Началась четвертая четверть, скоро — майские праздники, а там и до Последнего звонка рукой подать. Администрацию школы начинает активно волновать вопрос подготовки праздника, да такого, чтобы и самим посмотреть интересно было, и другим показать — не стыдно.
Если в школе нет штатного энтузиаста, любителя развлекаться самому и развлекать молодежь, начинаются поиски того, кому это можно поручить, то есть (не обижайтесь, но это правда) козла отпущения. Как правило, в этой роли выступают молодые педагоги, причем администрация может выдвигать следующие причины своего выбора: а) вы более свободны и энергичны, чем коллеги старшего возраста; б) старшие коллеги этим занимались в свое время, пора и молодежи дать дорогу; в) вам необходимо проявить себя, набраться опыта, а только сидя в кабинете, этого не сделаешь.
На самом деле, причина в том, что молодые учителя не всегда знают о своих правах и готовы выполнить любое поручение, особенно под угрозой наказания. И если вы твердо не намерены выполнять эту работу, ознакомьтесь со своей должностной инструкцией, в которой вы расписываетесь каждый год (мало кто досконально изучает этот документ, к сожалению). Если в инструкции не указано, что в ваши обязанности входит подготовка общешкольных мероприятий по требованию администрации, если в школе есть люди, занимающие должности заместителя директора по воспитательной работе и организатора, причем это — не вы, твердо объявите администрации, что не собираетесь выполнять чужую работу. Если, ссылаясь на инструкцию, сумеете отстоять свою позицию, это добавит вам уважения администрации, с вами предпочтут «не связываться» в дальнейшем, но в категорию «любимчиков» начальства точно не попадете.
Если же бороться не входит в ваши планы, или обязанности организатора таки возложены на вас, поинтересуйтесь пожеланиями начальства по поводу: 1) идеи праздника, 2) примерного времени, 3) формой проведения, 4) оформлением и — приступайте к работе.
Ну, и для начала как опытный организатор позволю себе дать несколько советов тем, кто готовит мероприятие впервые. Этап первый — подготовка сценария. Сценарий лучше составлять в несколько этапов: для начала, соберите материал (сценарии, песни, стихи, общие идеи), выберите то, что подходит для вашей линейки, исходя из идеи, которую определит вам начальство. Например, в этом году празднуется
Отобрав материал, наберите на компьютере или напишите от руки на отдельных листах песни, стихи, сценки, танцы и другие номера так, чтобы листки можно было свободно тасовать.
Поинтересуйтесь у руководителей кружков (если в школе есть танцевальный, вокальный кружки, занятия по развитию речи), чем они могут вам помочь: для вас это готовые номера, которые не нужно готовить самостоятельно, для них — удобный повод показать, чему дети научились за год занятий в кружке или секции. Если сами вы не знакомы с руководителями кружков или они категорически отказываются участвовать в подготовке мероприятия, просите помощи у директора или завуча по воспитательной работе.
Когда у вас готовы все материалы, приступайте к «сборке» сценария. Хороший сценарий похож на конструктор: его части легко меняются местами, между ними вставляется что-то важное (иногда отличные стихи находятся в самый последний момент). Что-то, что покажется ненужным или неинтересным, можно убрать или заменить. Такую работу неплохо проделать за месяц до линейки, чтобы сценарий мог вылежаться, а взгляд отдохнуть.
Спустя неделю после первичной верстки материалов окиньте весь сценарий критическим взглядом, подумайте, возможно, придумается что-то новое.
Когда все изменения внесены, несите сценарий на утверждение. После того (не раньше!), как директор даст «добро», разбивайте сценарий на блоки и раздавайте ответственным за каждый блок части сценария. Например, блок, в котором выступают малыши, готовят учителя начальной школы, которые лучше знают, кому дать слова, и как их отрепетировать. Блок, который читают старшеклассники (например, выпускники) отдайте ребятам. Ученики 11 класса обычно не прочь покрасоваться на линейке, поэтому слова они возьмут и выучат, а ваша задача — только поставить чтение. Если вы не учитель-словесник, не стесняйтесь попросить помощи у коллег-филологов. Блок, в который входят песни, репетирует учитель музыки или руководитель вокального кружка. Ну и, наконец, танцевальный блок ставит хореограф.
Больной вопрос с вальсом выпускников в тех школах, где танцевального кружка нет, решается путем разучивания несложных па вальса под любую подходящую музыку. Если же есть возможность пригласить хореографа из ближайшего Дворца Культуры или доступной секции — обратитесь, не пожалеете. Расходы на
Этап второй: репетиция линейки. Сначала отрепетируйте каждый блок отдельно: стихи, песни, речь ведущих, танцы. В сценарии должны быть «окна», куда впоследствии «вставляется» речь директора, слова приглашенных гостей, родителей и остальных, выступающих в полуэкспромте.
Выбор ведущих — дело ответственное и неблагодарное: те ребята, которые хорошо учатся, умеют выразительно читать и не стесняются работать «на публику» — большая редкость, да и, как правило, заняты в организациях дополнительного образования: спортивных и музыкальных школах, кружках и секциях. У них мало времени и требуется серьезный стимул, чтобы убедить их поработать ведущими на линейке. Обратитесь к филологам: учителя литературы знают тех, кто учится не всегда только на отлично, но обладает всеми необходимыми качествами ведущего. От таких ребят потребуется только обязательность, однако лучше подстраховаться и пригласить две пары ведущих, на случай если кто-то из ребят заболеет или по каким-то иным причинам не сможет принять участие в линейке.
«Собирать» линейку нужно не раньше, но и не позже, чем за 10 дней до праздника: если начнете раньше, дети устанут и начнут путаться, начнете позже — не успеют запомнить очередность. Непосредственно перед линейкой проведите генеральную репетицию, на которой все должно пройти так, как запланировано для праздника: с музыкой (аппаратура должна быть опробована заранее!), песнями (желательно, без шпаргалок), уходами и приходами выступающих. Конечно, репетировать нужно там, где линейка будет проходить: в актовом зале или в школьном дворе. В последний день перед линейкой убедитесь, что все дети здоровы, напомните им об ответственности на мини-собрании, но репетиции не проводите: дайте им отдохнуть и собраться с силами.
Все выступающие приходят за полчаса до начала линейки. Скажите ребятам несколько ободряющих слов, настройте аппаратуру и приглашайте всех на праздник.
Еще несколько советов:
- неплохо подготовить большое объявление, на котором будут указаны день и время линейки, форма одежды учеников;
- оформлением школьного двора должна заниматься другая команда, а не та, что готовит линейку: невозможно одному человеку успеть везде, экономьте свои силы;
- запишите полные данные всех приглашенных, поставьте ударение, тогда не придется краснеть;
- из выступающих первому дайте слово директору. Он, как хозяин дома, скажет приветственное слово;
- не забудьте вставить в сценарий слова, которые помогут детям сориентироваться, когда дарить цветы: некоторые ребята теряются и уходят с линейки с букетами, а потом ищут по школе учителей, чтобы вручить цветы;
- линейка не должна длиться дольше 45 минут, так как стоять очень долго трудно всем, тем более что по поводу праздника многие девушки приходят на каблуках;
- не забудьте о символике: гимн страны, внос и вынос флага должны быть тоже отрепетированы;
- естественно, последний звонок тоже нужно репетировать: назначьте и выпускника, и малышку, которые будут давать звонок: дети должны познакомиться, чтобы первоклашка не испугалась «взрослого дяди», который потащит ее через весь двор на плече;
- подберите колокольчик «по руке», дайте малышке позвонить в него, чтобы не было неожиданностей на празднике;
- и наконец, в каждой линейке должна быть изюминка, которая сделает ее неповторимой в глазах детей и родителей, коллег и гостей, но ее нужно изобрести!
Если самостоятельно не получается, можно попросить помощи у коллег в школе или Интернете. Главное — уверенность в себе и желание подготовить настоящий праздник, на котором всем будет интересно.
Несколько сайтов, которые помогут начинающим педагогам и организаторам в подготовке праздника:
Готовые сценарии (и не только) можно найти на сайтах:
www.uroki.net
pedsovet.org
www.solnet.ee
doshkolnik.ru
www.7ya.ru
www.prazdnik.by
teatrbaby.narod.ru
www.p-zvonok.ru
www.svadbavrn.info
newyear-sachkov.ru
www.tca77.narod.ru
Минусовки можно скачать на сайтах:
www.plus-msk.ru
www.b-track.ru
fonogramm.net
best-minusovka.narod.ru
www.ruminus.ru
Удачи в организации выпускного!
Анастасия Захарова
14.04.2010 16:47:08 #...подберите колокольчик «по руке», дайте малышке позвонить в него, чтобы не было неожиданностей на празднике;
Я в 1 классе давала первый звонок. Сидеть на плече 10-классника было не страшно, было интересно «ехать», и смотреть на всех школьников, с которыми мне предстояло учиться. На голове был огромный белый бант... )))
Но вот в чем осечка случилась, так это с пресловутым колокольчиком. Он был тяжелым, я его держала за ленточку, и когда мы прошли пол круга, ленточка развязалась, и я испугалась, что выроню его ))) Но удержала, и колокольчик болтался у меня на конце этой длинной ленты )) ответить