Динамит как лучшее средство против войны
21 Окт 2008
Когда Альфред Нобель учился в школе, он поссорился с классным руководителем и решил взорвать школу. И даже изобрел для этих целей динамит. Но потом подумал, что взрывать школу глупо. Гораздо умнее учредить премию имени себя…

Изобретатель динамита и экстравагантный чудак, пацифист и торговец смертью, богатейший человек своего времени и вечный неудачник в делах сердечных, полиглот и спартанец… Это все о нем. Но самый важный шаг в своей жизни Нобель совершил уже… после смерти: завещав весь доход со своего многомиллионного капитала на ежегодное поощрение людей, принесших своей деятельностью, изобретениями и открытиями наибольшую пользу человечеству.

Имя Альфреда Нобеля как ученого в сознании любого обывателя навсегда связано с главным его изобретением – динамитом. Стойкая ассоциация динамита со смертью, войнами, разрухой сводит на нет его безусловную практическую пользу. В то время, когда был изобретен динамит (1867 год), возводились великие стройки XIX века: Панамский и Суэцкий каналы, 15-километровый туннель через Сен-Готардский перевал в Швейцарии. Повсеместное строительство железнодорожных магистралей, прокладка туннелей – все это требовало мощного взрывчатого вещества, безопасного в применении. И в это же время мексиканские повстанцы использовали динамит против кавалерии США, а буры с его помощью сражались против англичан…

Мало кто знает и о том, что  у Нобеля есть несколько очень мирных изобретений. Например, он запатентовал газовый двигатель, очаги и печи с полным сжиганием топлива, фотографический телеметр и  безопасные горелки, и даже  искусственный шелк, гуттаперчу и кожу.

Что подвигло Нобеля к учреждению премии – решению, вызвавшему недоумение у его современников? В объяснение этого существует несколько версий. Одна из них «винит» в этом ошибочный некролог во французской прессе на смерть Альфреда Нобеля, «слухи о которой оказались несколько преувеличены»: на самом деле скончался родной брат Альфреда Людвиг…
До сего момента изощренный ум Нобеля умудрялся избегать мыслей о подлинном значении его открытия, несущего человечеству столько бед. Теперь же, оказавшись преждевременно «похороненным», изобретатель впервые задумался о плодах своей деятельности, увидев их в истинном свете, и осознал, что имя его может остаться на века связанным только с динамитом.
Нетрудно представить, что эта мысль лишила ученого покоя. Он мог поступить как угодно: пуститься, что называется, во все тяжкие и промотать свое огромное состояние или озолотить многочисленных родственников... Но Альфред Нобель выбрал другой путь: в конце жизни он активно занялся благотворительностью, оказывал всяческую поддержку молодым ученым, стал рьяным пацифистом и в результате оставил потомкам ценнейшее наследие – самую престижную премию из всех, существующих в мире.

Но самое важное достижение Нобеля – это осознание личной ответственности за результаты своего открытия. Именно это – главное, что определяет незаурядную личность ученого, предвосхитившего подвиг Андрея Дмитриевича Сахарова, которому тоже предстояло всей последующей жизнью искупить свой страшный «подарок» человечеству – изобретение водородной бомбы.

Как ни странно, Нобель искренне считал динамит лучшим средством против войны. Его знаменитая фраза, которую цитируют все биографы: «Мои динамитные заводы скорее положат конец войне, чем все ваши конгрессы. В тот день, когда две армии смогут уничтожить друг друга в течение нескольких секунд, все цивилизованные нации, охваченные ужасом, распустят свои армии», – воплотилась в жизнь в тот момент, когда человечество испытало ужас от осознания возможных последствий изобретения атомной бомбы.

Символично, что именно с самым страшным изобретением XIX века связан ежегодно дающийся человечеству шанс на спасение: ведь каждое достижение, удостоенное Нобелевской премии, – еще один шаг на пути к прогрессу и избавлению от смертельных болезней.

Нобелевская премия присуждается ежегодно в пяти номинациях.
Первая – за наиболее важное открытие в физике, вторая – в области химии, третья – в области физиологии и медицины, четвертая – за лучшее произведение литературы и  пятая – за вклад в дело мира на Земле.

Авторами практически всех наиболее полезных изобретений, служащих на благо человечеству, были нобелевские лауреаты. Вот лишь несколько имен ученых, получивших премию Нобеля за свои достижения:

  • Эмиль фон Бехринг в 1901 году за ознаменовавшее новую эру в медицинской науке открытие защитных свойств и получение сыворотки, в том числе противодифтерийной и противостолбнячной.
  • Иван Петрович Павлов за работы по физиологии пищеварения, которые позволили изменить и расширить знания ученых в этой области.
  • Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих за работы по иммунизации (теория иммунитета).
  • Александр Флеминг в 1929 году за открытие пенициллина – величайшего достижения медицины.

В эти дни определились нобелевские лауреаты 2008 года. Премию по химии получат Осама Шимомура, Мартин Чалфи и Роджер Тсьен – за изобретение «зеленого белка». Лауреатом Нобелевской премии мира 2008 года стал бывший президент Финляндии (1994–2000 гг.) Марти Ахтисаари. Премия по литературе присуждена Жану-Мари Гюставу ле Клезио. Церемония вручения по традиции состоится в день кончины основателя премии – 10 декабря – одновременно в Стокгольме и в Осло.

…Кстати, с греческого «динамит» переводится как «сила». Что ж, время доказало, что, как ни удивительно, последствия этого страшного порождения человеческого гения действительно способствуют сохранению жизни на Земле. Вот и получается: динамит в самом деле – лучшее средство против войны.

Материалы по теме


			

Написать комментарий


		
VII-я Международная Олимпиада студентов и школьников «Эрудиты планеты — 2008»
15 октября стартует VII-я Международная Олимпиада студентов и школьников «Эрудиты планеты — 2008», в которой примут участие студенты и школьники из России, США, Чехии, Болгарии, Турции, Израиля, Мальты, Эстонии, Грузии, Украины, Казахстана, Беларуси и др. стран.
 
XI Конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Городской конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе» проводится в Санкт-Петербурге с 1995 года. Каждый год участникам предлагается раскрыть тему конкурса, используя различные формы представления информации: журнал, газета, дайджест, плакат, сайт.
Премия «Лучший экологический проект года»
Премия присваивается юридическим и физическим лицам – резидентам Российской Федерации: коммерческим и общественным организациям, научно-исследовательским институтам, ученым, изобретателям, высшим учебным заведениям, журналистам, студентам, аспирантам и экспертам.
 
Стипендии на стажировку во Франции
Стажировки на срок от двух недель до четырех месяцев предлагаются студентам и специалистам с высшим образованием, желающим повысить квалификацию в сфере своей профессиональный деятельности.