Танцевальные субкультуры. Часть IV. Латиноамериканские танцы
17 Дек 2008
Танцевальные субкультуры. Часть IV. Латиноамериканские танцы

Танцевальные субкультуры, как мы уже выяснили, объединяют людей, увлекающихся тем или иным танцевальным направлением. Как каждый выбирает себе хобби и профессию по душе, так и каждый танцор выбирает тот стиль, который лучше других помогает ему выразить свои эмоции, — стиль, благодаря которому его тело и душа сливаются в полной гармонии. Для некоторых это хип-хоп, для других — различные направления клубных танцев, а для третьих — народные танцы. Причем вовсе не обязательно танцы того народа, к которому принадлежит сам танцор...

На сегодняшний день в мире наиболее популярны ирландские и латиноамериканские танцы: сальса, бачата, мамбо, реггетон, ча-ча-ча...

Сальса

Сальса (исп. salsa — «соус») — направление латиноамериканской музыки, истоки которого — сон, сон монтуно и мамбо. Возникла сальса на Кубе в 60-х годах прошлого века. Это направление включает много стилей и вариаций: часто так называют всю кубинскую музыку в целом; в более узком смысле термин относится к стилю, разработанному в 1960—70-х годах кубинскими и пуэрториканскими иммигрантами в Нью-Йорке и его окрестностях. Этот музыкальный стиль, а вместе с ним и танец сейчас распространены не только в Латинской Америке, но и во всем мире. Авторство названия «сальса» приписывают «королю мамбо» Тито Пуэнте (Tito Puente, 1923—2000).

Сальса

Стиль сальса связан преимущественно с кубинскими традициями, хотя сильное влияние на него оказали пуэрториканские, колумбийские и другие американские направления, включая поп, джаз, рок и айренби. Современная музыка сальса в основном ориентирована на танец: практически невозможно спокойно стоять/сидеть/лежать, слушая сальсу, тело само начинает двигаться в такт, а бедра — из стороны в сторону. Характерные особенности танца — размер 4/4, фразировка с периодом в два такта, быстрый темп, сложный ритмический рисунок — комбинация ритмов «тумбао» и «сон клаве». Основные движения состоят из быстрого-быстрого-медленного шагов под четыре счета в музыке, а каждый четвертый счет используется для медленного переноса веса, паузы или, в некоторых стилях, для кика (выброса ноги) или чечетки (удара ногой о пол).

Существует множество направлений сальсы, в разных странах ее танцуют по-разному. К примеру, венесуэльский и колумбийский стили отличаются тем, что в одном танце может происходить смещение ритма (т. е. движения могут начинаться и на первый счет, и на второй, и на другие) — для удобства выполнения некоторых элементов. В мире различают два вида сальсы: круговую и линейную. Кубинская сальса, венесуэльская (или доминиканская) и руэда де касино — круговые, а лос-анджелесская, лондонская и нью-йоркская — линейные.

Бачата

Бачата (исп. bachata) — это музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики. Бачата получила широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна и в тех латиноамериканских общинах США, где преобладают выходцы из этих стран. Родился стиль в 20-х годах XX века: тогда так называли шумные вечеринки бедняков. Простые доминиканцы собирались во двориках или на улицах в тени деревьев, выпивали и пели песни, повествующие о жизни бедняков, неразделенной любви и прочих житейских невзгодах. Именно поэтому бачату называют «música de amargue» — музыка горечи.

В напряженной социальной обстановке начала 1960-х, после свержения диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо Молины, бачата прямо-таки процветала. И это — вопреки тому, что существовал негласный запрет на нее как на «искусство низов»: песни в этом стиле не звучали на дискотеках и не передавались по радио (за исключением станции «Радио Гуарачита» (Radio Guarachita)), записи не продавались в магазинах. Так до 80-х годов бачата оставалась «альтернативной музыкой», — эти печальные песни напевали на ночных вечеринках в качестве своего рода эмоциональной разрядки. Со временем музыканты поняли, что бачата прекрасно подходит для выражения тоски, ностальгии, меланхолии, и стали шире использовать эту ее экспрессивную сторону.

Бачата

В музыкальном отношении бачата представляет собой смесь болеро и доминиканского сона, при этом характерной особенностью ее является отсутствие ритма «клаве». На развитие бачаты оказали влияние такие исполнители и композиторы, как трио «Лос Панчос» (Los Panchos), трио «Матаморос» (Matamoros) и Хулио Харамильо (Julio Jaramillo). А пионером современной бачаты можно по праву назвать Луиса Диаса (Luis Díaz).

Сейчас бачата стала настолько популярна в Доминиканской Республике, что без нее не обходится ни одна дискотека, вечеринка или праздник. А с появлением новых исполнителей, чья музыка более приближена к западным стандартам, популярность бачаты стремительно растет и за пределами ее родины: ее слушают и под нее танцуют теперь и в США, и в Мексике, и в Испании, и во многих других странах.

Хореография бачаты сравнительно проста: четыре шага из стороны в сторону либо вперед-назад с акцентом на последний, в этот момент нога немного вытягивается вперед и ставится на мысок либо на пятку. Партнеры танцуют на очень близком расстоянии друг от друга, совершая легкие круговые движения сцепленными в замок руками. Главная цель в танце — тесный контакт с партнером, поэтому поворотов крайне мало, но довольно часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону.

Меренге

Меренге (исп. merengue) — музыкальный стиль и латиноамериканский танец. Точно никто не может сказать, как появился меренге, существуют разные версии. Говорят, первое меренге сочинил и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека (Alfonseca, Juan Bautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики (Flérida de Nolasco). Хотя возможно, впервые меренге прозвучало как триумфальная мелодия после битвы при Таланкере (1844), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами (Rafael Vidal). Наиболее же правдоподобна версия, что меренге напрямую происходит от распространенной кубинской мелодии под названием упа (upa habanera). А в Доминиканскую Республику упа пришла с берегов Пуэрто-Рико в середине прошлого века (Fradique Lizardo).

Меренге

Музыка меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмической, мелодической и вокала. Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуира (или гуиро) и тамбора. Тамбора — ударный инструмент африканского происхождения, деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами. На тамборе играют, ударяя ладонью по одной стороне и деревянной палочкой — по другой, а также по ободу. Гуира — инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки: звук извлекали, проводя по ним деревянной палочкой. В современном меренге также используется гуира из жести, которая имеет вид трубки с гофрированными стенками. Оба эти инструмента отвечают за ритмическую часть меренге и используются как в фольклорном, так и в современном вариантах.

Танец меренге — парный, очень энергичный. Его движения носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Мужчина и женщина, обнимая друг друга, совершают движения в разные стороны и делают повороты направо или налево. Это называется «салонное меренге» (merengue de salón), в котором партнеры никогда не разделяются. Также существует «фигурное меренге» (merengue de figura), где танцующие делают множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделяются. А соло меренге танцуют только как шоу.

Меренге

Поначалу танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Пасео, выход пар под медленную мелодию, вскоре исчез. Меренге, основная часть танца, увеличилась с 8—12 тактов до 32—48. Халео, завершающая часть, также претерпела изменения благодаря включению в нее экзотических ритмов и в конце концов перестала быть составной частью меренге.

У танцоров, осваивающих латиноамериканские танцы в современных бально-спортивных школах, базовый шаг меренге выглядит словно имитирующим хромающую походку... Но оригинальный танец совсем не похож на эту пародию. Меренге использует большое количество фигур и украшений: круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе и другие. Многие из этих движений пришли из фольклорного варианта меренге.

Реггетон

Реггетон (исп. reggaetón или reguetón, англ. reggaeton) — музыкальный стиль и танец, который возник в начале 1990-х годов в Панаме и Пуэрто-Рико под влиянием регги, дансхолла и рэпа. Затем он получил широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, подвергшись влиянию ямайской музыки регги, техно, рэпа и традиционных стилей пуэрториканской музыки — бомбы и плены. Он похож на североамериканский хип-хоп: это ритмичная музыка в сочетании с рэп-речитативом на испанском языке.

Реггетон

Реггетон с легкостью сочетает в себе несколько различных стилей. От регги в нем немного, хотя исполнители и утверждают, что его ритм является новой ступенью эволюции ритма регги. Второй составляющей реггетона является собственно рэп, или речевка (fraseo), получившая в Колоне (Панама) название «el ton» (тон). Сегодня танец реггетон представляет собой смесь разных направлений хип-хопа с движениями латиноамериканских танцев.

Мамбо

Мамбо (исп. mambo), как и румба, сальса и ча-ча-ча, родился на Кубе. Слово «мамбо» произошло от имени бога войны, которому в далеком прошлом на Кубе был посвящен обрядовый танец. Стиль мамбо возник в 40-х годах XX века в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза; отцами его стали Одилио Урфе и Арсенио Родригес. Очень важную роль в развитии мамбо сыграл Дамасо Перес Прадо (1916—1989), который увеличил при исполнении число духовых. Мамбо обрел новое звучание — и это помогло ему сразу же завоевать сердца тысяч людей во всем мире.

Оркестр Дамасо Перес Прадо

Музыка мамбо, очаровательная и разнообразная, отличается четким ритмом. Первоначально она исполнялась как румба, с замедлением темпа в конце, т. е. на четвертый удар в ритме 4/4. Некоторые музыканты использовали ритм 2/4, замедляя соответственно второй и четвертый удары. Танец очень схож с сальсой, но акцент основного шага — на втором ударе.

Мамбо

Существуют и другие танцевальные направления, вышедшие из латиноамериканской культуры, и многие из них прекрасны. Ча-ча-ча, румба, самба входят и в стандартную программу спортивных бальных танцев. Но это уже спорт и для многих — профессия. Мы же рассказали здесь о танцах, для которых не нужны годы тренировок. Приходите в латина-клуб, слушайте заводные ритмы — и танцуйте, танцуйте, танцуйте вместе с нами!

Статьи по теме

6 комментариев

Мария Скляревская

17.12.2008 23:18:47 #

		
Латина - это просто клад! Для здоровья, для счастья, для кайфа нет ничего лучше! Девушкам вообще супер-полезно! (работает все что надо для воспроизводства) :) ответить

	
no guest photo

Гость

18.12.2008 11:52:25 #

		
Уважаемый Игорь Ринев! Вы сами то читали ЭТО? Где Вы понабрались такой... "мути"?
Исторические факты путаются, причем одно предложение противопоставлено следующему за ним, А уж в описание техник - мрак. Проконсультируйтесь , пож-та, со сведущими людьми.
ответить

	
no guest photo

Викуля

18.12.2008 14:41:34 #

		
Я очень люблю танцевать ответить

	

Игорь Ринев

18.12.2008 15:56:33 #

		
Уважаемый Гость, раз уж критикуете, могли бы подписаться. Это первое.

Второе, отвечаю где я понабрался такой "мути":
http://es.wikipedia.org/wiki/Salsa_(g...o_musical)
http://es.wikipedia.org/wiki/Bachata
http://es.wikipedia.org/wiki/Merengue
http://es.wikipedia.org/wiki/Reggaeton
http://es.wikipedia.org/wiki/Mambo

Третье: какие именно предложения, факты, описания? Если Вы сведующий - давайте я с Вами проконсультируюсь? Зачем эти расплывчатые обвинения? Указывайте на конкретные ошибки пожалуйста.
ответить

	

Сергей

10.10.2009 11:05:24 #

		
Жаль, что автор цикла статей оставил без внимания многие очень интересные танцы и не разу не упомянул, что некоторые вышеперечисленные танцы (сальса, меренге, бачата и т.д.) входят в группу социальных танцев. А можно реггитон можно было еще отнести и клубным танцам, так как он стремительно набирает популярность в клубах. Кстати, о реггитоне: его существует два вида: клубный и дворовый. Жаль, что еще не было сказано про историко-бытовые танцы(контрдансы, полонезы, мазурки.
А в целом написано все отлично))
ответить

	
no user photo

Киноман

06.06.2010 18:36:27 #

		
Клубная латина the best однозначно. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.