Скучно? Едим друг друга!
19 Июл 2010

Как в кружок, усевшись под азалии,
Поедом с восхода до зари
Ели в этой солнечной Австралии
Друга дружку злые дикари.

Владимир Высоцкий. Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Сергей Михалков. А что у вас?

Еще в далеком (доисторическом по интернетовским меркам) 1998 году можно было прочитать в журналах или обзорах Сети о новой тогда игре под таким заманчивым названием: «Остракизм». В то время правила игры казались дикими и невероятными. Но прошедшие по ТВ шоу-сериалы «Последний герой» сделали их теперь для нас привычными и обыденными. Правила игры просты. Собирается компания игроков и отправляется на необитаемый остров. Ну, или в результате катастрофы попадает на него, неважно. Кушать нечего, поэтому съедают участников. Каждый раунд выбирают общим голосованием, кого съесть. Между раундами каждый участник может пообщаться с остальными или, взобравшись на пальму, обратиться ко всем с речью. Побеждают два оставшихся игрока. Или, «как в телевизоре», за последнего победителя, точнее, за съедение его компаньона могут голосовать все ранее съеденные участники...

последний герой

Игра хороша для развлечения в приятной компании. Рассмотрим разные ее технические воплощения:

  1. На заре сетевых технологий властвовала электронная почта. Она первая вывела коммуникации между людьми на новый уровень, позже усиленный чатами, форумами, блогами и социальными сетями. Появилось и целое направление игр по переписке. Родился даже термин, их объединяющий: PBEM (от англ. Play By Electronic Mail — игры по переписке) — разновидность онлайн-игр через Интернет, где в качестве протокола для обмена данными игры используется именно электронная почта. Так вот, «Остракизм» как раз подходит для игры по переписке, так же, как и «Мафия». Надо только заранее всем договориться о правилах.
  2. Можно играть на форумах, я и сам когда-то принимал участие в такой игре. Удовольствие, ажиотаж, переживания и накал страстей — честно скажу, высочайшие. Особенно если еще задействовать зрителей и между голосованиями давать (это уже должен делать ведущий) всякие смешные и познавательные задания, чтобы выявить характер и знания участников.
  3. И, конечно же, можно играть без всяких интернетов. Дома, в парке, на пикнике или в кафешке, — лишь бы подобралась веселая компания. Нужен только ведущий, который может быть одновременно и игроком. Правила и призы можно уточнить, приблизив их к привычкам и запросам конкретных групп участников: для младших школьников — одни правила, для пенсионеров, понятно, другие.

Чем же так хороша, необычна и порой сурова эта игра? Почему знакомство с правилами и первые же раунды вызывают чувство растерянности, обиды и душевного дискомфорта?

Само слово «остракизм» (греч. ostrakismós, происходит от óstrakon — черепок) в Древних Афинах означало изгнание из города отдельных людей по постановлению народного собрания. А черепок — потому что афиняне голосовали черепками от глиняной посуды, на которых писали имя того, кто должен был, по их мнению, покинуть город. Тот, против кого подавалось не менее 6 тысяч голосов, должен был в течение десяти дней покинуть Афины. Изгнанные (обычно на 10 лет) не лишались прав гражданства и собственности, которая во время их отсутствия оставалась в неприкосновенности.

черепки

Но вернемся к игре. Игра жесткая и необычная тем, что никак не гармонирует с понятиями о порядочности. Теми понятиями, которые впитаны нами из мультфильмов, на разный манер перепевающих призыв: «ребята, давайте жить дружно». Все эти маугли, чебурашки, коты леопольды, ёжики в тумане, пятачки с винни-пухами и крокодилами генами, страшилы с железными дровосеками, чиполлины с буратинами с детства вдалбливали нам в мозги аксиомы о дружбе, взаимовыручке, помощи в трудную минуту и прочие сюсю, — иногда до полного озверения. А тут вдруг все наоборот: обмани, предай товарища, продай предателя, вступи в сговор, заквась интригу, притворись другом и обмани, пообещай и не сделай... Может, в этом и есть «высокое предназначение» подобной игры — разрядить в нее неосознанный заряд подлости, существующий где-то в подсознании у любого?

Еще аспект: мы привыкли быть в коллективе, отрабатывая правила общежития в нем. «Остракизм» же — игра не коллективная, а скорее антиколлективная, построена на недоверии, предательстве и измене. Может, в этом и состоит ее притягательная и отталкивающая одновременно острота. Хороший повод проверить соотношение стадных и индивидуальных инстинктов и заблуждений каждого из участников.

Задумайтесь на минутку: как играть, какую избрать тактику, чтобы не съели сразу? Обратиться ко всем с пламенной речью, такой, чтобы хоть на время охладила «аппетит» других участников, потом вступить в партии-заговоры, для большей интриги — сразу в несколько, — с единственной целью предать товарищей по заговору раньше, чем это сделают они.

В разных сетевых обсуждениях игры указывалось, что по вполне понятным причинам не стоит называться аппетитным ником вроде «Пончика» или «Плюшки». Лучше, советовал Экслер, назваться «Желтым земляным червяком» или «Чугунной табуреткой», — такое есть захочется в самую последнюю очередь...

Обед племени

Помните, наверное, как мучились участники телепередачи «Последний герой», когда надо было съесть кого-то из близких друзей. И как много было всяких психологических нюансов. Как удивлялись съеденные: каждый считал себя душкой и любимчиком общества и был уверен, что без него точно не справятся, а его раз — и дружно съели. Или наоборот: заведомые аутсайдеры, готовые принести себя в жертву, оставались в живых неожиданно долго. И почему-то иногда съедали самых умных-полезных и оставляли серых и неинтересных... Наверняка психология коллективного выбора до конца не изучена, или мы просто не углублялись так далеко. Похожая ситуация была в телеигре «Слабое звено», где часто съедали самых умных лидеров из мелочных соображений: оставить для себя заведомо слабого соперника. Перекликается с жизненными ситуациями, не находите?

Особой остроты игре добавит огромный дорогущий приз. Тут уж будет не до дружеских шуток: пойдут настоящие предательства, подставы и измены. Причем выглядеть все это будет действительно гадко. Не всем такое по душе. Так что лучше все же играть с друзьями на интерес, — хороший повод получше узнать друг друга или просто поколбаситься на отдыхе.

компания

Пишите нам о всяких смешных ситуациях, возникших у вас с друзьями в игре!

Статьи по теме

1 комментарий

no guest photo

Гость

25.06.2009 15:56:12 #

		
Черный юмор)))
- Колобок,колобок, я тебя съем.
- Ну давай, ешь.
- Ты самое слабое звено!

Колобок - это бусинька, а когда состарился, стал бабусинька))) гыг

Надо с пограничниками поиграть в эту игру. Так подходишь "Дай пройду, мне родину продать надо")))
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.