15 Июн 2011
На конкурс статей пришел новый материал:
Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Их повсеместная реализация в школах России с сентября 2011 года — это новая ступень в развитии образования. Как изменится жизнь школы с введением стандартов второго поколения?
— Действительно, 2011 — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения, или, как принято сегодня говорить, с новыми ФГОС. Чтобы понять, что происходит в образовании, необходимо уяснить, что новые стандарты — это лишь одна из составляющих модернизации системы российского образования, наряду с новой системой оплаты труда работникам образования, модернизацией системы повышения квалификации, изменение порядка аттестации педагогов. Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и о своем городе, и своем государстве.
— Значит ли это, что все дети с 2011 года будут обучаться по новым программам?
— По-новому начнут обучаться только первоклассники. Учебный план будет новый, он будет состоять из двух частей: инвариантной, т.е. обязательные предметы, и внеучебной деятельности, из расчета 10 часов на обучающегося, за счет этого у ребенка будет возможность реализовать себя через занятия, скажем, спортивно-оздоровительной направленности или художественно-эстетической, а, может, научно-познавательной. Содержание предметов остается тем же, учебники и программы те же, что мы использовали раньше.
— В таком случае, что же тогда изменится принципиально для ученика?
— Принципиально изменится подход к организации учебной деятельности. В педагогике этот подход называют и системно-деятельностный. Взять, к примеру, историю, тема «Бородинское сражение». Традиционно учитель рассказывал детям об этом событии, на следующий урок школьники пересказывали, что запомнили, прочитав, в лучшем случае, учебник. Сейчас каждому ученику будет предлагаться задание, проблема по заданной теме, в нашем случае это «Бородинское сражение». И школьник, решая самостоятельно поставленную задачу с помощью и учебника, и, скажем, Интернета, дополнительной литературы, исторических документов, изучает материал в процессе собственной деятельности, выстраивая, например, определенные схемы или создавая проект. Учитель организует самостоятельную деятельность: формулирует проблемы, создает проблемные ситуации, с одной стороны, с другой — консультирует школьников, помогает им организовать «добывание» информации и осуществляет проверку результатов самостоятельной работы. Конечно, существует ряд приемов, технологий такой организации труда.
— Да, но разве на уроках раньше не организовывали подобное?
— Организовывали, и детям был интересно. Но это, скорее, было исключение, чем правило. Теперь — это основное требование к организации учебной деятельности. Такая организация учебного процесса позволит ребенку достичь высоких результатов по предмету и сформирует метапредметные умения (умение работать с информацией, умение вычленять главное, сопоставлять, обобщать, сравнивать, делать выводы логически мыслить), и поможет достичь результатов в собственном развитии. Это логично, ведь школьника мы называем учащимСЯ, вот это «СЯ», с позиции русского языка, означает сам «на себя», т.е. обучаю себя. А задача учителя — так организовать деятельность, чтобы все и каждый был активным участником этой деятельности, понимал её значимость для себя.
— А разве учитель готов работать в таком режиме?
— Наверное, нужно говорить не только о готовности учителя, но всего образовательного учреждения к работе, как вы подметили, в новом режиме. В течение
Скажу больше, образовательные программы создавались под руководством наших ученых-консультантов ТА Стефановской и ТА Сливинской и публично были представлены и на научно-методическом совете в городе, и в г. Иркутске в рамках форума. Со мной, наверное, согласятся директора школ, что без наших ученых-консультантов мы не смогли бы так быстро и качественно разработать этот документ. Это и консультации Стефановской Т.А., и мастер-класс по написанию программ, и корректировка консультантами столь важного документа, да и пятилетняя работа в инновационном режиме не прошла даром.
Если говорить об учителе, то инновационная деятельность ОУ города на протяжении 6 лет была направлена, как раз на формирование нового учителя, владеющего новыми образовательными технологиями, имеющего широкий диапазон профессионального педагогического мышления, готового к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе. Создавая воспитательные системы школ, мы создали условия для развития личности школьника, одним из которых является Учитель, думающий, знающий методологические основы организации педагогических процессов, направленных на развития личности ребенка, готовый создавать свои собственные методические системы. Хотя, насколько я помню, на страницах газеты «Новые горизонты», год назад появилась статья, где, как раз, журналист высказала свою позицию, суть которой сводилась к тому, что учитель должен давать знания, а наука, как я понимаю, она имела в виду педагогическую науку, дело ученых, но жизнь показала, что саянское образование на правильном пути.
— Значит проблем у нас нет?
— Проблемы, конечно, есть, работа предстоит сложная и для директора, и для учителя, и для методического центра, потому как необходима модернизация всей системы квалификации именно на муниципальном уровне, как вы понимаете, что главное в «новой школе» — это фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет успех реализации ФГОС, а задача ИМЦ — это повышение квалификации педагога и методическое сопровождение инноваций, и экспертиза реализации новых документов. Хотя только за этот учебный год мы провели более 10 методических мероприятий, курсы для учителей в рамках подготовки образовательных учреждений к ФГОС.
— Могут ли родители познакомиться с новой образовательной программой?
— Не только могут, но и должны. При поступлении в школу необходимо попросить данный документ у руководителя. Думаю, родителям будет интересно узнать, какая воспитательная программа реализуются в учреждении, какая внеучебная деятельность будет предложена их ребенку, какое количество часов в неделю будет их первоклассник заниматься математикой или другим предметом, каковы предполагаемые результаты реализации той или иной учебной программы.
— Куда можно обратиться за дополнительной информацией, с вопросами по новым образовательным стандартам?
— В школу, в Управление образование, в наш информационно-методический центр, в библиотеку нашего центра поступило за этот учебный год дополнительной литературы 87 экземпляров и, конечно, на сайт ИМЦ (www.imc-sayansk.moy), где размещена информация о ФГОС. На сайте в ссылке «консультация он-лайн» вы можете задать любой вопрос, связанный не только с реализацией стандартов второго поколения, но и вопрос по организации целостного педагогического процесса. Специалисты готовы отвечать на ваши вопросы.
Костюченко Л.А., директор МУ «Центр информационно-методического и психологического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» г. Саянск Иркутская область
Материалы по теме
Статьи по теме
- Конкурс «Забавные проделки»!
- Рэп — мой стиль жизни
- Интервью с ректором МГУ о школьных стандартах
- Интервью с проректором по учебной работе РГУИТП
- Виктор Садовничий: образование не накрыть лоскутками отдельных законов
- Читаю о Герцене – думаю о ФГОС...
- Обо мне, ЕГЭ и ФГОСах, или Или что выдаёт мне поисковая система моей памяти по запросу «Экзамен»
- Самоанализ урока
- Проводим анализ урока — методичка учителя
- Из опыта работы на уроках русского языка
- К каждому ученику — особый подход
- Как провести интересный урок
- Московская супер-школа
- Лицей искусств
Альбина Романенко
15.06.2011 19:20:55 #1. На первый вопрос - как изменится школа? - я все таки увидела ответ в следующем вопросе: школа будет писать бесконечные бумаги - сначала программы, потом мониторинги, потом отчеты, потом анализы.
2. Не соглашусь с вами по поводу обучения и воспитания. Я училась у Т.А.Сефановской 20 лет назад и уже тогда нам говорили, как о факте, что школа не просто учит, но прежде всего воспитывает. Вспомним еще и более давние времена, периода "Кодекса строителя коммунизма", там вопросам воспитания уделялось еще большее значение, согласитесь?
3. Мы тоже пишем авторские программы, в том числе и для внеурочной деятельности. И без поддержки ученых, далеко живем от них))) А вот почему ученые за 3 года, прошедшие со времени создания фгос для общего начального образования не удосужились создать учебники в соответствии с новыми требованиями, не совсем понятно. Учись работать с информацией, как вы описали, хорошо по кейс-методу, но, к сожалению, я не видел ни одного школьного учебника в этой парадигме. А учитель..., он, конечно, все сможет - и найти, и размножить, и организовать.
4. Вы, конечно, молодцы, многое проводите для своих педагогов. Но вот "экспертиза реализации новых документов" очень смущает. Мы в этом году написали уже 3 огромадных отчета по деятельности: на начало года, на промежуточном этапе, по итогам, а сегодня пришел очередной запрос из министерства. При этом в школе прошли семинар коллег города, семинар для района, семинар для администраций школ и управления образования, день отрытых дверей для родителей, день отрытых дверей для воспитателей детских садов. И все это "по просьбам трудящихся". Удивляюсь, как мы все это выдержали.
5. Стандарты и новые веяния в школе - дело хорошее. Усть-Илимск это знает не по наслышке, много лет проработав в проектном инновационном режиме с А.И.Адамским. Но если стандарты называются государственными, то прежде всего государство ОБЯЗАНО позаботиться, чтобы в каждой школе и каждом классе у учителя было ВСЕ, что перечислено с санитарно-гигиенических требованиях к реализации. ответить