Альтернативное обучение
12 Янв 2009
Альтернативное обучение

Какую школу и какую систему обучения выбрать? Этот вопрос встает перед родителями не только тогда, когда их малыш идет в первый класс. Необходимость альтернативной формы обучения для школьника может возникнуть в связи с его здоровьем, отставанием в учебе или, наоборот, выраженной одаренностью по сравнению со сверстниками.

Чем же хороша альтернативная школа? Здесь уважают учеников, а не Систему. Школьники могут сами выбирать темп и форму подачи материала во время урока. Гибкий учебный план учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Принципы обучения — общая забота учителей и учеников. Традиционные педагогические правила не отвергаются, новые идеи приветствуются.

Виды альтернативного обучения:

Экстернат. Под этим строгим словом подразумевается порядок сдачи экзаменов по курсу полной средней общеобразовательной школы для тех, кто в ней не обучался. Ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как и с кем он занимался, никого волновать не должно.

Экстернат обучение, школьница

Если вы решились на экстернат, то, по российскому законодательству, любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить вам возможность сдачи школьной программы экстерном.

Система школ Монтессори. Лицензированная система школ, которая относится к ученикам как к «независимым учащимся». К сожалению, эта система рассчитана только на детей до шести лет. Поэтому современные школы могут всего лишь взять на вооружение «Монтессори-принципы».

Школа Монтессори, ребенок

Вальдорфская система образования, или школа «американского» типа, — крупнейшее и все более ширящееся в мире движение (всего — около 800 школ в различных странах). Чтению начинают учить со второго класса, хотя детей и знакомят с буквами. Классный преподаватель обучает, наблюдает и опекает детей в течение восьми лет, на протяжении всей их школьной жизни.

Учебников в вальдорфских школах нет: учащиеся обходятся одной рабочей тетрадью. Старшеклассники используют учебники как дополнение к основным занятиям. В России вальдорфские школы существуют лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве).

Школа академика Щетинина представляет собой общину, которая находится в лесу. В этом, по сути, маленьком государстве нет одновозрастных классов, учебников и уроков. В основе деятельности школы — пять «китов»:

  • нравственно-духовное развитие каждого;
  • устремленность к познанию;
  • труд (точнее, любовь к труду в любых проявлениях: например, все корпуса школы построены самими учениками);
  • формирование чувства прекрасного, утверждение прекрасного во всем;
  • мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк (Екатеринбург).

Принципы этой школы — отказ от обязательных занятий, от одновозрастных учебных групп и почти полностью — от оценок. Учащихся не делят на классы, а у каждого учителя (руководителя студии) есть «воспитанники»-подмастерья.

Как считает основатель Школы-Парка, лучший документ об образовании — портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика. На нем-то и следует основываться при приеме в вуз и на работу.

Домашнее обучение. На это могут пойти далеко не все родители, да и трудно представить в наше время развитие ребенка без школы и общения. Однако же раньше домашнее образование было повсеместным. Если есть сильные преподаватели и хорошая гувернантка, можно на дому получить блестящее образование. Правда, обучаемый может столкнуться с определенными трудностями в будущем.

Домашнее обучение, школьники

Альтернативные школы сейчас существуют в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). И эта деятельность не лицензируется. Кстати, документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает.

Материалы по теме

Статьи по теме

8 комментариев

Илья Заболотнов

12.01.2009 15:31:46 #

		
Итак, альтернативное образование -- не только замечательный способ не дать социализироваться своему ребенку, но и оставить его без аттестата?) ответить

	

Юлия Астахова

13.01.2009 07:23:45 #

		
Цитата
Илья Заболотнов пишет:
Итак, альтернативное образование -- не только замечательный способ не дать социализироваться своему ребенку, но и оставить его без аттестата?)

Да, так и есть :)
Хотя домашнее обучение + экстернат = решение проблемы. Особенно, если это необходимо по состоянию здоровья ребенка.
ответить

	
no guest photo

Валерий

17.03.2009 22:52:56 #

		
Альтернативное образование - это нормальный способ научиться по-разному социализироваться. Одно дело социализироваться так, как скажет царь, а другое - так как подсказывает совесть, жизненное благоразумие окружающих людей или Бог. А от аттестата еще никто не уходил, даже если не очень-то его и хотел. Аттестат - не проблема. Проблема - правильно понять, что же такое на самом деле альтернативное образование.
Для вдумчивых людей можно посоветовать зайти на сайт www.alteredu.ru
ответить

	
no guest photo

Алексей

26.04.2009 00:57:51 #

		
Как человек, проучившийся 4 года на психолого-педагогическом факультете и изучавший все эти системы изнутри, со всеми "подводными камнями", могу сказать:
Традиционное обучение (т.е. общеобразовательная школа, гимназия, лицей) - это не только моральное убийство ребенка, но и надежный способ сделать из него недоразвитое существо, зато с аттестатом. Ну и что, что оценки проставлены для галочки, зато они есть...
ответить

	
no user photo

Алексей Абрамович

22.04.2010 18:35:52 #

		
Я слышал, что вальдорфские школы и община Щетинина - тоталитарные секты, которые делают из детей своих адептов. Это правда или нет? ответить

	

Юлия Астахова

23.04.2010 10:52:45 #

		
Цитата
Алексей Абрамович пишет:
Я слышал, что вальдорфские школы и община Щетинина - тоталитарные секты, которые делают из детей своих адептов. Это правда или нет?

Официально точно нет, насколько можно судить по информации в Интернете. Но мне бы, к примеру, хотелось бы понаблюдать за тем, что там происходит.
А что говорят про эти школы?
ответить

	
no user photo

Алексей Абрамович

26.04.2010 01:53:00 #

		
Цитата
Юлия Астахова пишет:
Официально точно нет, насколько можно судить по информации в Интернете. Но мне бы, к примеру, хотелось бы понаблюдать за тем, что там происходит.

Мне бы, кстати, тоже.
Цитата
А что говорят про эти школы?

Разное. Кто-то говорит, что это - наиболее прогрессивные педагогические системы, которые позволяют ребёнку сохранить свою индивидуальность.
А кто-то говорит, что вальдорфские школы изначально предназначались для умственно отсталых детей, община Щетинина - воплощение вселенского зла и вообще это всё происки злобных сектантов / хитрющих сионистов / аццких сотонистов / адептов Ктулху / грешников и еретиков, которые в стенах школы протягивают к детям свои щупальца, пытаясь затащить их души невинные в Адъ кромешный...

Короче, наберите в гугле "Школа Щетинина - секта" или "Вальдорфская школа - секта". Прочитаете много интересного. Но вот насколько это правда - ???. Наверное можно узнать только изнутри.
ответить

	
no user photo

Ведрус

08.09.2010 19:34:44 #

		
А нужен ли Вашему ребенку аттестат?
Живя в своем родовом поместье человек самодостаточен на 300%. У него есть все необходимое для жизни. Аттестат для тех, кто мечтает быть наемным работником и зависеть от прихотей системы. Изучая ботанику, никто не умеет при этом прививать растения, ухаживать за ними, не говоря о том, что не отличают осину от ольхи.
Данную тему можно развивать до бесконечности.
Просто свободный человек мечтает о свободе, а раб мечтает о своих рабах.
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.