«А для тебя, родная, есть почта полевая...»
(строчка из песни «В путь»)
Вы когда-нибудь читали настоящие письма с той далекой войны? Какой трепет они вызывают у тех, кто впервые их видит. Непроизвольные слезы. Маленький исторический документ прошлого имеет особую ценность, если связать воедино время, память и забвение. Есть в этом что-то волнительное, щемящее душу чувство. Такой долгожданный, такой дорогой сердцу треугольник бумаги...
Поскольку во время Великой Отечественной Войны был страшный дефицит конвертов, солдаты складывали лист бумаги, на котором писали «жив, здоров, люблю...» в треугольник. Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Полевая почта в СССР была бесплатной, а потому марки не требовались. Солдаты просто писали адрес доставки на наружной стороне треугольника. Но письма-треугольники вошли в историю не только из-за дефицита конвертов. Была строгая военная цензура, потому даже вставляя оставшуюся бумагу внутрь сложенного треугольника, солдаты не имели права заклеивать свое послание.
Несколько писем тех лет приведу ниже, полностью сохраняя стиль, орфографию и пунктуацию авторов.
Пишет командир танка Т-34 младший лейтенант Лев Никитин.
12 сентября 1944 года. Привет из Польши с п/почты
«Здравствуй дорогие мама, Вова и Витя!
Шлю вам свой боевой привет и множество наилучших пожеланий в вашей домашней жизни и хозяйстве. Я пока жив и здоров и того вам желаю. В настоящее время нахожусь на передовой в обороне во втором эшелоне. Здесь совсем спокойно. Прошу не беспокоится обо мне, все в порядке. Сегодня получил сразу 3 письма от Вас, от папы, от Нади. Мама, деньги я пока вам не посылал, положил на книжку. А если что случится, завещал на тебя получишь сразу все. Кажется и все.
Писать, как я бью фрицев, это для вас не интересно. Теперь это занятие считаю, как простой работой, только намного опасней. Я убедился, если бить с головой и воевать так, как учат, то можно провоевать долго. Теперь касается ребят, чтобы учились так, как я бью немцев на фронте, вишь уже 2 ордена заработал. И чтоб было кому жить и работать за нас.
Ну, пока до свидания. С приветом к вам ваш сын Лева.
Крепко целую всех вас, привет родным, а так же очень прошу передать привет Наде и другим. Интересуюсь, почему не пишет Николай?
Гв. мл. л-т Никитин Лев Петрович»
Погиб 21 сентября 1944 года, похоронен в Польше под Краковом.
Сергей Кислов — Полине Литовченко.
«Опишу о себе коротко. Остался я инвалид, лишился правой руки. Хотя она у меня и цела, но она вся разбита. Ранило в Берлине. И вот, уже 10 месяцев, как я лечусь в г. Львове. Писал товарищ, а я еще левой рукой не научился писать. 20 августа 1946 г.»
Анна Гольдина, юрист, Казань — мужу, командиру батальона Марку Бершадскому, на полевую почту № 38,
«Здравствуй, любимый!
Это третье письмо, которое пишу тебе в армию. Пишу тебе часто знаю, как тяжело без писем. Так хочется получить от тебя хоть пару слов. У меня все в порядке. Сегодня я сдала первый предмет — уголовное. Для начала „отлично“. Хочется скорее кончить, начать работать, а надо еще столько сдавать. Читают главным образом скверно, на половину лекций не хожу.
У нас еще настоящая зима, большие морозы. Утром совсем холодно, замерзаю пока до института добегу. Зато дома у нас тепло. „Дома“ у меня хорошо и до ин-та недалеко — минут 15, только днем ребята мешают заниматься. В институте и в библиотеке очень холодно. Несколько дней не горит свет и нет керосина, хорошо что у меня были свечки. Сегодня пообещали, что свет, а кроме того хозяйка достала немного керосина, пока мы устроены. Живу потихоньку, рано ложусь и рано встаю, свободное время занимаюсь, совсем почти не читаю. Очень жду твоих писем, каждый день надеюсь получить. Целую крепко. Анна.»
Открытка вернулась с ярлыком «Доставить невозможно». Комбат Бершадский погиб от пули снайпера, когда поднял подразделение в атаку.
Старший лейтенант Мартов закончил войну в Восточной Пруссии в должности начальника подвижного артиллерийского склада
«9 мая 1945 г. Милая Томочка! Все время находился в условиях, когда писать не мог. Вчера вернулся. Целую ночь не спал, т.к. палили из всех видов оружия, и я в том числе из своего пистолета выпустил не одну обойму. Вот она, победа, о которой так много мечтали все мы эти долгие тяжелые годы. Она застала меня по-прежнему в Восточной Пруссии. Светит яркое солнце, хотя и прохладно. Зелень распустилась. Словом, праздник как праздник. С утра был митинг. Воображаю, как ликуют в этот день в тылу.»
Антонина Котлярова (Захарова), в 1944 году окончив с отличием Центральную женскую школу снайперской подготовки, с именной снайперской винтовкой направляется на фронт под Варшаву в 47-ю армию, с которой встретила Победу на Эльбе.
Здравствуй родной папочка!
Папочка, вот, наконец-то и мы остановились, сейчас (зачеркнуто военной цензурой). Занимаемся повторением. Занятия проходят по 8 часов в сутки. Подъем в 6 ч. физзарядка и пр., как в школе. Но мне опять хочется на передовую, хотя там и опаснее. Товарищ немец готов в любую минуту убить, если будешь ушами хлопать. Сейчас находимся 7 км. от передка и не чувствуется войны. Я сейчас в день пишу по 4-5 писем, ведь за наступление я никому не писала. Шли по 40-50 км. в сутки, да бывало и с боями, или же держали оборону, не до писем было. Некогда умыться было. Придешь ночью, а с рассвета опять идти.
Из дома имела несколько писем. Все здоровы, мамочка болеет за нас всех. С квартирой плохо что-то. Серафима Ал. сбежала к сестре. Дома холод, газ не горит. Папочка, пиши о себе. Как здоровье, как самочувствие? Что слышно от ребят? Где они сейчас? Вот пока и все.
Я на счету имею 8 фрицев. Хочется больше бить этих немецких гадов, чтобы скорее закончить войну.
А затем Берлин-Москва.
Вот пока и все. До скорой встречи. Целую крепко, крепко.
Дочь Тоня.
18 марта 1945 г. (Зачеркнуто цензурой.)
Не знаю, как у вас, а у меня мурашки по телу бегали и слезы в глазах стояли, когда впервые читала эти письма. Как же было трудно нашим дедушкам и бабушкам! Какую цену заплатили они, чтобы мы сейчас могли свободно себя чувствовать на улицах русских городов, ходить по Красной площади. Чтобы мы могли видеть грандиозный парад на 9 мая. Чтобы мы ЖИТЬ могли! Недаром же победу эту называют Великой, а нашу страну — освободительницей. Наши предки спасли не только нас, но и другие страны от гнета фашизма. Вечная память погибшим и низкий поклон тем, кто жив.
Специально к
Материалы по теме
- Великая Отечественная Война
- Запись в блоге: «Мы победили страшное - фашизм»
- Реферат - Приход Гитлера к власти
- Долг Родине призывники отдают мошенникам
- Напиши письмо в редакцию
Екатерина Маслакова
08.05.2010 15:10:30 #