там процветает репетиторство. Особенно, конечно, в последних, где программа сложнее. Но и репетитор в этом случае будет из того вуза, куда ученик планирует поступать, что, согласитесь, еще один плюс.
Впрочем, не все так гладко
Перед тем, как решиться перейти в лицей, с тем, чтобы впоследствии поступить в «прикрепленный» к нему вуз, не мешает заранее узнать, действительно ли существует договор между этими двумя учебными заведениями, высшим и средним. Может случиться и так, что в вузе просто пожмут плечами: никаких договоров со школами, лицеями и гимназиями у них нет. Институты же, связанные договоренностями, подчеркивают, что договор — вещь спорная и гарантий не дает, ведь и лицеисты к концу обучения могут изменить свою позицию и цели и принять решение поступать в другой вуз... Чаще всего в договоре используется формулировка о том, что ученик может приехать в вуз и прослушать курс дисциплин. Это ведь тоже сотрудничество.
Но все-таки, оговоримся, лицеи, сотрудничающие с престижными вузами, держат марку, проводят вступительные конкурсы и готовят абитуриентов так, как нужно вузу. И хотя с введением ЕГЭ многое изменилось, в любом случае бывшему лицеисту впоследствии будет намного проще.
Вот одно из мнений, сравнивающее обучение в лицее и в школе:
Школа — Лицей (мнение абитуриента)
«Когда-то я учился в своей средней школе № 64 с углубленным изучением английского языка и ничего не подозревал о существовании такого УОУ — Лицей БГУ. Но по счастливой случайности попал туда на курсы в 8-м классе. Конечно, об учебе там я не сильно задумывался, однако времена поменялись...
И вот бросил школу, ушел в Лицей. Думал, что пожалею об этом, — ничего подобного. Конечно, сравнивать школу и Лицей как-то даже глупо, но все же хочется это сделать, а заодно и вспомнить о тех недостатках, которые в школе иногда бесили. Заранее оговорюсь, что я не хочу сказать, что школа — лажа и прочее.
Урок — пара
Первое, к чему приходится притерпеться, так это то, что здесь всегда смежные уроки, т.е. пары. Конечно, может, кого-то это и грузит — сидеть 2×45 минут на одном и том же, но мне даже нравилось. Вдобавок ко всему пар в день было максимум 4. А это значит, что столько же надо готовить и «уроков». Вспомню, что в школе иногда бывало и по 7-8, притом все нужно было сделать (ну ладно, некоторые можно было просто просмотреть, если слушал на уроке).
Да, здесь и не так часто отпускают с уроков, как это было в школе.
Факультативы
Если в школе я в добровольно-принудительном порядке писал заявление о том, чтобы меня зачислили на «факультатив» по литературе Англии (с которой можно было сачковать или ничего не делать на уроке), то в Лицее можно было выбрать, именно выбрать что-нибудь из перечня, где их было штук 5 (это по физике, по остальным предметам тоже были факультативы). При этом не нужно было писать заявления, записываться, — просто приходи, гостем будешь!
Вспомнил: был какой-то список кружков в школе, о которых я только оттуда, из него, и узнал. Никогда не слышал о них в школьных массах.
Мероприятия для галочки
Наверное, все помнят, как их класс водили на футбол или хоккей, а может и еще куда. Так вот, что заметно порадовало — в Лицее этого просто нет. Никто не ведет тебя на хоккей, на который главное — привести народ, показать, как молодое поколение посещает сие мероприятие, и т.д. Особенно когда играют из правительства или министерств.
Субботники? Уборка снега и листьев со школьного дворика? Всегда пожалуйста!
Ремонты
Наболевшая для всех тема. Каждый год нужно что-то делать: поклеить обои, поменять линолеум, окошко заменить на стеклопакет и т.д. Немало нужно сделать!
А еще как-то раз поразило: поборы на озеленение территории! Нужно было сдать по 100 тысяч с класса. Конечно, когда в классе 36 человек, выходит с каждого не помногу, но с миру по нитке — голому рубашка. Не знаю, как распределили эти средства, но если прикинуть, то выходит, что можно высадить «миллион, миллион алых роз»...
В Лицее иначе. Единственное, что ты сдаешь, — одна базовая величина в полгода. Кто не может столько — можно меньше. Притом деньги идут не на ремонты и озеленение, а на лицейские мероприятия. Конечно, может, еще ремонтировать нечего...
Но все равно остается вопрос: почему на это не идут средства из бюджета?
Классы
Всегда были перегружены. Школа могла принять «по паспорту» 900 человек, а учились все 1500. И мало кого тревожило, что в классе 36 человек.
Может, на это можно было бы и закрыть глаза, если бы детки учились или хотя бы не мешали тем, кто учится. А так получается, что учитель весь урок успокаивает учеников. (Сколько раз от нас уходили учителя истории? Английского? Вроде бы раз 5-6. И не возвращались...)
А вот учеба в классе, где учеников 20 или чуть больше, — совсем иное дело. Вдобавок, если все они объединены общей целью и общими стремлениями.
Форма
Не раз обсуждалась. Повторяться не стану.
И если школьная форма, как символ одинаковости и стадности, вам опостылела, спешим хоть чуть-чуть утешить: большая половина населения Земли, пребывающая в школьном возрасте, носила, носит и будет носить ученическую форму. (Школьная форма в странах мира)
Мероприятия (Новый год и т.п.)
Всегда бесило то, что у нас в школе дискотеки были запрещены. Почему? Новогодние представления и сценки готовила лишь начальная...
Олимпиады
Что такое школьная олимпиада, я узнал только на химии. Да и то там было 2 человека. По остальным предметам как-то определялись претенденты по успеваемости. Никакой целенаправленной подготовки никогда не велось. Хотя об этом и говорить нечего — школа же. Ни в чем не обвинишь — и тчк.
Еще порой нравилось, как говорили про Лицей: «Здесь учатся самые талантливые, самые...». Может быть. Однако заметим, что и среди талантливых кто-то лучше, кто-то хуже. Говоря проще, в каждом классе есть пара своих звезд. Это относится ко всем учебным заведениям без исключения. Не думаю, что можно собрать класс звезд. И это совсем не значит, что любой лицеист лучше простого школьника. Школьники тоже разные бывают.
Может, где-то выразился слишком резко, слишком грубо. Знаю, что что-то точно упустил (поэтому не бейте по почкам...).
Вообще, нельзя стоять на месте. Если я считал свою школу хорошей, то, конечно, перейдя в Лицей и лишь иногда заглядывая в свою старую школу, могу сказать про нее — лажа. Но для этого нужно было попробовать что-то другое, нужно было с чем-то сравнить!
Полное среднее образование или производственно-техническое в России можно получить, поступив в школу, гимназию, лицей в шесть лет и окончив одиннадцать классов. В результате ученик получает аттестат о полном среднем образовании, что дает право на поступление в вуз. Первой ступенью школьного образования является начальная школа (лицей, гимназия). Нагрузка на первоклассника в неделю в общей сложности составляет двадцать часов. С четвертого класса нагрузка увеличивается до тридцати часов в неделю. В десять лет дети переходят на младшую ступень средней школы, где обучение продолжается пять лет. В пятнадцать лет ученики овладевают курсом программы основной школы и получают аттестат о неполном среднем образовании и могут поступить в начальные или средние профессиональные училища, техникумы, колледжи. По окончании одиннадцатого класса выпускники получают аттестат о полном среднем образовании, дающий право поступать в вуз. Справка: С 2007 года одиннадцатилетнее образование введено в Москве, а до этого обязательным считался девятилетний курс школьного образования. К 2009-2010 годам вся Россия должна перейти на всеобщее одиннадцатилетнее школьное образование. С 1997 года запрещено конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи.
В лицеЙа Школьник
27.02.2009 16:02:17 #