Россия останется без музыки и балета? – «Планета школ» на телеканале «Культура»
26 Фев 2011
Россия останется без музыки и балета? – «Планета школ» на телеканале «Культура»

11 марта в 23.40 на телеканале «Культура» пройдет программа «Пресс-клуб», в которой будет принимать участие представитель «Планеты школ». Тема передачи «Россия останется без музыки и балета?».

Мы уже публиковали материалы, из которых вам должно быть известно, что нововведения коснулись не только обычные школы, но и музыкальные, художественные, балетные...

  • Согласны ли вы, что музыкальные и балетные школы должны носить статус всего лишь «дополнительного образования»? Почему?
  • Считаете ли вы, что родители нарушают права детей, отдавая их в музыкальные, художественные и балетные школы с раннего возраста?
  • Как вы думаете, прием ребят в музыкальные, художественные и балетные школы с 15 лет, скажется на уровне обучения? Будет ли содействовать творческой реализации молодежи в будущем?
  • Считаете ли вы, что отбора учеников в такие школы быть не должно, должны принимать всех в порядке очереди?
  • Может музыка, живопись и танцы должны стать неотъемлемой частью общего образования?
  • Каким образом реформы коснулись вас?
  • Как, по вашему мнению, нововведения отразятся на учениках, обучающихся и планирующих учиться в школах искусств?

И теперь мы предлагаем вам высказать свое мнение по поводу грядущих перемен и задать волнующие вопросы по теме!

Команда портала «Планета школ»

Материалы по теме

Статьи по теме

22 комментария

no guest photo

Станислав

26.02.2011 18:45:22 #

		
А это только с балетными и музыкальными школами такое будет, или школы со спортивным уклоном ждет та же участь? ответить

	

Анастасия Уханова

26.02.2011 21:27:50 #

		
Замечательно как!

Хочу внести свои «5 копеек» про отбор в художественные школы. Я «за» то, чтобы принимали всех, у кого есть желание, а так называемые «данные» не особо учитывали. Во-первых, желание играет пожалуй самую большую роль в занятиях, а во-вторых, могут отказать тому, кто в будущем мог бы стать известным.
Вспомните, скольких известных актеров не принимали сначала в театральные вузы, называя из бездарностью. А что в итоге из них получилось? ;)
ответить

	
no user photo

Анна

27.02.2011 14:58:15 #

		
Добрый день.
Может, просто не могут такие школы финансировать, вот и пытаются принимать только с 15 лет? Т.е. если учащемуся и его родителям это надо, то они и сами будут платить.

Непонятно кому помешали такие школы.

Или вот был вопрос о том, что родители решают за детей и нарушают их права тем самыфм. Но с другой стороны, если ребята не захотят учиться - они уйдут, никто их не заставит. Но по крайней мере научатся разбираться в музыке, живописи и пр. А так... скоро в музеи и на концерты классической музыки ходить перестанут.

не говоря уже о театрах.

Культура умирает в нашей стране вместе с искусством
ответить

	
no user photo

Учитель

27.02.2011 21:37:47 #

		
Думаю, надо хотя бы оставить элитные школы. А остальные вполне могут функционировать как кружки, чтобы детям было чем заняться, а родителям было спокойнее за то, где их дети находятся после школы. ответить

	
no user photo

Алёна Федотова

28.02.2011 00:26:20 #

		
Цитата
Анастасия Уханова пишет:
Замечательно как!



Хочу внести свои «5 копеек» про отбор в художественные школы. Я «за» то, чтобы принимали всех, у кого есть желание, а так называемые «данные» не особо учитывали. Во-первых, желание играет пожалуй самую большую роль в занятиях, а во-вторых, могут отказать тому, кто в будущем мог бы стать известным.

Вспомните, скольких известных актеров не принимали сначала в театральные вузы, называя из бездарностью. А что в итоге из них получилось? ;)

Проблема именно в том, что маленькими детей в спец. школы тащат родители, а ребёнку это не всегда нужно. В более-менее сознательном же возрасте, то есть как раз 13-15 лет, какие-то способности уже должны оформиться и "кастинг" необходим, потому что "желающий" не значит "способный". Если человек действительно интересуется чем-то, он эти способности, как правило, по возможности развивает. Разумеется, в каждом отдельном случае нужен свой подход - на то оно и искусство, вещь иррациональная - если способности драматического актёра появляются у людей позже "пограничного" возраста выпускника, то спортивные данные, балетную растяжку, необходимо развивать с детства.
ответить

	
no guest photo

mk11

28.02.2011 01:02:32 #

		
Цитата
Анастасия Уханова пишет:
Замечательно как!



Хочу внести свои «5 копеек» про отбор в художественные школы. Я «за» то, чтобы принимали всех, у кого есть желание, а так называемые «данные» не особо учитывали. Во-первых, желание играет пожалуй самую большую роль в занятиях, а во-вторых, могут отказать тому, кто в будущем мог бы стать известным.

Вспомните, скольких известных актеров не принимали сначала в театральные вузы, называя из бездарностью. А что в итоге из них получилось? ;)


Разговор не о кружках и клубах по интересам, а о школах - то есть их окончание позволяет продолжить карьеру в сфере искусства.
Тем более, что тот же слух в 15 развивать уже поздно. И какого Вы думаете петь рядом с тем, кому не то что медведь, а стадо бизонов уши отдавило((
На счет балета вообще молчу - там возрастные критерии не просто так существуют - нужно лепить из ребенка, пока его организм это позволяет.
Права человека, а в данном случае ребенка, просто предлог. О детях, проводя этот законопроект, никто не думал - не обольщайтесь. Думали только о деньгах!

Меня касается напрямую - сыну 5 лет. Теперь я понимаю, что видеть ребенка вообще не буду - нужно зарабатывать и зарабатывать, чтобы обеспечить ему то образование, которое когда-то можно было получить практически бесплатно.
ответить

	
no guest photo

Володя

28.02.2011 01:35:13 #

		
Творческое образование нужно разделять по родам искусств. Что касается балета, музыки, живописи - начинать развивать навыки нужно как можно раньше. Если у ребенка есть данные, родители могут принять решение независимо от желания ребенка. Какой мальчуган захочет пилить на скрипке день и ночь? Но именно так мы имеем великих музыкантов и никак иначе. Что касается кинематографа - процентов 80 молодых актеров сейчас дети актеров. В основном, все однотипные, лишены личностных качеств. Лучше уж сгребать в кино всех, кто хочет, ибо раскрываются тут таланты гораздо позже институтов. А по поводу литературного образования - принимать только на основе строжайшего творческого конкурса и не принимать бездарных маленьких детей, которые только попсу слушали в своей жизни. В целом же, искусство невозможно загнать в рамки несвободы, потому что талант может пробиться вообще без высшего образования в этой сфере. Просто человек будет писать стихи или рисовать картины, как ему угодно. Вот на пуанты не встать, да и на виолончели не сыграть, это да. ответить

	
no guest photo

oksana

28.02.2011 01:45:07 #

		
По-моему, балетные школы себя изжили!Что делать "тонкой" натуре в нашем дурдоме. Разве можно прокормить семью, занимаясь балетом? Нужно реально смотреть на жизнь, а не летать в облаках! А если родителям уж о-о-очень хочется видеть своего ребёнка звездой балета, то пожалуйста пусть занимаются с частным учителем за деньги- кто же мешает.А нет денег, нет и балета!Закрывают общеобазовательные школы, люди остаются без работы, а мы вдруг разнервничались по поводу музыкальных школ.А слабо вам возить своего ребёнка за 30 км в школу в сельской местности по грязи, по бездорожью? Бедные родители...не знают как бы получше, поинтереснее "отделаться" от своего ребёнка, куда бы записать, лишь бы самим не уделять ему внимание. Вот и ростут детишки, обласканные учителями, руководителями,гувернантками, но не родителями. Очень мило, когда дети-приступники ещё и на скрипочке могут играть! ответить

	
no guest photo

Марина

28.02.2011 07:43:13 #

		
Доброе время суток! Стаж моей педагогической деятельности - 23 года. Высшая категория. Множество наград. Обе мои дочери были успешны как в общеобразовательной, так и в музыкальной школе. С отличием окончили класс фортепиано. Старшая - заканчивает магистратуру НГТУ по специальности далекой от музыки, НО она благодарна нам, что С ДЕТСТВА получила ПОЛНОЦЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Потому что приобщение к искусству делает душу человека тоньше, сердце внимательней, РАЗВИВАЕТ И ВОСПИТЫВАЕТ. Младшая решила посвятить свою жизнь только искусству. Моим детям очень повезло - школа советского времени была сильная школа. Ребята СВОЕВРЕМЕННО получили замечательное образование и успешны в разных сферах(я не говорю о патологиях, а о нормальных, адекватных детях!). Смешно даже слышать о 15 годах. ВОСПИТАНИЕ ИДЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Не поздновато воспитывать-то будет? Я уж молчу о том, чтоб научить. Такое чувство, что мир сходит с ума, а о такой науке, как психология никогда и не слышал. Неужели трудно понять, что сегодня ПОЛИТИКА складывается ДАЛЕКО НЕ В ПОЛЬЗУ ДЕТСТВА. Это же очевидно каждому родителю, способному анализировать происходящее, владеющему информацией и по-настоящему занимающемуся воспитанием своих детей. Грустно от того, что вообще такой вопрос поднят. Значит, уж совсем дела наши плохи... ответить

	
no user photo

mk11

28.02.2011 09:58:00 #

		
Цитата
Марина пишет:
Такое чувство, что мир сходит с ума, а о такой науке, как психология никогда и не слышал. Неужели трудно понять, что сегодня ПОЛИТИКА складывается ДАЛЕКО НЕ В ПОЛЬЗУ ДЕТСТВА. Это же очевидно каждому родителю, способному анализировать происходящее, владеющему информацией и по-настоящему занимающемуся воспитанием своих детей. Грустно от того, что вообще такой вопрос поднят. Значит, уж совсем дела наши плохи...


Полностью с Вами согласна. Только с ума сходит не мир, а Россия. В других странах как раз к советской системе скоро и придут. Мы же её потеряем, думаю, что навсегда. По крайней мере, если позволим этим реформам осуществиться.
Я сама закончила музыкальную школу. Да, карьера моя сложилась в другой области, но ни разу не жалею о потраченном времени. Наоборот, мне всегда было немножко грустно, что не училась ещё и в художественной - рисую неплохо, да и дизайнер по профессии. Теоретической базы очень не хватало. Но суть в том, что сын мой будет учиться только частно.
ответить

	
no guest photo

Марина

28.02.2011 10:23:38 #

		
mk11, спасибо за поддержку! Эмоции в сложившейся ситуации трудно сдержать. Каждый заинтересован в проблеме, которую нам навязывает государство: не дети, так внуки - семья так или иначе коснется этих "новаторских" идей. Мало нам в образовании бед, ювенальной юстиции, теперь дошло до уничтожения возможности приобщиться к настоящему искусства. Если бы не ТА система образования, с моей нищенской з/п мои дети бы никогда не получили этой возможности. А теперь по вопросам:
1 вопрос: ответ мой понятен из вышеизложенного мною.
2 вопрос: родители НЕ НАРУШАЮТ прав детей, так как несут ответственность за их воспитание перед Богом и государством. Или когда по утрам мы кормим их кашей, а не конфетами, как они хотят, мы тоже нарушаем права еще неразумного младенца?
3 вопрос: с 15 лет обучение в сфере искусств бессмысленно! Учите психологию, педагогику, медицину, господа законодатели!
4 вопрос: отбор должен быть обязательно профессионалами, а не дилетантами. Но. После подготовительного класса.
5 вопрос:музыка, живопись и танцы должны стать неотъемлемой частью общего образования В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ! Может быть кто-то помнит еще историю нашей Родины?!.
Царь-батюшка, действительно, радел о воспитании и величии своего народа!
6 вопрос: меня касаются все реформы. Я - мать, учитель и гражданин своей Родины! И надеюсь, что очень скоро,- бабушка!
7 вопрос: думаю, негативно.
Вопрос мой таков: когда прекратятся эксперименты на самом дорогом, что есть у человека - детях? Это очередной компонент в нарастающем по всем направлениям и уже ничем не прикрытый геноцид? У меня складывается только такое впечатление, как результат анализа всего происходящего в стране, и в частности - в образовании. ((
ответить

	

		
Придется смотреть :-0)
у меня тоже есть аргументы как за так и против балета :-0)
ответить

	

Юлия Астахова

28.02.2011 10:40:09 #

		
Цитата
Алёна Федотова пишет:
Проблема именно в том, что маленькими детей в спец. школы тащат родители, а ребёнку это не всегда нужно. В более-менее сознательном же возрасте, то есть как раз 13-15 лет, какие-то способности уже должны оформиться и "кастинг" необходим, потому что "желающий" не значит "способный". Если человек действительно интересуется чем-то, он эти способности, как правило, по возможности развивает. Разумеется, в каждом отдельном случае нужен свой подход - на то оно и искусство, вещь иррациональная - если способности драматического актёра появляются у людей позже "пограничного" возраста выпускника, то спортивные данные, балетную растяжку, необходимо развивать с детства.

Да, но на то и проводится отбор, не всех же берут, а отсеивают и оставляют способных. А тут получается после 15 лет будут брать тех, кто успел принести документы, а кастинга и не будет.
ответить

	
no guest photo

Катя

28.02.2011 14:56:54 #

		
Считаю, что каждый родитель имеет право решать, во сколько лет отдавать ребёнка учиться. Надо разрешить приём в школу и с 5 лет, если у него есть талант и тем более - желание! И 70-ти летних тоже надо принимать, а что?! ))) Принимать всех, кто пожелает, но обучать в разных группах, делить учеников по успеваемости и т.д.
В средней школе, плюс к имеющимся урокам музыки и рисования (черчения) добавить несколько часов в неделю занятия танцами, тоже по группам, кто вальс, а кто брейк хочет танцевать, это же здорово! В общем, как-то корректировать, может кому-то нельзя заниматься физической культурой, освобождён по состоянию здоровья, но движение, это жизнь! Потому, пусть танцует! )))
Эти реформы меня касаются не потому, что я ученица или родитель, а оттого, что переживаю за всю Россию! Как патриот и как будущая мать!
ответить

	
no user photo

Инес

28.02.2011 15:59:59 #

		
Доброго времени суток. Простите за резкость, но очень многие высказывания чисто обывательско-дилетансткие. И радует, что есть профессионалы, которые видят проблему насквозь.
Я сама преподаватель в двух, почти полярных, областях: лингвист и преподаю танцы. Поэтому судить могу на правах непосредственного участника всего этого действия.
Во-первых, как уже было сказано: определенные способности надо развивать как можно раньше. В танцевальные группы раньше 5 лет не принимают, но это и есть оптимальный возраст для ПОЛНОЦЕННОГО развития физических способностей. Учите физиологию, господа. К 15 годам вы вряд ли сможете правильно, с наименьшим травмированием растянуть ребенка. Да и голосок в музыкальной школе ставить тоже лучше раньше.
Во-вторых, 15 лет - 9 класс. Время среднего специального образования, хореографических и музыкальных училищ. Куда исчезает одно звено из этой стройной цепочки? Или же вы считаете, что можно научиться и без базовых знаний? Посадите ребенка читать без знания алфавита. Абсурд.
В-третьих, как уже говорилось - это не политика, это - деньги. Так или иначе грамотные родители будут развивать своих детей с раннего возраста, только теперь средства, пусть даже и не большие, будут уходить в частные карманы. Муниципальные, доступные даже малоимущим родителям, образовательные учреждения прекратят существование.
Мой приятель преподает в одной из таких школ. 400 руб в месяц за занятия 3 раза в неделю, пусть даже и для общего развития, а не карьеры, - это не такие уж большие деньги. Частник будет брать больше. А ведь среди малообеспеченных семей тоже есть способные, талантливые детки, которым куда важнее было бы развивать способности, чем деткам богатых родителей.
Прошу прощения за эмоции. Только в данной ситуации начинаешь подумывать о смене специальности, раз уж процесс образования и воспитания становится таким непредсказуемым. Ломать не строить. И законы писать надо практикам, а не теоретикам, которые и детей-то видели лишь на картинках.
ответить

	
no user photo

Владимир

28.02.2011 16:41:10 #

		
* Согласны ли вы, что музыкальные и балетные школы должны носить статус всего лишь «дополнительного образования»?

Не согласен в корне. Ни музыкальные, ни театральные, ни балетные школы не могут быть лишь дополнительным образованием. Перечислять причины, изложенные выше, смысла нет - и так ясно, что в проекте не учитываются ни психология, ни физиология детей в их связи с творческим развитием. Да и просто по логике самого художественного образования можно говорить лишь о профильном или предпрофессиональном уровне, но никак не о "творческой самодеятельности", к которой хотят привести авторы законопроекта.

* Считаете ли вы, что родители нарушают права детей, отдавая их в музыкальные, художественные и балетные школы с раннего возраста?

Нарушений прав ребенка не вижу, т.к. в любом случае до определенного возраста за каждого ребенка судьбоносные решения принимают его родители. При такой постановке вопроса можно дойти до того, что само рождение - это прямое нарушение прав ребенка. Его же не спросили!

* Как вы думаете, прием ребят в музыкальные, художественные и балетные школы с 15 лет, скажется на уровне обучения? Будет ли содействовать творческой реализации молодежи в будущем?

А попробовали бы авторы творчески развиться. А что? Г-н Фурсенко в пуантах или за фортепьяно - это же воплощение той мысли, что с 15 лет возможно с нуля творчески "образоваться"... Нет, друзья, с 15 лет - это потеря вообще всего художественного образования! О какой творческой реализации молодежи может идти речь? Да и потеря огромного пласта педагогических навыков, эстетической культуры... Уже потеряли свои театральные школы, а после принятия данного "проекта" выбросим и художественное "дитя" вместе с водой!

* Считаете ли вы, что отбора учеников в такие школы быть не должно, должны принимать всех в порядке очереди?

А слух прививать тоже в порядке очереди? И к станку в порядке очереди? А уж о театре вообще не стоит заикаться - будучи преподавателем театрального колледжа наглядно вижу результаты этого "порядка очереди". Ни в одной стране Европы (простите, на США равняться в этом случае нет смысла) нет таких порядков и творчекое образование всегда является конкурсным.

* Может музыка, живопись и танцы должны стать неотъемлемой частью общего образования?

Это, конечно же, хорошая мысль, но тогда нужен второй иностранный обязательный для всех, философия - по тому же принципу, и т.д, и т.п. Только как же все это совместить с теми проектами стандартов, что в последнее время так активно обсуждаются?

* Каким образом реформы коснулись вас?

Вот пройдут - тогда увидим, а пока все и всё в шоке...

* Как, по вашему мнению, нововведения отразятся на учениках, обучающихся и планирующих учиться в школах искусств?

Будет отток, сильный отток... А те, кто поступят в "порядке очереди", станут управлять процессом культуры лет через 30. Вот тогда можно будет с чистым сердцем сказать, что следующих Станиславских, Чеховых, Маковских и Прокофьевых нам ждать надо будет только к ХХ веку...
ответить

	
no user photo

Дина

01.03.2011 13:10:36 #

		
Пишу сразу за двоих. Мы с мужем преподаватели, я - филолог, он - музыкант.
* Согласны ли вы, что музыкальные и балетные школы должны носить статус всего лишь «дополнительного образования»? Почему?
Это образование по сути и так дополнительное, но если начал, то учиться заставят родители, учителя и еще кто.... Но перевести это образование в ранг кружков - полный бред! В первую очередь потому, что никакой кружок не даст полноценного профессионального обучения в области музыки и балета. Во вторую очередь, потому, что никогда и никакой педагог дополнительного образования не будет стремиться "вылепить" из ученика настоящего профессионала, способного превзойти его самого.

* Считаете ли вы, что родители нарушают права детей, отдавая их в музыкальные, художественные и балетные школы с раннего возраста?
Еще один бред! Поддержу мысль о том, что тогда и рожать детей не надо, потому что их не спросили. А к тому же, полную ответственность за своих детей до достижения ими определенного возраста несут родители! Не дяди-тети, и не государство, которое абстрагировалось от реальности настолько, что уже ничего не видит! И именно родители несут ответственность за то, ЧТО именно получат их дети, три раза дрыг-дрыг под музыку или все же настоящий танец, три аккорда в три ряда из плеера или собственноручно извлеченную мелодию. Так о каком же нарушении прав может идти речь? Снимайте всю ответственность с родителей и растите быдло!
* Как вы думаете, прием ребят в музыкальные, художественные и балетные школы с 15 лет, скажется на уровне обучения? Будет ли содействовать творческой реализации молодежи в будущем? * Считаете ли вы, что отбора учеников в такие школы быть не должно, должны принимать всех в порядке очереди?
Скажется обязательно! Здесь уже было сказано о физиологии. Это именно тот фактор, о котором наши "проектировщики" напрочь забыли! О каком развитии гибкости, о какой растяжке, о каком развитии слуха может идти речь в 15 лет??? Продвинется, конечно, это развитие на доли, но уж профессионального балета мы не увидим больше никогда. Вот прием в средние профессиональные учреждения по данному профилю ТОЛЬКО на основе музыкальной или хореографической школы можно было бы и проводить. Мало ли какие таланты у нас могут объявиться после домашнего обучения или просто с природными данными? Но вот принимать всех без разбора - это явный перебор! Наверное, авторам данного проекта никогда не приходилось слушать пение со стадом гиппопотамов на ушах! Или может они сами обижены природой, вот и пытаются задавить то, что есть в детях!

* Может музыка, живопись и танцы должны стать неотъемлемой частью общего образования?
У нас в школах уже давно ввели музыку, ритмику, изобразительное искусство. И что? Многие ли выпускники могут похвастаться тем, что их научили танцевать или петь? У нас в школах уроки музыки проводит кто угодно, уроки ритмики - физруки и т.д. Качество отсюда вытекает просто отвратительное. Добавятся часы - просто вместо одного часа завывания под фонограмму будет десять. Результат очень предсказуем!
* Каким образом реформы коснулись вас?
Я работаю в системе образования уже 14 лет, видела учащихся разного уровня, и школьников, и студентов. Поверьте, дети, обучающиеся музыке или живописи разительно отличаются глубиной своего чувственного восприятия и широтой мировоззрения. Многие из них вышли из малообеспеченных семей. И не дать детям этого - просто преступление!
* Как, по вашему мнению, нововведения отразятся на учениках, обучающихся и планирующих учиться в школах искусств?
Отразятся? Они пройдутся гордым разрушительным строем! Набирать будем тех, кто ничего не умеет (а кто-то и вряд ли научится), а потом, спустя годы, эти недоучки будут клонировать себе подобных.
ответить

	
no user photo

Hellene Hiner

02.03.2011 00:19:54 #

		
Я - музыковед и более тридцати лет занимаюсь вопросами - проблемами музыкального образования. В том виде, в котором музыка преподается сегодня в большинствен школ, она не конкурентоспособна с другими предметами. Читать и писать мы в состоянии научить большинство, и поэтому ни у кого не возникает вопроса, нужно ли этому учить. Но читать и записывать музыку умеют немногие даже после окончания музыкальной школы (не говоря уже об общеобразовательной). Мы выпастили поколение музыкально необразованных президентов, депутатов и конгрессменов. Конечно, они будут голосовать против музыки!

Мне пришлось уехать в США и проводить длительные и тщательные исследования в области музыкальной грамотности. В результате я создала компьютерную программу, которая учит всех, даже 2-х летних детей, читать ноты с листа и играть на фортепиано. Написала господину Медведеву, что хотела бы поделиться открытием с Россией. В ответ - тишина. Правда, господин Путин потом попробовал пощекотать фортепианные клавиши в эфире. Но к моему предложению не отнеслись серьезно.

А жаль... Спасти музыку может только новый подход в ее изучении. Как в свое время азбука с картинками и кубики способствовали распространению грамотности.

С уважением,
Hellene Hiner
Создатель программы 'Soft Way to Mozart'
Houston, USA
ответить

	
no guest photo

Светлана

08.03.2011 19:06:41 #

		
Возможно, обучение музыке и т.д. за госсчёт целесообразно лишь для способных (для которых это станет делом жизни). Остальные развлекаться и развиваться должны за свои деньги. А профессиональный спорт для маленьких детей разумно запретить. Жизнь длинная, а инвалидность на спорте легко заработать к 20 годам. ответить

	

Юлия Астахова

10.03.2011 10:21:29 #

		
Цитата
Алёна Федотова пишет:
появляются у людей позже "пограничного" возраста выпускника, то спортивные данные, балетную растяжку, необходимо развивать с детства.

Ваш комментарий попал на главную страницу http://planetashkol.ru/articles/27339/
ответить

	

Юлия Астахова

10.03.2011 10:22:56 #

		
Цитата
Инес пишет:
И законы писать надо практикам, а не теоретикам, которые и детей-то видели лишь на картинках.

Ваш комментарий попал на главную страницу!
http://planetashkol.ru/articles/27279/
ответить

	

Юлия Астахова

23.03.2011 10:34:10 #

		
Цитата
Hellene Hiner пишет:

С уважением,

Hellene Hiner

Создатель программы 'Soft Way to Mozart'

Houston, USA


Добрый день!
Ваш комментарий попал на главную страницу!
http://planetashkol.ru/articles/27502/
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.