Харин Александр Александрович, Проректор по учебной работе РГУИТП, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии в аэрокосмической деятельности»
Как Вы оцениваете общую ситуацию с образованием в России?
В
Конечно, на общую ситуацию с образованием в России негативно влияет наличие «вузов», не заботящихся о качестве образования и не обеспечивающих контроля знаний своих студентов, в результате полученные дипломы не соответствуют знаниям выпускника. Эти «образовательные организации» должны лишаться лицензий и закрываться.
Есть ли разница в качестве образования, которое дают государственные и коммерческие вузы?
Государственные вузы находятся под постоянным контролем со стороны различных контролирующих органов. Поэтому, государственные вузы просто не могут не соответствовать стандартам качества, иначе такой вуз лишат лицензии. Конечно, есть коммерческие вузы, которые дают качественное образование, но, в целом, контроль над ними гораздо слабее. К тому же, у них нет государственной поддержки, а при отчислении неуспевающего студента, они теряют деньги. Как показывает опыт, качество предоставления образовательных услуг в государственных вузах выше.
Значит, насколько я понимаю, в основном, работает система «кнута»? Может быть, правильнее было бы создать и «пряник»?
Безусловно, пряник тоже есть. Ведь если наши студенты показывают хорошие результаты, трудоустраиваются, то нам выделяют деньги на премиальный фонд для профессорско-преподавательского состава. К тому же, если у вуза высокие показатели, например, в образовательной и научной деятельности, это помогает выигрывать гранты на научные проекты, конкурсы. К этим проектам привлекаются не только преподаватели, а так же аспиранты и студенты. Следовательно, они не только повышают уровень знаний, но и могут заработать деньги.
Вы считаете, что престиж профессии преподавателей и людей от науки растет?
Да, я считаю, что престиж науки растет. По словам президента Медведева, «если человек хочет заработать деньги, он не пойдет в науку... в науку люди идут по призванию», чтобы реализовать свои творческие амбиции, чтобы его мысли, задумки обрели материальную форму, были реализованы.
Почему раньше многие ученые уезжали за границу?! Только потому, что там можно было больше заработать?! Отнюдь. Ехали «туда» чтобы получить возможность реализоваться. У нас тогда это было сложно, а подчас невозможно. Сейчас государство решает эти проблемы. Закупается новое оборудование, создаются новые научно-исследовательские центры, так что сейчас ученому становится интереснее работать.
Введение ЕГЭ облегчило вузам работу с абитуриентами или наоборот усложнило?
Ситуация с ЕГЭ, как это часто бывает, имеет две стороны медали. С одной стороны стало легче, потому, что нам не нужно выделять преподавателей для проведения экзаменов, не нужно обдумывать даты проведения экзаменов, просто берем и принимаем конкретные результаты. С другой стороны, поток абитуриентов увеличился, в десятки раз. Раньше абитуриенты подавали документы в один — два вуза, в прошлом году — в 10 и более, в 2010 — разрешено подавать документы не более чем в 5 вузов, но как это можно будет проконтролировать пока неизвестно. И получается так, что приемная комиссия вынуждена работать значительно больше, чтобы принять документы у всех желающих учиться у нас. Поэтому, у нас возникают проблемы с увеличившимся документооборотом. Но, конечно, сейчас стало проще, потому, что абитуриенты приходят со свидетельствами о результатах ЕГЭ, мы формируем рейтинг и по этому рейтингу отбираем лучших.
Существует мнение, что далеко не всегда количество баллов, полученных на ЕГЭ, соответствует уровню знаний поступающих. Сталкиваетесь ли вы с такой проблемой?
У большинства студентов уровень знаний соответствует баллам ЕГЭ. Мы работаем с несколькими школами, и к нам приходят их выпускники, которые с девятого — десятого класса нацелены на наш университет, то есть они еще в школе знают, какие требования в области знаний к ним будут предъявлять в РГУИТП. Кстати, большинство наших студентов пришли к нам по рекомендации своих знакомых, которые уже проходят здесь обучение.
Даже если студенты, с уровнем знаний, который не соответствует баллам ЕГЭ в их свидетельствах, поступают к нам, то они, конечно при желании, сами подтягивают свои знания до требуемого уровня.
Вообще, проблемы с учебой каждого студента нам легче решать, чем другим вузам, так как университет у нас молодой и небольшой, и мы имеем возможность работать персонально с каждым студентом. Обучающиеся своевременно информируются о наличии пропусков, задолженностей по курсовым, зачетам, экзаменам. Мы предоставляем время от 2 до 8 недель для сдачи задолженностей.
К нам идут учиться еще и потому, что преподаватели объективно оценивают знания, мы поддерживаем обратную связь со студентами. С преподавателями, не соответствующими высокому статусу Университета, мы расстаёмся.
Скажите, как могут поступить к вам в университет люди, которые не сдавали ЕГЭ, в том числе иностранные граждане?
Наш университет участвует во второй волне ЕГЭ. Нам назначают даты проведения, приходят специалисты и по всем правилам принимают экзамен. Бывает, что приходят люди в возрасте старше 30 лет, которые хотят поступить к нам на первый курс. К тому же по закону есть категории граждан, для которых мы имеем право проводить собственные экзамены. Так что, такая возможность есть.
То же самое касается иностранных граждан. Правда иногда бывает так, что нам для иностранных граждан выделяют специальные бюджетные места, как недавно было с гражданкой Латвии, которую мы приняли практически без конкурса.
К сожалению, у нас пока нет своего общежития, поэтому к нам поступают в основном абитуриенты из Москвы и Подмосковья, и мало жителей других регионов России и иностранных граждан, но думаю, в обозримом будущем проблема будет решена.
Как Вы считаете, для чего создавался ваш вуз?
Наш университет был создан 31 декабря 1999 года приказом В.В. Путина. В тот момент пришло понимание того, что жить так, как в девяностые, нельзя и нужно развивать экономику и внедрять новые технологии. Для развития инновационной политики нужны кадры. Необходимо внедрять инновации, предприятиям нужны квалифицированные сотрудники. И, я уверен, что в рамках стратегии общего развития страны и был создан наш университет. РГУИТП — единственный специализированный вуз в России, готовящий кадры для инновационной экономики.
Как Вы оцениваете внедрение инноваций в нашей стране?
Новые технологии в нашей стране внедряются недостаточно активно. Об этом говорят на всех уровнях. Самое главное, на мой взгляд, что нужно делать — это создавать инновационную культуру, чтобы у людей была мотивация не просто продавать добытое сырье, а подвергать это сырье максимальной переработке и экспортировать готовую продукцию. Ведь еще царская Россия продавала на Запад бензин, а сейчас мы это делать не можем потому, что наши нефтеперерабатывающие заводы выпускают бензин, уровень качества которого не соответствует стандартам, принятым в Европе. Если бы мы могли создавать максимальную добавочную стоимость с продукта, тогда бы уровень жизни в нашем государстве значительно вырос.
Вы много говорили о развитии инновационной культуры в России. Что делает ваш вуз в этом направлении?
Наш вуз развивает инновационную культуру. Это наша миссия. Мы проводим студенческие конференции, мы воспитываем студентов, объясняем, что такое инновация, они, в свою очередь, могут это донести до своих работодателей. Можно признаться, что далеко не все понимают кто такой инноватор, и нашим студентам, которые приходят устраиваться на работу, часто задают вопрос: «Что такое инновация?» Многие слышат и употребляют этот термин, но, не все знают, что он обозначает. А ведь инновация — это, прежде всего инвестиции в новые технологии. Американский экономист Питер Друкер говорил: «Технологии и оборудование можно импортировать, но инновации должны быть укоренены в культуре». Человек должен быть мотивирован достигать результатов, иначе очень частыми будут истории, подобные произошедшей на АЗЛК. На завод было закуплено много импортного оборудования, которое так и не было введено в строй. Результат всем известен: АЗЛК больше нет.
Существует ли у вас такая практика, чтобы работодатели приходили к вам в вуз и «присматривали» себе будущих сотрудников среди выпускников?
Да, это один из краеугольных камней нашей деятельности. Конечно же, мы ориентируемся на требования работодателей к специалистам, чтобы выпускники, получившие наш диплом, были востребованы на рынке труда, и более того — чтобы конкретные предприятия получали от нас специалистов, которые нужны им именно «сегодня». Мы сотрудничаем со многими предприятиями аэрокосмической отрасли, часть занятий проходит на территории таких предприятий и нам приходится снабжать наших студентов специальными пропусками. Так же, мы создали совместно с предприятиями на базе РГУИТП диссертационный совет по новой научной специальности «Инновационные технологии в аэрокосмической деятельности», который является единственным в России. По гуманитарным специальностям мы работаем с префектурами, с различными государственными органами власти, дизайнерскими бюро и рекламными агентствами, по специальности «Юриспруденция» сотрудничаем с адвокатскими конторами и прокуратурой.
У нас есть специальный отдел, который занимается решением вопросов трудоустройства наших выпускников.
Существуют ли у вас проблемы с материально-техническим обеспечением учебного процесса?
Можно сказать, что в настоящее время наш институт неплохо обеспечен. 250 компьютеров, объединенных в единую вычислительную сеть. Доступ в Интернет со всех компьютеров Института. Электронные доски, проекторы.
Но важно не только наличие ресурсов, но и эффективность их использования.
Чтобы добиться эффективности, мы сформулировали целостную концепцию «информатизации вуза», в рамках которой мы проводим комплекс мероприятий: интернет-экзамен, электронные лекции и учебные пособия. Кстати, мы ориентируем преподавателей на то чтобы, они создавали электронные варианты лекций и пособий к лекциям. Цель этих мероприятий: повышение эффективности очного обучения и внеклассной работы студентов, устранение ненужной писанины и других ненужных действий.
Также выделяются деньги на обеспечение удобства и безопасности: начиная с единой системы противопожарной безопасности и заканчивая тем, чтобы мебель и помещения всегда были в идеальном порядке.
Скажите, а есть у вас какие-то суеверия или приметы?
Суеверий как таковых у нас нет. Поскольку мы организация государственная и к тому же занимающаяся образованием и наукой, в приметы мы не верим. Единственное, что могу сказать от себя, если есть какое-то дело, его откладывать нельзя, иначе накапливается огромная гора несделанных дел. Есть в Германии поговорка, которая звучит так: «Завтра, завтра, не сегодня — девиз всех лентяев». Поэтому я стараюсь делать все дела вовремя.
Что бы Вы посоветовали школьникам как проректор по учебной работе?
Самое главное помнить, что под лежачий камень вода не течет. В девятом-десятом классах уже нужно определяться, куда пойдете учиться дальше. И в соответствии с этим нужно готовиться к ЕГЭ, заниматься, посещать курсы и тогда будет хороший результат на экзамене и будет большой выбор вузов, в которые можно поступить.
Беседу с проректором по учебной работе РГУИТП вел Александр Воронов.
Материалы по теме
- Список ВУЗов России
- Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Написать комментарий