Танец — это не просто хаотичное движение: танец — это выражение всех доступных человеку чувств и эмоций. Наши древние предки сопровождали все важные события, которые происходили в их жизни, соответствующими танцами. Когда рождался ребенок, исполняли танцы, призывающие к новорожденному благосклонность духов и богов. Умершего провожали в иной мир погребальными танцами. Свадьба также не обходилась без танца, который благословлял молодоженов на долгую счастливую жизнь, предвещал рождение множества здоровых детей. Более того, все эти танцы были и способом защиты людей и их жилищ от злых духов. Земледельцы в засуху танцевали на полях, прося богов послать им дождь. В арсенал шаманов и целителей входили определенные танцы, обладающие, как считалось, целительной силой и способностью излечить любые недуги...
Многие и по сей день верят в волшебные свойства танцев. И, наверно, совсем не зря. Мы не знаем, можно ли таким образом вылечить болезнь, но совершенно точно можем сказать, что танцы приносят пользу. Танцующий человек счастлив, потому что это движение под музыку доставляет ему радость. А счастливые люди, как известно, болеют куда реже несчастных!
Сегодня каждый может выбрать для себя тот стиль, который приносит больше позитивных эмоций, и танцевать, сколько душа пожелает. Мы уже рассказали вам о современных клубных направлениях и хип-хопе. Сегодня же предлагаем перенестись в Старый Свет, в Европу, а именно — в загадочную страну Ирландию...
Ирландские танцы с давних времен очень популярны по всему миру. Они поражают воображение своей энергичностью, динамичностью, экспрессивными движениями. Эмоции, которые танцоры вкладывают в танец, завораживают всех зрителей, которых, надо сказать, немало: на танцевальные фестивали в Ирландию приезжает огромное количество людей со всех концов мира.
Правда, сегодня не обязательно ехать так далеко, чтобы посмотреть и поучиться ирландским танцам. Во многих странах существуют школы ирландских танцев, и популярность их растет с каждым днем. Если вы хотя бы раз видели, как исполняются ирландские танцы, то не только никогда не сможете забыть этого, но и обязательно захотите научиться танцевать так же. Особое воздействие ирландские танцы оказывают на русских: видно, очень близки нам по духу.
История ирландских танцев очень интересна. Первые сведения о них датируются еще XI веком. Тогда ирландские крестьяне устраивали вечеринки «феш» (feis), где и оттачивали свое искусство двигаться под музыку. Из источников середины XVI века мы знаем, что тогда ирландские танцы включали в себя групповые танцы трех видов: «длинные», «круглые» и танцы с мечами. В «длинных» танцах танцующие выстраивались длинными шеренгами друг напротив друга. Во время «круглых» танцев исполняли фигуры, стоя парами по кругу. Некоторые из танцев были чисто ирландскими, а некоторые, возможно, развивались под влиянием французских и шотландских танцев.
Для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы стали настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.
И, тем не менее, английская колонизация чуть ли не губительно повлияла на ирландскую культуру. В середине XVII века были введены законы, запрещающие обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам.
Более 150 лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя (мастера) танцев, и в форме больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. На этих сельских вечеринках долгое время существовал обычай: поодаль от танцующих выставляли «в дозор» смышленого мальчика. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий...
Мастера танцев проводили занятия и в переполненных пабах, и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки. Одетые по последней моде, они ходили по деревням, останавливаясь у гостеприимных крестьян, и за определенную плату обучали танцам местных жителей. Так появились первые школы ирландских танцев. Многие учителя сами и аккомпанировали танцующим на арфе или волынке, получая отдельную плату за музыку. Иначе приходилось нанимать еще и музыкантов.
Все движения объединялись в танце в элементы, каждый из которых был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «степ», или «шаг». До сих пор некоторые виды ирландских танцев называют «степ-танцы». Так что ирландские «степ-танцы» изначально никак не связаны с чечеткой. Хотя «чечеточные» удары входят, в виде движений, в «шаги» современных танцев, исполняющихся в жесткой обуви.
Кроме англичан, массовые танцы регулярно пытались запретить и католические священники. Они считали движения руками и ногами во время танца непристойными. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца исполнители все время держали руки неподвижно. Некоторые мастера видели в этом свою выгоду, т.к. неподвижность рук усложняла танец, требовала большего самоконтроля и тем самым привлекала больше внимания зрителей.
Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты), так что разные школы различались набором движений. Как известно, танцоры любят соревноваться между собой в мастерстве. Так и ирландские танцевальные мастера проводили состязания друг с другом, причем победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники. В начале XIX века в ирландских деревнях и маленьких городах стали популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, которым чаще всего оказывался мастер.
Из самых популярных в мире направлений ирландских танцев на сегодняшний день можно выделить джигу (jig), рил (reel) и хорнпайп (hornpipe).
Джига упоминается уже в древних исторических источниках Ирландии. Есть несколько ее вариаций: одиночная (или мягкая), двойная (double jig), тройная (treble jig) и скользящая джига (slip jig). Музыкальный размер джиги 6/8 (акцент в ритме делается на: раз-два-три четыре-пять-шесть). Размер скользящей джиги — 9/8 (раз-два-три четыре-пять-шесть семь-восемь-девять). Одиночная, или одинарная джига — танец в мягкой обуви (soft shoe, ghillies, irish dancing pumps). Тройная, или требл-джига — танец в жестких ботинках с набойками (hard shoe). Скользящую, или слип-джигу исполняют в мягкой обуви. Танец включает в себя много прыжков, пируэтов и махов. Скользящую джигу танцуют в основном женщины, но с конца 80-х годов прошлого века набирает силу движение за возвращение в этот танец мужчин.
Рил возник примерно в 1750-х годах в Шотландии, но дальнейшее развитие получил благодаря ирландским мастерам танца. Музыкальный размер рила 4/4. По характеру это «бегущий» танец, исполняют его и женщины, и мужчины. Женщины танцуют рил в мягкой обуви, мужчины — в специальных мягких ботинках с каблуками.
Хорнпайп появился около 1760 года и на первых порах исполнялся исключительно мужчинами, причем в ботинках на жесткой подошве. Сейчас его исполняют и мужчины, и женщины. Музыкальный размер хорнпайпа 4/4, напоминающий медленный рил, с акцентом на первый и третий удары (раз-и-э два-и-э три-и-э четыре-и-э).
Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России открыты и успешно работают сотни школ, в которых обучают ирландским танцам. Может быть, вы уже занимаетесь в такой школе? Если нет — найдите время, загляните на занятие или показательное выступление. Возможно, это именно то, чего вам не хватает...
Тот самый Винсент
09.12.2008 08:06:59 #