пустой чердак, который вы
можете обставить, как хотите.
«Он ровно ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы... Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца!..»
Вот такое шокирующее открытие о Шерлоке Холмсе делает у Конан Дойла преданный друг и поклонник великого сыщика доктор Уотсон.
«К чему это вы?» — спросит кто-то из читателей. А вот к чему: есть пласт общих знаний, о которых каждому, так сказать, «среднекультурному» человеку необходимо иметь хотя бы поверхностное представление. Будь он даже непревзойденным специалистом в своей узкой области.
Статья на www.svpressa.ru бичует невежество девочек-подростков, которые не знают имен-фамилий великих русских поэтов — Баратынского, Тютчева, Фета, Волошина, Пастернака... Оставляя комментарии к стихотворениям — выдающимся, признанным образцам любовной лирики прошлого и позапрошлого веков, — эти поклонницы поэзии обращаются к их авторам на «ты», называют их уменьшительными именами, советуют: «пиши исчё»... То есть воспринимают их как своих современников, таких же рядовых пользователей замечательного сайта «Для тех, кто любит». Респект и уважуха, мол, Феде Тютчеву и Боре Пастернаку...
Комментарии к этой подборке, разоблачающей невежество и духовную деградацию современной молодежи, оказались разноречивыми. «У девушек есть вкус. Они оценили классиков по достоинству», — высказался кто-то. Другие решили, что все это — заведомый стёб или пиар. Иные же, в основном высоколобые филологи, тихо рыдали в сторонке, глядя на все это безобразие. А я подумала вот что...
Признаться, о том, что «пастернак» — это не только овощ, но и выдающийся русский писатель и поэт, я узнала классе в восьмом, когда в нашей домашней библиотеке появились два томика в тонком переплете — «Доктор Живаго». Оценить же по достоинству это великое произведение сумела, уже будучи студенткой. До того лишь увлеклась стихами из романа, хотя и к ним со временем поостыла. Но строки из «Зимнего вечера», особенно рефрен «Свеча горела на столе, свеча горела...» — живы в памяти до сих пор и наверняка не сотрутся никогда.
Так вот, ключевые слова в предыдущем абзаце — домашняя библиотека. Мое поколение знало (хотя это, пожалуй, громко сказано) имена поэтов и писателей по корешкам книг, стоявших плотными рядами на книжных полках. Имена примелькались, книжки перелистывались, реже — прочитывались и перечитывались... Но всегда были под рукой и перед глазами.
Что сейчас? В редкой современной российской семье можно увидеть библиотеку, сплошь состоящую из произведений классики. Их заменили разноликие фэнтези, гарри поттеры и курсы по выживанию в стрессовых ситуациях. Нет, я не считаю, что это трагедия, — просто дань моде, которая однажды пройдет. Не стоит винить современных детей, для которых Фет — это очень прикольный никнейм, а не фамилия великого русского поэта.
Знания в детские головы закладываются благодаря двум источникам: родителям и учителям. Именно они способны пробудить в детях в равной степени желание учиться — или способность недурно чувствовать себя, оставаясь невеждами... Излишне говорить, что предпочтительнее. Но первое, то есть усвоение знаний, не должно происходить принудительно, — этим путем еще никто ничего не добился. Читать, учиться, размышлять — естественная потребность человека, которая, по идее, должна быть культурной нормой, и прежде всего — в семье. Если же этого нет, то — свято место пусто не бывает, — на смену придет нечто низкопробное.
«Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке».
Мария Скляревская
06.01.2009 02:00:02