Репетитору: десять способов завлечь клиента
21 Сен 2010
Репетитору: десять способов завлечь клиента

Конкуренция сегодня везде, от производителей колбасы до кандидатов в президенты, — все соревнуются. И у каждого свои способы выигрывать. Репетиторы не являются исключением: им приходится рекламировать себя самим, и порой это не так просто. К сожалению, часто сильные педагоги со стажем и опытом проигрывают в этой борьбе молодым выпускникам вузов или даже студентам, умеющим выгодно «подать себя». И дело даже не только в обычных способах заполучить клиента, вроде сниженных цен и выезда на дом...

В условиях жесточайшей конкуренции между репетиторами и разнообразными подготовительными курсами даже привлекательная внешность учительницы порой играет ничуть не меньшую роль, чем знания и преподавательские способности. Кроме того, недобросовестные репетиторы нередко завлекают учеников обещаниями «подсобить при поступлении» или выдать экзаменационные задания заранее... Мы не будем рассматривать подобные методы. Предлагаем вам десять добросовестных и действенных способов, которые помогут привлечь учеников именно к вам на занятия.

Где и как найти учеников?

Для начала поставьте себя на место ученика и его родителей и задайте себе вопрос: «где мне найти хорошего репетитора?». Скорее всего, вам придут в голову самые обычные варианты: поспрашивать знакомых, взять учителя из своей школы или интересующего вуза, поискать объявления в газетах и в Интернете. Значит, вы должны сделать все необходимое для того, чтобы вас могли там найти.

1. Разговоры и газеты 

Предположим, вы преподаете математику. Пусть все ваши знакомые, родственники и друзья знают об этом. Более того, расскажите им, как хорошо у вас идут дела, как вас уважают и любят ученики, как вы постоянно повышаете квалификацию при помощи разнообразных методов (некоторые из них будут описаны ниже). Не жалуйтесь на то, что учеников мало и они вас бросают. Чем удачливее вы будете выглядеть в глазах знакомых, тем больше вероятность, что они вспомнят и порекомендуют вас, когда их спросят о знакомых преподавателях математики.

Многие почему-либо не хотят размещать рекламу в газетах. Это ваше право, но ведь люди, не пользующиеся Интернетом и не нашедшие репетитора через знакомых, скорее всего, обратятся именно к газетам. Правда, здесь вы ограничены в количестве слов и не сможете дать полный объем информации о себе. Зато вам будут звонить, и уж в разговоре можно рассказать куда больше, чем написать. Только совет: не берите трубку, если вы что-то жуете или смотрите любимый сериал. Дожуйте и досмотрите. Или выплюньте и выключите. Испорченная дикция и торопливость точно не привлекут к вам учеников. Лучше не ответить и дождаться, когда вам перезвонят. И еще: во время занятий лучше отключать телефон или делать звонок бесшумным. Потом вы можете перезвонить тем, чьи номера определились, или дождаться, когда перезвонят они. Но отвечать на звонки во время урока — это проявление неуважения к ученику. Если же звонок срочный — обязательно попросите прощения у ученика.

2. Объявления в Интернете

 Размещайте объявления в Интернете. К ним тоже нужно подойти грамотно. Во-первых, вам следует зайти в поисковик (Яндекс, Гугл или любой другой) и попытаться найти репетитора (например, задав поиск по словам «репетитор по математике»). Вы увидите, какие сайты объявлений пользуются наибольшей популярностью, — они будут в первой десятке результатов. Зайдите туда и просмотрите объявления: как составлены те из них, что обратили на себя ваше внимание? В любом случае, когда будете добавлять информацию о себе, придерживайтесь нескольких правил.

  • Обязательно указывайте полную и правдивую информацию о себе: фамилию, имя и отчество — это вызывает уважение; возраст, место жительства и работы, стаж и опыт, номер телефона и т. д., — во избежание неприятных разочарований в дальнейшем.
  • Поместите свое фото хорошего качества. Если у вас проблема с цифровыми фото — попросите помощи у своих детей или учеников, они обязательно помогут.
  • Если вы преподаете два разных предмета (математику и физику, английский и испанский и т. п.) — размещайте разные объявления. Не пишите в одном и том же о двух предметах. Ученики и их родители ищут специалиста в своем деле, а не того, кто любыми способами стремится заработать.
  • Опишите свое отношение к предмету и ученикам, а также все ваши преимущества (например, описанные в нижеследующих пунктах).

3. Блоги и форумы

Кроме объявлений на сайтах, есть еще способ приобрести множество желающих учиться у вас: бескорыстно (на первый взгляд) помогайте нуждающимся в помощи. Зарегистрируйтесь на популярных учебных форумах, укажите в профиле, что вы репетитор, и давайте советы по своему предмету ученикам и другим преподавателям, которые задают свои вопросы. Вы и сами можете почерпнуть немало полезной информации на таких форумах.

Кроме того, заведите собственный блог, сейчас это можно сделать легко, быстро и бесплатно на многих специальных сайтах. Рассказывайте о своем педагогическом опыте, о случаях из профессиональной практики или просто о своей жизни. Постепенно вы найдете и новых друзей, и учеников, и полезную информацию для себя.

Как заинтересовать потенциальных клиентов?

Допустим, первые три пункта помогли, и теперь вам пишут и звонят потенциальные ученики. Чем их удивить, заинтересовать, захватить их внимание и вызвать не просто желание прийти на ваши занятия, но и готовность хорошо за них заплатить?

4. Эксклюзивные материалы

Вне зависимости от вашего предмета и целей занятий с учеником (подготовка к поступлению или школьным экзаменам, обучение языку и др.), огромную роль играют материалы, которые вы используете на этих уроках. Если вы думаете, что одного хорошего учебника будет достаточно, то глубоко заблуждаетесь. Любой учебник может быть только основой, своеобразным планом занятий. Скажите, что вы используете на занятиях эксклюзивные материалы, свои собственные методики, разработанные на основе ведущих учебных программ, материалы из разных источников, включая иностранные учебники и Интернет-сайты. Если вы преподаете иностранный язык, то должны использовать специальные материалы, созданные носителями языка.

Конечно, все это заинтересует учеников куда больше, чем пресловутые Бонк или Погорелов. Однако если вы заманите клиентов многообещающими посулами, грубо говоря, «навешаете лапшу на уши», а потом не сумеете оправдать их ожидания, они быстро уйдут и не будут вас никому рекомендовать. Так что, если у вас обещанной собственной программы нет, то постепенно создайте ее. Находите новые материалы для каждого занятия, старайтесь постоянно двигаться вперед.

Возможно, вам кажется, что все это очень сложно: где искать материалы, как преподносить их ученикам?.. Не бойтесь. Начните с малого — пойдите в библиотеку и снимите копии с интересных задачек из новых учебников. Посещайте книжные магазины, ищите что-то интересное лично вам, ведь то, от чего ваши глаза зажгутся интересом, так же подействует и на учеников: любовь к предмету очень важна. И наконец, ищите в Интернете. Нынче можно скачать и переделать под себя огромное количество полезных материалов на специализированных сайтах. Распечатывайте и снимайте копии для учеников, это недорого. А эффект от такого креативного подхода будет весьма ощутимым.

5. Специальные пособия

В преподавании многих дисциплин, кроме текстов, важны и другие вспомогательные материалы: аудио- и видеопособия, иногда модели или чучела, карты и разнообразные образцы... В частности, если вы преподаете иностранный язык, обязательно позаботьтесь о том, чтобы студенты могли слушать носителей языка. Не стоит использовать аудиопособия, записанные российскими преподавателями, в этом очень мало смысла. Если ученик достиг достаточно продвинутого уровня, вы можете вместе смотреть фильмы на изучаемом языке и в дальнейшем обсуждать их: эта практика снимает разговорный барьер и очень эффективно вырабатывает навык вести беседу.

6. Индивидуальный подход

Если вы готовите ученика к экзаменам, то у вас ограничены сроки и есть конкретная цель. Если же просто подтягиваете его по какому-либо предмету или обучаете языку, то цели и сроки могут быть более размытыми. Некоторых преподавателей и учеников это расслабляет. Однако поставьте себе задачу «работать на результат» и договоритесь с учеником о конкретном плане. Ведь если вы садитесь в самолет, то хотите, чтобы он прилетел в конкретное место в конкретное время, за что и отдаете деньги. Так же и ученики, а особенно их родители хотят видеть и ощущать результаты (как конечный, так и промежуточные), им нужно видеть пункт назначения и желательно, чтобы это был не горизонт.

Составьте индивидуальные планы для учеников. Ведь у каждого из них своя скорость восприятия, к каждому нужен особый подход. Разбейте план на несколько частей и подводите промежуточные итоги. Наглядно «работать» может подсчет количества выученных слов и выражений или решенных за месяц задач. Проводите время от времени тесты или контрольные работы, которые дадут ученику и вам ощутить, насколько вы продвинулись, а где остаются пробелы.

7. Планы занятий

Кроме общего курса, вы должны представлять себе план каждого занятия. Обычно репетитор проверяет домашнее задание, повторяет пройденный материал и затем приступает к новой теме. Вы можете отличиться и привлечь учеников оригинальной методикой проведения занятий. Потратьте некоторое время на подготовку: составьте небольшой список вопросов по пройденным ранее темам (не более десяти) и проводите пятиминутки (от двух до четырех) в течение занятия. Это немного взбодрит ученика и заставит его лучше готовиться, т. к. он должен ответить на любой вопрос из материала, пройденного не только на прошлом уроке, а с самого первого занятия.

Также вы должны знать, что человек способен сконцентрироваться на чем-то одном максимум на двадцать минут. А по истечении этого промежутка времени мысли непроизвольно начинают разбредаться, уплывать куда-то вдаль... Старайтесь не заниматься с учеником одним и тем же видом деятельности дольше этих двадцати минут. Преподаете математику? — «Разбавьте» занятие задачкой на логику. Физику? — Обсудите интересный вопрос из разряда «откуда берется радуга, почему горячий утюг гладит лучше холодного» и т. п. Иностранный язык? — Сыграйте в лото или в слова... Словом, каждый преподаватель способен найти свой «секретный ингредиент».

8. Интернет для учебы

Нынешняя молодежь активно использует Интернет не только для развлечений, но и в учебе. Воспользуйтесь этим для поддержания интереса учеников к предмету и вашим занятиям. Скажем, вы можете узнать их электронные адреса и рассылать им время от времени некоторые найденные в Сети интересные факты, связанные с вашим предметом. Или найдите он-лайн тесты, определяющие уровень знаний, пошлите ссылку своим ученикам и попросите прислать вам результат, а потом, на занятии, можно вместе обсудить их ошибки и затруднения.

9. Аккуратность и порядок

Никогда не пренебрегайте своей одеждой и внешним видом, а также порядком в доме, если приглашаете учеников к себе. Для кого-то это очевидная истина, даже банальность, но, к сожалению, не для всех. Занятие — это вид общения. Если есть в мире люди, которым нравится дышать пылью, ощущать неприятный запах изо рта или наблюдать пятна на одежде, то их ничтожно мало, и они вряд ли окажутся в числе ваших учеников.

Никто не требует от вас делать прическу и макияж в салоне или рядиться в эксклюзивные платья. Но быть аккуратно причесанным и одетым — обязательно, так же как избегать запаха перегара изо рта. Кроме того, если вы курите, у вас есть домашние животные, маленькие дети и т. п., — предупредите об этом учеников: возможно, у кого-то из них аллергия на кошек или другие проблемы. Во всяком случае, животных лучше убирать из комнаты, где идет занятие, и каждый раз перед уроком желательно проводить влажную уборку.

10. Любовь

Последний пункт самый важный. Любите свой предмет, свою профессию и своих учеников!

Тот, кто занимается любимым делом, достигает большого успеха. Если вы ненавидите детей, выдыхаетесь после каждого урока и готовы сжечь все учебники по своему предмету, — лучше найдите себе другое дело. Вышивайте, программируйте, кладите кирпичи, пеките торты, пишите книги, наконец, — все что угодно, только не занимайтесь преподаванием. Все равно здесь вы не добьетесь ровным счетом ничего хорошего.

Искренний интерес к предмету и желание помочь другим полюбить его — вот самая главная «фишка» хорошего педагога. Даже те ученики, что пришли к вам не по собственному желанию смогут оценить вашу работу и будут радовать вас своими успехами, если почувствуют вашу увлеченность. Даже те, кто никогда не верил в свои способности, смогут добиться желаемых результатов, если вы будете верить и поддерживать их. Даже те, кто не никогда не учился, не учится и не будет учиться у вас, позавидуют вашим ученикам...

Удачных вам идей и способных старательных учеников!

Материалы по теме

Статьи по теме

9 комментариев

no guest photo

Елена Дмитриева

21.10.2008 14:24:48 #

		
Последний пункт - просто прелесть! Да и в целом согласна с автором в том, что нужно быть добросовестным. ответить

	
no user photo

Ракита

21.10.2008 17:29:50 #

		
Бонк и Погорелов!!! :) :) :) ответить

	
no guest photo

Дерево Дуб

22.10.2008 12:42:34 #

		
Надо репетиторам нанимать репетитора, чтоб научил их, как правильно быть репетитором! :)

Объявление:
Репетитор по репетиторству. Опытный репетитур отрепетирует с вами ваши репетиторские занятия.
ответить

	
no guest photo

opyuk

22.10.2008 12:47:52 #

		
Дерево Дуб - отжиг!

Или вот новейший фольклер:

Назвался репетитором, полезай в блоги.
Репетитор двоечника не разумеет.
Скажи мне, кто твой репетитор, и я скажу, кто ты.
Репетитор репетитора видит издалека.
Что было раньше - репетитор или репетитор репетитора?
ответить

	

Мария Скляревская

23.10.2008 10:44:50 #

		
А что, Репетитор по репетиторству - это мысль. Есть же курсы повышения квалификации! ответить

	
no user photo

Пикуб

12.11.2008 13:40:50 #

		
Спасибо Вам большое, очень полезная статья, написана ясно и ярко. Написал об этом тут: http://www.planetashkol.ru/besedka/bl...ium/12.php

Ради этого зарегистрировался на сайте.
ответить

	

		
Спасибо!!)) Интересная и познавательная статья!! Некоторых пунктов я придерживалась и ранее... Что касается брать телефон и отвечать на него, то в моём университете НЕ придерживаются этому правилу!!!! Разговаривают некоторые преподаватели даже во время урока!!!!, без всяких ИЗВИНИТЕ!!!!...за такие то деньги в наших Университетах!!!!... А которые постарше и с опытом ещё и орут!!, если что то студент не понял или сделал ошибу (задается вопрос у всех ли преподавателей всё в порядке с психикой!??) ответить

	
no user photo

Диана

25.03.2011 00:00:35 #

		
Эта статья существенно помогла мне, когда я решилась все-таки осуществить свою давнюю мечту-заняться репетиторством по математике. Первые шаги действительно трудные-разработать программы, найти учеников, выгодно подать себя. Но все это преодолимо-было бы желание! ответить

	

		
Интернет - кладезь информации для всех желающих учиться и учить! Причем, чем больше и глубже "копать", тем больше "откопаешь". Я постоянно пользуюсь информацией из инета при подготовке к занятиям английского языка. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.