Игр в слова — бесчисленное множество. Мы здесь приведем правила лишь нескольких: от самых простых до достаточно изощренных.
Последняя буква
Простая популярная игра, когда первый игрок называет любое слово, а следующий должен назвать другое, начинающееся на последнюю букву первого слова. Если слово заканчивается на й, ы, ь, ъ, то следующее называют на его предпоследнюю букву. И так по кругу. Например: мёд — дело — опыт — тетрадь — доска... Тот, кто не сможет придумать слово достаточно быстро, вылетает из игры или проигрывает.
Игра хороша тем, что количество участников не ограничено и можно играть в любой обстановке: в очереди, в электричке, за обедом, даже в чате. Есть и свои хитрости: например, тот, кто хочет выиграть, каждый раз называет слова, оканчивающиеся на одну и ту же букву, желательно редкую. Например, на «я». Следующий за ним игрок назовет яйцо, яблоко, якорь, яд, ящик и еще пару слов, — а потом запас начнет иссякать и каждый раз все труднее будет удержаться в игре!
Разновидности этой игры определяются заданной темой: например, играют в «города», «животных», «еду» и т.п.
Да-нет-ки
Цель игры — угадать слово, загаданное одним участником, при помощи вопросов, на которые он может отвечать только «да» или «нет». Иногда загадывающий сообщает игрокам первую букву задуманного слова. Например, загадано «картошка». Задаются вопросы: «Это предмет?», «Одушевленный?», «Женского рода?», «Имеет цвет?», «Съедобное?» и т.д. Тот, кто отгадал, загадывает следующее слово. Опять-таки, количество участников не ограничено и играть в эту игру можно где угодно.
Это не то, что?..
Цель та же — угадать слово, но эта игра более интересна, т.к. загадавшему тоже приходится думать. Обязательно сообщается первая буква загаданного слова. Объясним правила на примере.
А. говорит: «Я загадал слово на букву «к».
Б., предположив, что загадан «ковер-самолет», спрашивает: «Это не волшебное средство передвижения?».
А., сообразив, что может подразумеваться под волшебным средством передвижения на букву «к», отвечает: «Нет, это не ковер-самолет».
В., думая, что загадано слово «калина», спрашивает: «Это не дерево?».
А.: Нет, это не клен.
В. хочет добиться от него ответа «калина» и продолжает: «Это не ягода?».
А.: Нет, это не крыжовник.
В. не может возразить, что имел в виду другую ягоду, ведь А. ответил на его вопрос. Если же спрашивающий все-таки хочет обязательно услышать, не калина ли это, он должен сделать уточнение, например: «Это не ягода, у которой вкус поначалу горький?».
Наконец А. задан вопрос, на который он не смог ответить. Например, его спросили: «Это не то, что раньше заменяло ксерокс?», — а подходящий ответ: «копирка», — ему не приходит в голову. Тогда он должен назвать вторую букву загаданного слова, — предположим, букву «у». Теперь можно задавать вопросы о тех словах, которые начинаются на «ку».
В.: Это не бумажная деньга?
А.: Нет, это не купюра!
Б.: Это не то, во что заворачивают?
А.: Не знаю!
Б.: Кулек!
А.: Угадал!
Итак, Б., угадавший слово, изначально задуманное А., теперь будет загадывать следующее слово.
Загадывать в этой игре можно только нарицательные существительные в единственном числе, именительном падеже. Чтобы игра не затягивалась, иногда после каждого вопроса считают до десяти: если за это время игрок не ответил, он должен назвать следующую букву своего слова.
Контакт
Эта игра — усложненный вариант предыдущей. Обычно играется в компании, как минимум из четырех человек. Итак, загадано слово, известна его первая буква. Игроки задают загадавшему вопросы, но он отвечает не на все, а только на те, на которые «сконтактировал» еще один из игроков. Например:
А.: Буква «а».
Б.: Это не то, чему учат в школе?
В.: Контакт!..
А.: Не знаю.
Б. и В. хором: Арифметика!
А.: Следующая буква «с».
Если А. ответил на вопрос, — задается следующий. Если же Б. и В. дают разные ответы, например, Б. говорит «арифметика», а В. — «алгебра», то следующая буква загаданного слова им не сообщается. Вся соль игры — задать вопрос так, чтобы остальные отгадывающие тебя поняли, а загадавший — нет!
Эта игра очень хороша не только для развлечения, но и для тренировки смекалки и выработки взаимопонимания в спортивных командах и любых других коллективах.
Типография
Эта известная многим игра требует наличия бумаги и ручек, а также такого пространства, где игроки не видели бы, что пишет каждый из них. Итак, договариваются об одном достаточно длинном слове, скажем, «фломастер». Каждый записывает это слово в своем листке, и засекается определенное время, например, 10 минут. После этого каждый игрок составляет слова из букв, содержащихся в слове «фломастер», причем только существительные в единственном числе, именительном падеже.
ФЛОМАСТЕР
Форма, лом, масло, ром, стол, лот, рост, самолет, сор, место, метр...
Заметьте, здесь нет слова «мастер», — по условиям игры, те слова, которые уже сложились внутри самого заданного слова, не пишутся.
Когда время истекло, слова, «извлеченные» из заданного, сравнивают следующим образом: каждый из игроков зачитывает весь свой список, и те слова, которые имеются у всех остальных, — всеми вычеркиваются. В результате остаются только те слова, до которых додумались не все, а лишь некоторые из игроков. Иногда заранее договариваются не писать двухбуквенных и трехбуквенных слов, т.к. они часто совпадают.
Итак, допустим, мы вычеркнули:
Форма, лом, масло, ром, стол, лот, рост, самолет, сор, место, метр...
Далее идет подсчет очков. Для этого считают количество букв в оставшихся словах:
5+4+3+7+3=22 очка.
Выигрывает тот, кто набрал максимальное количество очков. Иногда специальный приз выдается за самое длинное слово, например, «самолет»!
Существует и другая система определения победителя. Каждый игрок зачитывает свои слова по порядку, и за каждое слово выставляют баллы: если это слово написано у всех, — 0 баллов, если у всех, кроме одного игрока, — 1 балл, у всех, кроме двух, — 2 балла, и т.д. Максимальный балл будет равен количеству игроков минус один. Так, если всего игроков было шесть и слово «самолет» нашел только один из них, он получает за него 5 баллов; если оно есть у двоих, — 4 балла, и т.д.
Бабушкин чемодан
Это игра, развивающая память. Начинается с того, что первый игрок говорит: «Бабушка собралась на луну и взяла с собой...», — и называет первый предмет багажа бабушки, скажем, зонтик. Второй игрок должен повторить всю фразу и добавить к ней свой предмет: «Бабушка собралась на луну и взяла с собой зонтик и ручку». Следующий: «Бабушка собралась на луну и взяла с собой зонтик и ручку и рогатку!» И так по кругу. Каждый раз цепочка предметов становится все длинней, причем игроки должны обязательно называть все в том же порядке, в каком слова были произнесены. Тот, кто ошибся, вылетает из игры. Некоторым нравится собирать в бабушкин чемодан синхрофазотроны, фаллоимитаторы, ангидриды перекиси марганца и прочие «заумности», хотя и последовательность обычных предметов, вроде шапки, ботинок, носков, — тоже не так просто запомнить...
Роман Андреев
05.11.2009 02:48:12 #