Сегодня мы растим общество, сплошь ориентированное на сферу развлечений, в крайнем случае — на музыку, литературу и культуру, совершенно вычеркивая надобность специалистов технической области. В России на образование тратится больше средств, чем на оборонный комплекс, но пути решения проблемы пока так и не придумали.
История из жизни
Мой друг Филипп Лобанов закончил университет имени Н.Э.Баумана пять лет назад. Он оказался среди семи волевых студентов с потока, нашедших в себе силы закончить факультет ракетной техники. И дело не в сложной программе обучения Бауманки, а в том, что большинство молодых людей в какой то момент задали себе вопрос: «А кем они потом пойдут работать?...».
Центр Управления Полетами в городе Королеве не нуждается в таком количестве работников, а других предприятий, где требуются инженеры-ракетчики, его одногруппникам найти не удалось. Кто-то пошел в бизнес, кто-то сменил профессию. Филипп, разумеется, как настоящий технарь довел дело до конца — доучился, но сейчас занимается бизнесом, открыл собственное дело.
Филипп Лобанов: «Несмотря на то, что сейчас я работаю не по специальности — продаю оборудование для автомобилей, я не жалею, что получил техническое образование. Мне кажется, технические вузы учат мыслить по-другому, выстраивать логическую цепочку, добиваться своих целей. Технические люди более дисциплинированные и ответственные. При желании, нам легче будет освоить гуманитарные профессии (журналистика, дизайн), нежели наоборот — пытаться стилистам объяснить принципы кибернетики».
Заглянем в историю...
В дореволюционной России существовали «реальные училища» и гимназии. В реальных училищах (их так и называли) обучали в основном предметам естественной направленности и математики — реальным знаниям, которые пригодятся в жизни и профессии. Гимназии имели гуманитарный уклон. Словом «реальный» был поставлен акцент на то, что техническое образование играет ключевую роль в формировании российского общества.
Позже в Советском Союзе точным наукам также уделялось особое внимание. Профессия «инженер» считалась верхом престижа. Взять хотя бы киногероев того времени, — всем известный Шурик из операции «Ы» учился на инженера. Он не только сдавал сессии на «отлично», но и путешествовал, попадал в приключения, жил полной жизнью.
Впоследствии средства массовой информации, будучи гуманитариями, разрушили имидж технарей и открыли плеяду новых лирических героев — рок-музыкантов, моделей и прочих деятелей культуры и искусства. Те уже, конечно, не ходили в очках и не подрабатывали на стройке, а в основном были заняты модным луком, позиционированием своей персоны и другими артистическими перфомансами. Из последних опросов — самыми лучшими профессиями считаются государственные чиновники (дело в том, что они так же в сознании ассоциируются с деньгами, успехом, клубными вечеринками и другим приятным времяпрепровождением). Перестройка и кризис промышленности тоже, разумеется, внесли свою лепту в разрушении престижа технических специальностей. Перекос в системе образования в сторону гуманитарных профессий достиг критической отметки.
Владимир Владимирович Путин, выступая на совещании по вопросам системы развития высшего профессионального образования: «У нас наметился явный перекос в сторону гуманитарных специальностей — юристов, экономистов, менеджеров. Резать „по-живому“ здесь, разумеется, не нужно. Но вот что нужно сделать — это поднять престиж технического и естественно-научного образования».
Прививать людям любовь к математике нужно в школе. Сами родители зачастую вмешиваются в сознание ребенка профанными доводами: «где тебе пригодятся синусы?», «а косинусы тебе зачем», «не говоря уже о таком предмете как физика...». Совершенно не принимая в расчет статистику по олигархам, где большинство имеет, казалось бы, совершенно не нужное техническое образование. Не зря же Михаил Ломоносов говорил, что «математика ум в порядок приводит».
Кандидат педагогических наук Вячеслав Васильевич Черников объясняет вопрос так: «Проблема низкого интереса к техническим профессиям обусловлена устаревшей системой образования — неспособностью еще в школе привить тягу к знаниям точных наук. Физика, химия, биология воспринимаются большинством учеников, как абстрактные науки, трудно применимые в жизни. А ведь сейчас идет тенденция к тому, что даже гуманитарные науки, будь то психология, могут быть формализованы, т.е. их можно преобразовать в формулу. Целые научные конференции по этому вопросу проходят. Например, у нас в стране одна из топовых профессий — это психолог. Хотя на деле оказывается, ответы на многие вопросы психологии можно находить в учебниках по точным наукам. Грань между людьми гуманитарного и математического склада ума очень условна. В большинстве случаев — надумана. Поэтому хотя бы минимальный набор технических знаний должен быть у всех без исключения».
Не шуточные дебаты были развернуты по поводу того, стоит ли вводить религиоведение как обязательный предмет в школе и тем самым окончательно расписаться в поддержку гуманитарного направления современного российского образования, или нет. Министр образования Андрей Александрович Фурсенко попытался разрешить конфликт тем, что предложил читать религиозный курс преподавателям физики.
«Я считаю, что, например, учителя физики могли бы преподавать этот курс не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести этот курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно», — эти слова вызвали общественный резонанс и мгновенно облетели ленты информагентств.
Россия привыкла гордиться системой образования особенно в области точных наук, но эта система была создана еще в советские годы, имеет ряд недостатков и сегодня нуждается в срочной реконструкции. Если пустить дело на самотек, то скоро у нас никто не сможет ничего не произвести, не сшить, не починить. Думаете, производство станет уделом роботов? Может и так, только интересно, кто им будет писать программы?!
Подводим итоги
Россия привыкла гордиться системой образования особенно в области точных наук, но эта система была создана еще в советские годы, имеет ряд недостатков и сегодня нуждается в срочной реконструкции. Если пустить дело на самотек, то скоро у нас никто не сможет ничего произвести, не сшить, не починить, да хотя бы доставить гуманитарно-философские книги из пункта А в пункт В. Думаете, производство станет уделом роботов? Может, и так, только интересно, кто им будет писать программы?! Техническое образование берет верх над гуманитарным, хотя бы в том, что обучаться математическим наукам — проводить технические опыты за пределами ВУЗа практически невозможно, тогда как читать тома философов вдали от душных кабинетов, наоборот, приветствуется.
Кроме того, этим можно заняться в любом возрасте, и в любое время, тогда как с физикой с прошествием времени могут обнаружатся проблемы. Есть даже радикальная теория, что естественнонаучное образование — единственное, которое без всяких экивоков можно называть высшим образованием, а вот такие дисциплины, как литература, культура, психология и экономика, разумеется, важны, но заниматься ими можно факультативно — на свое усмотрение. В смысле, они не являются базой знаний и фундаментом мышления.
Dante
09.04.2010 08:21:57 #