Все мы вышли из гоголевской шинели. По крайней мере, так утверждал учитель литературы в той школе, где я имела несчастье (а все-таки, конечно, счастье) учиться. Учеба в школе во времена приснопамятного Советского Союза была разной. Были, конечно, светлые моменты, но… чего стоят унижения, которые пришлось пережить ученикам и их родителям. А презрительное отношение к троечникам, и наплевательское – к двоечникам? А прилюдное унижение провинившегося школьника на глазах всего класса.
Справедливости ради замечу, система эта показывала приличные результаты. Дабы не подвергаться лишний раз унижениям и не выслушивать бесконечные нотации, школьники напрягали изо всех сил извилины и старались учиться лучше. Вариант для тех, кто прилично учиться не мог по определению – они изображали из себя хулиганов, каковыми в итоге становились, вызывая тем самым если не уважение, то хотя бы страх.
А вот что делать бездарным и слабым детишкам? Из них ни отличники с хорошистами, ни хулиганы не получались. Вспомните: в Вашем классе обязательно были такие девочка или мальчик. Все, и ученики, и учителя, считали своим долгом изощренно глумиться над ними. И Вы в том числе… Теперь, спустя много лет, встретив случайно неописуемую красавицу или вполне состоявшегося мужчину, Вы с трудом узнаете в них объект Ваших вечных насмешек. И становиться стыдно. И удивительно от того, что все у них в жизни получилось.
Наши школьные годы были испорчены нелюбовью: к некоторым предметам, которые попросту не давались, конкретной учительницы к конкретному ученику. Сколько несправедливых двоек мы получили только потому, что учитель не питал к нам теплых чувств. А ведь двойка даже для самого сильного духом школьника – пусть и маленькая, но беда. Хотя, знаете, меня моя учительница по физике оставила-таки в покое, поставив мне диагноз «ярко выраженный гуманитарий». Мол, девочка способная, но физику не в зуб ногой. И, закрыв глаза, рисовала четверки…
А у них?
От рассказов подруги, эмигрировавшей в 90-е годы в США, меня берет оторопь. Приведу лишь краткие описания ситуаций, случавшихся в жизни детей-школьников американской школы.
Непреложное правило американского учителя: высказывать претензии ученику только тет-а-тет. Так вот, когда учитель при всём классе сказал ученику, что тот плохо учится, потому что не выполняет домашних заданий, ребенок молча вышел из класса и вернулся с завучем. Учителю пришлось извиняться за то, что он унижал ребёнка при свидетелях.
Начальная школа в США – это 1-6 классы. В школу приходят в шесть лет. Сначала детей не столько учат разным палочкам и крючочкам, сколько пытаются сформировать навыки социальные. Что такое – рукоприкладство, не знает ни один школьник.
Для того, чтобы устроить встречу учителя и родителей, выделяется срок в две недели. Родители выбирают удобное для них время, записываются на «прием». В результате у них есть полчаса, чтобы обсудить с учителем своего ребенка. И только его. И что интересно – разговоры о других детях и их родителях под строгим запретом. Поэтому мама, вернувшись домой, никогда не заявит в ультимативной форме: «больше не общайся с Ванькой Ивановым – он хулиган».
В среднюю школу (7-9 классы) ученик попадает со своим личным номером. Этот номер известен только ему. И больше никому.
В школе висит специальное табло рейтинга успеваемости. На нем наглядно продемонстрировано, на каком уровне относительно других находится школьник. Причем, информация дается относительно номеров, а не имен-фамилий.
В США не приняты ответы у доски. Все оценки выставляются по результатам тестов и сданным домашним заданиям. Нет деления на классы, ротация среди учеников только приветствуется. Можно даже взять курс химии на год выше, и учиться с детьми, старшими по возрасту. Ничего страшного в этом нет.
Государственная школа в США несет по отношению к ученику серьезные обязательства. Государственная – значит «бесплатная», а серьезные обязательства имеют вполне реальное материальное выражение. Например, мальчику с диагнозом «дефицит внимания» наймут индивидуального учителя. Педагоги и психологи разработают специальную программу адаптации этого мальчика школьной жизни.
Получается, что воспитав детей в начальной школе, дав им свободу выбора и проявив уважение к их индивидуальности, школа получает в ответ благодарность от учеников и их более чем приличное поведение.
Но ведь не может быть все так идеально?! Конечно, нет. Существует весьма жесткая система наказаний. За первое нарушение ребёнка исключают из школы на неделю, за второе – на месяц, а после третьего встает вопрос об очень специальной школе за колючей проволокой. Тут уж и самые равнодушные родители занервничают.
Закончив обзор удивительностей американской системы образования, подведу итоги и сделаю выводы.
В России тоже все не так плохо. После долгого бесправия, российские дети получили ПРАВА, и это хорошо. Но факт остается фактом: школа не отвечает потребностям каждого ученика. Поэтому не удивительно, что очень многие дети недовольны школой и выражают это, как могут.
А вот учителям старой закалки, которые оказались не готовы к ситуации, не способные уважать учеников, желательно поскорее осознать свою профнепригодность и покинуть стены школы. Ведь сколько можно калечить психическое здоровье подрастающего поколения? Надеюсь, наши дети и внуки дождутся того времени, когда о школе и учителях будут говорить только теплыми словами и в светлых тонах.
хорошист-79
01.08.2010 04:45:35 #А как нарабатывать навыки публичных выступлений,
публичной полемики,
способность логически рассуждать, а то и спорить,
не теряться - пусть даже и в психологически стрессовых условиях,
когда оппонент учитель и цена вопроса - оценка в журнале.
Смотреть в лицо внешним факторам, которые вовсе не обязаны быть
дружествнными - разве это не по-американски (в стиле Джека Лондона,
например) ответить