Кто сказал, что гуманитарное образование не популярно?
16 Фев 2009
Кто сказал, что гуманитарное образование не популярно?

Гуманитарное образование выходит из моды и становится все менее востребованным на российском рынке труда, предложение не оправдывает спрос, — такова версия, выдвинутая правительством. На недавнем совещании российских ректоров министр образования и науки А. Фурсенко заявил о том, что количество мест в университетах, готовящих юристов, экономистов и менеджеров, будет сокращено на 15%. Но, как показывает практика, проблема заключается не в количестве выпускников, а в их компетентности.

Сегодня на территории России функционируют более 90 государственных гуманитарных вузов. Сравним объемы спроса и предложения по некоторым предлагаемым ими специальностям.

Что касается вышеупомянутых юристов, экономистов и управленцев, то здесь все ясно: количество выпускников увеличивается с каждым годом, качество образования падает, уменьшается количество рабочих мест. По предположительным подсчетам Министерства юстиции, к 2045 году в России каждый десятый выпускник вуза будет юристом, причем с очень низкой профессиональной подготовкой. Сегодня в одной только Москве функционирует более 120 учебных заведений, включая негосударственные: академии, высшие школы, готовящие юристов. Среди них есть и вузы, которые, однозначно, не брезгуют взятками, поэтому для них увеличение числа мест для «тупоголовых» будущих специалистов — это залог увеличения собственного кармана. Два года назад, чтобы поступить на юридический факультет, нужно было заплатить от 30 до 40 тысяч долларов, на экономический — около 20 тысяч. Деньги в обмен на престиж и безработность...

Между тем, специалисты данного профиля по-прежнему фигурируют в первом десятке самых востребованных профессий. Видимо, выпускники с купленными дипломами никого не устраивают, — нужны настоящие профессионалы. Лишь на одном из сайтов по поиску работы в Рунете rabota.mail.ru ежедневно вывешивается не менее десяти вакансий для юристов и экономистов. Хотя этому парадоксу есть и другое объяснение: в России, по данным Федеральной налоговой службы, ежедневно регистрируется 700 с лишним частных предприятий, которые нуждаются в услугах высококвалифицированных юристов и экономистов. Фирм-однодневок — вдвое больше.

Самая плачевная ситуация складывается у выпускников педагогических вузов. В данном случае предложение намного превышает спрос, однако нехватка учителей остается главной проблемой в сфере образования. По словам Фурсенко, педагоги тоже вошли в список ненужных специальностей... Министр считает, что страна временно в педагогах не нуждается. Но как же тогда бороться со страшной нехваткой учителей в регионах, показатель которой составляет 40%?

С другой стороны, если подсчитать количество всех выпускников российских педагогических вузов прошлых лет, то окажется, что покрыть этот дефицит можно, и даже с лихвой. Однако за предлагаемую в регионах учительскую зарплату не станет работать и пенсионер, не то что молодой специалист. В прошлом году средняя зарплата учителя в «нетопливных» регионах была около 9000 рублей. Исключение, как всегда, составляла Москва, где размер зарплаты был в три раза выше.

Если исходить из спроса на дисциплины, которые преподают педагоги-предметники, то «счет» опять же будет не в пользу гуманитариев. Наиболее востребованы преподаватели информатики, математики и физики, а затем уже идут учителя начальных классов и филологи.

По оценкам некоторых экспертов, перестают быть нужными выпускники факультетов журналистики. Но и здесь имеющиеся данные не вяжутся с действительностью. Интернет-порталы с объявлениями о работе пестрят многочисленными свежими вакансиями для журналистов, редакторов и корректоров. Практически каждое крупное российское издание заявляет о нехватке кадров в каком-либо из отделов: РИА-новости, Первый канал. В маленьких редакциях мест и того больше (там меньше конкуренция).

В отличие от юридического и экономического, журналистское образование в России по качеству — одно из лучших, и не только в МГУ, но и на всей территории страны, так что версия о низкой квалификации выпускников журфаков несостоятельна. Более того, общеизвестна тенденция увеличения количества журналистских вузов — и при этом уменьшения числа журналистов... Куда же деваются молодые кадры? И почему правительство не проводит исследования в этой сфере, а заявляет, что гуманитарии не нужны?

Что действительно вызывает настороженность и соответствует заявлениям Фурсенко — это судьба выпускников философских, исторических и социологических факультетов. Историки и философы еще начиная с 90-х годов превратились в субъектов безысходности. Сейчас на эти факультеты поступают либо люди вполне довольные своей жизнью и не сомневающиеся в будущем хорошем обеспечении, либо патриоты любимого дела, которые при этом вряд ли знают, где смогут найти работу после окончания вуза. Идти этим выпускникам действительно некуда. В лучшем случае можно развернуть научную деятельность, но только после окончания аспирантуры. Будучи сотрудником Академии наук, можно претендовать на зарплату до 30 тысяч рублей, однако свободных мест в таких учреждениях, как правило, нет. Да и где найти работу, чтобы обеспечивать себя после окончания бакалавриата? Преподавательской деятельностью они тоже не вправе заниматься, поскольку не имеют педагогического образования.

При всем при том, как показывает практика, гуманитарное образование, хотя и уступает популярностью техническому, все же сохраняет за собой значительные позиции. По-настоящему серьезная проблема в этой сфере — модель замкнутого круга: количество выпускников превышает спрос, однако спрос на них не уменьшается. И выход — не в сокращении числа мест, а в улучшении качества образования и налаживании контакта государства с потенциальными работодателями.

Статьи по теме

1 комментарий

no guest photo

Капуста

16.02.2009 12:47:05 #

		
Не лично здесь я с Фурсенко согласен, сколько можно рожать этих юристов и экономистов лучше развивать другие профессии. Ато блин везде они, а толку от них никакого, только взятки умеют брать. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
Конкурс сочинений «Письмо Президенту» 2010: Изменение климата! Потепление! Экологическая катастрофа?!
Российская ассоциация содействия ООН и МГИМО объявляют о новом конкурсе сочинений для школьников «Письмо Президенту», темой которого в 2010 году станут вопросы глобальной экологической безопасности.
 
IV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям
Целью Олимпиады является поиск и поощрение энтузиастов, желающих участвовать в развитии нанотехнологий в Российской Федерации. Попробовать в ней свои силы может каждый. Участие в Олимпиаде бесплатное.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.