4 Мар 2011
Урок как организационная форма — явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
Каким же должен быть современный урок
Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание я обращаю на начало урока — организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности.
Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести
- анонсирование темы,
- эффект неожиданности,
- парадоксальности,
- использование эстетических средств воздействия.
Тема урока должна быть кратким изложением всего урока, чтобы, услышав её, учащиеся смогли определить основную идею, сформулировать цель.
Одновременно в формулировке темы должна содержаться
- проблема,
- загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке,
- вопрос, на который нужно найти ответ.
При изучении темы «Омонимы» предлагаю детям прокомментировать картинки (ключ от двери — ключ, бьющий из-под земли, — ключ скрипичный), представленные на слайде.
Сравнение иллюстрационного материала позволяет сформулировать цели и задачи урока. При этом создаются условия для формирования положительной мотивации, пробуждается интерес к предмету, развиваются такие мыслительные процессы, как синтез, обобщение, анализ. Развивается и воображение.
Изучая тему «Виды глагола», прошу определить вид глагола «казнить» и сразу знакомлю детей с понятием «двувидовые глаголы».
Толпа наблюдает, как палач казнит (что делает? — несоверш. вид) преступника. Завтра по приговору суда палач казнит (что сделает? — соверш. вид) преступника.
Правильно организованные проблемные ситуации играют важную роль в поведении учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала.
Уже в 5 классе учу детей правильно определять категорию «одушевленность — неодушевленность» существительного, так как деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в целом на живое и неживое.
На уроках в 5-8 классах использую самые простые виды синтаксического моделирования, а в 9 классе учащиеся успешно справляются с более сложными предложениями.
Например, предлагаю дать характеристику предложения:
- Неподвижно и таинственно стоит густая чаща высоких елей, и лишь по тому, как она обрывается, будто срезанная ножом, понятно, что здесь берег кончается и начинается лед.
- Учащиеся приходят к выводу, что это сложное предложение с различными видами связи, сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей:
Первая часть — простое предложение: Неподвижно и таинственно стоит густая чаща высоких елей...
Вторая часть — сложноподчиненное предложение с параллельным и однородным подчинением: ...и лишь по тому, как она обрывается, будто срезанная ножом, понятно, что здесь берег кончается и начинается лед.
Две составные части соединены сочинительной связью (союзом и), подчинительная связь внутри второй части осуществляется при помощи союзов «как» и «что», однородные придаточные предложения второй части соединены друг с другом сочинительным союзом «и».
Познавательный интерес у детей вызывают творческие задания из занимательной грамматики, которые предполагают элементы исследовательской работы. Например, в ходе такой работы ребята узнают, что слова «еда» и «яд», в известном смысле противоположные по значению, являются родственниками.
К тестированию отношусь положительно
Материал для обучения, представленный тестами, даёт возможность учащимся усвоить большой объём орфографии, пунктуации и речевых норм в максимально короткий срок, при этом тут же проконтролировать себя. Результативность усвоения материала обеспечивается специальной методикой работы: использованием диагностирующих, обучающих и контролирующих тестов.
На уроках русского языка я пользуюсь такими программами, как «Виртуальный наставник» — интерактивный тренажёр для закрепления теоретического учебного материала с помощью выполнения упражнений различной сложности, обучающую программу — тренажёр «Фраза».
Использование этих технологий позволяет повысить эффективность, динамичность образовательного процесса, обеспечить высокий уровень самостоятельности и самоконтроля учащихся, разнообразить формы работы на уроке, активизировать познавательную деятельность.
Школьников привлекают условия, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника. омпьютер способствует развитию любознательности, является средством наглядности в обучении, помощником в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в работе со схемами, способствующими развитию творческих способностей, формированию познавательного интереса.
На мой взгляд, результаты ЕГЭ действительно показывают уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку.
Источник: www.philolog.pspu.ru
Материалы по теме
Статьи по теме
- Я ненавижу русский язык
- Прошу уволить меня...
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
- Русский язык как иностранный
- Билингвальная шизофрения — это неудобно
- Междометия в речи молодежи
- ЕГЭ-2010. Коварные слова
- Почему наши дети безграмотны? Особое мнение
- Слова-паразиты — как соль в речи!?
- Дети устают от однообразия
- Зачем нужна литература?
- Сочинение на заказ
- Обучение по методу естественного письма
Написать комментарий