Как вы уже знаете, тяга человека к украшениям уходит корнями в глубокую древность, — об этом мы рассказали в первой части нашего небольшого исследования. А что любили «вешать на себя» в средние века? Как менялась мода на украшения, и не только на них, но и на камни вообще, к которым с таким серьезностью относились наши предки? Обо всем этом мы поговорим сегодня.
На протяжении довольно долгого времени ювелирные украшения имели прикладное значение «носителя информации». Конечно, вряд ли они могли сравниться с нынешними дизайнерскими решениями флешек, украшенных кристаллами Сваровски. И тем не менее...
Но здесь, наверно, стоит вернуться немного назад и напомнить, что украшения изготавливались уже в период неолита. Изделия выполняли из камней, костей животных, глины и других доступных материалов. Позднее, с развитием человеческих возможностей, появились украшения из драгоценных металлов — золота и серебра, которые вошли в обиход человека в ту же эпоху. В основном это были подвески. Металл обретал все большую ценность.
Однако в средние века в Европу снова вернулась тенденция носить украшения из таких материалов, как слоновая кость, кораллы, раковины. Слоновая кость вообще долгое время была практически единственным материалом, на котором с помощью резьбы можно было выполнить сложный и очень тонкий рисунок. Стоит ли говорить, насколько дорог был этот материал и сколько слонов истребили во славу красоты!
С течением времени украшения становились все более элегантными. И наконец, на первое место вышли лучшие друзья девушек 21-го века — бриллианты. Они «заселили» кольца, серьги, браслеты, ожерелья, кулоны...
Стали как никогда популярны целые комплекты украшений, выдержанные в одном стиле, — парюры. Их тщательно подбирали к дневным и вечерним туалетам, ведь все должно было сочетаться и дышать изысканностью...
Первая средневековая гильдия ювелиров возникла в 9 веке, а первая ювелирная ассоциация — в 1327 году в Лондоне. В эпоху средневековья почти все европейские ювелирные мастерские находились при монастырях, и изготавливали в них церковные украшения: оклады икон, киоты, лампадки, кресты, кадила.
Как и прежде, аксессуары оставались не только украшением, но и «справочником» сведений об их владельце. Так, изящные и воздушные, несмотря на массивные камни, украшения 15 века в Западной Европе призваны были, прежде всего, указывать на положение их владельца в обществе: они в основном служили свидетельством богатства и власти.
Кстати, о камнях. В ту эпоху на драгоценных камнях делался особый акцент. Изумруды, рубины, сапфиры присутствовали на всех украшениях, от корон до колец. Но такие драгоценности были привилегией лишь знати.
Однако голь на выдумки хитра. Бедные слои тоже не отказывали себе в украшениях, только из более дешевых материалов. В ход шли медь и бронза, полудрагоценные камни. Наконец, появилась бижутерия, и горожане начали носить цветное стекло.
В начале 16 века в Европу пришла мода на небольшие золотые медальоны, которые мужчины прикалывали на шляпу. Женщины же предпочитали украшать волосы нитками жемчуга. Чуть позже шляпы и прически стали дополнять перьями. Так что досталось не только слонам: общипали и павлинов со страусами. Носили и шпильки для волос, украшенные камнями, и прекрасные плюмажи — броши, прикалывавшиеся сбоку пышной прически.
Медальон — небольшое овальное украшение, подвешенное на ленте или цепочке. Обычно медальоны делали из драгоценных металлов. В них нередко носили локон возлюбленной; позднее в медальоны стали помещать фотографии близких людей.
Что же касается жемчуга, то им украшали буквально все, при этом довольно смело экспериментируя: сочетали с бриллиантами, соединяли в сложные композиции с бантами и гирляндами.
Пояса того времени были настоящим произведением искусства: их заказывали у ювелиров и украшали различными фигурками, масками, орнаментом. Но пояса были не только украшением, — на них носили веера, зубочистки в форме серпа, молитвенники, зеркала, ароматические шарики во флаконах, которые сами по себе тоже представляли украшения.
Тогда же начали носить кольца-близнецы, украшавшие руки супругов. Сейчас эта традиция сохранилась и у нас в виде обручальных колец. Было принято носить одно кольцо на безымянном пальце. Кольца поначалу были достаточно простыми — с орнаментом, узорами, надписями, с одним камнем. С течением времени форма их усложнялась, оправы становились выше, прибавлялось драгоценных камней и эмали, — и к позднему средневековью перстни унизывали все пальцы рук. Носили даже по два кольца на одном пальце — по одному на каждом суставе.
Часто перстни служили печатью, которую вырезали на четырехугольных или восьмиугольных изумрудах, агатах и других камнях. Вырезали и монограммы владельцев. В 17 веке появились перстни с секретом. Секрет заключался в том, что в специальном отделении перстня хранился яд...
Считалось, что золотое кольцо (особенно венчальное) помогает при родах. Нельзя не упомянуть также обрядовую роль кольца в свадебных ритуалах еще у древних народов — германцев, англосаксов, индусов, римлян, у которых свадебный ритуал включал обмен кольцами.
Изящество в отделке украшений сменила причудливость, которая проявлялась в искривленности линий, свойственной стилю барокко. Этот стиль в ювелирном деле был популярен вплоть до середины 18-го века. Вот где нашли свое отражение величие и помпезность. Позже барокко в Европе сменил стиль рококо, — и снова — изысканность, тонкость линий и утонченнейший орнамент. Элегантность стала первым требованием к светским туалетам; даже бриллианты теперь оправляли весьма скромно.
С 17-18 веками связан прорыв в ювелирном деле. Ведь в этот период возникли первые школы ювелирного искусства, одна из самых знаменитых — Петербургская школа Фаберже.
В начале 19-го века во Франции родилось новое направление — ампир. Тогда же индустриальная революция ознаменовала начало новой эпохи. Как следствие, появился многочисленный средний класс, — и стали востребованы недорогие украшения. На «ура» шла бижутерия из рыбьей чешуи, стекла. В этом же столетии появляются такие известные современные ювелирные марки, как Тиффани (1837, США), Картье (1847, Франция), Булгари (1884, Италия).
Итак, мир пережил увлечение жемчугом и бриллиантами, обилие медальонов и браслетов, а в 30-х годах 19-го века начали появляться новые украшения. Например, ферроньерка — драгоценный камень в оправе, спускающийся на лоб, прикрепленный к золотой цепочке или обручу. В 20-30-е годы из Италии пришла мода на мозаичные изображения, набранные из мельчайших кусочков смальты. Круглые, овальные и квадратные мозаичные миниатюры вставлялись в кольца, ожерелья, броши. Сюжетами служили архитектурные виды и памятники, букеты, птицы, бабочки. Оправы делали из золота или серебра.
Дамы надевали много украшений и к вечернему, и к дневному туалету, но существовали и ограничения. Например, молодым девушкам не полагалось носить дорогие украшения, бриллианты, — они носили бирюзу, кораллы, агаты, полудрагоценные камни, бархатные браслеты, эмалевые пряжки, искусственные и живые цветы.
В 1840-е годы происходит очередная смена вкусов. Украшения этого времени: золотой ободок вокруг пучка волос, брошь, парные браслеты из агата или с черной эмалью. Кашемировые шали закалывали булавкой с камнем, портретом или камеей.
Стремление к нарядности в середине 50-х годов 19-го века превратилось в погоню за бросающимся в глаза богатством костюма. Вместе с тем журналы и газеты высмеивали чрезмерную роскошь дамских туалетов. Но аляповатости от этого меньше не становилось. К вечерним платьям все так же надевали множество украшений: диадемы, броши с подвесками, кольца с овальными или прямоугольными камнями в узкой оправе или в «лапках», широкие и плоские браслеты. Начали носить браслеты по два-три на каждой руке, — тенденция, которую можно наблюдать и в наше время.
Уборы для головы в виде диадем и золотых обручей оставались популярны вплоть до конца 60-х годов 19-го века. Во второй половине 60-х появились серьги, броши, пряжки и пуговицы в «русском» стиле из цветных камней или с эмалью по скани.
Но со временем простота взяла верх, и украшения перестали надевать даже на балы. Появились стальные аксессуары с алмазной огранкой: пряжки, пуговицы, броши, браслеты. А появление фабрик и артелей привело к тому, что украшения утратили былую индивидуальность и стали похожими друг на друга. Те, у кого не было настоящих украшений, носили поддельные. Ювелирные украшения с драгоценными камнями дополняли только парадную одежду.
В 70-80-е годы того же столетия в моду вошли круглые и овальные черные броши с жемчужиной в центре или с венецианской мозаикой, черные агатовые уборы, серьги с подвесками в виде колец, усыпанные мелкими драгоценными камнями, бусы, броши из резной кости. Такие украшения можно было носить с любым платьем.
Бальные туалеты 1870-90-х годов позволяли девушкам носить нарядные браслеты. Дамы, одетые в бархат, дополняли туалет диадемами с камнями и жемчугом, а кроме того, носили кружево или страусовые перья, приколотые брошью. Девушки декорировали прическу шпильками в виде бабочек, стрекоз, птиц, цветов, а в 1880-е годы — в форме стрелы или эфеса шпаги.
Последний взлет ювелирного искусства в России пришелся на рубеж 19-20 веков — время, когда модерн причудливо сочетался в ювелирных украшениях с различными историческими стилями.
1920-1930-е годы — время рождения «Арт Деко», или «декоративного искусства». Именно благодаря этому направлению появились аксессуары из пластика, алюминия, хрома, которые чудесно сочетались с полудрагоценными камнями. Тогда же появились заводы, производящие массовую ювелирную продукцию и бижутерию, что лишало украшения былого очарования...
Бижутерия, «костюмные» или «коктейльные» украшения стали модными не только в силу своей доступности, но и благодаря оригинальности и дизайну. Особый вклад здесь принадлежит Коко Шанель и Ельзе Шиапарелли.
Шанель создала бижутерию, которую можно было носить и с повседневной одеждой. Она первая увидела, что при помощи аксессуаров и дополнений платье можно легко превратить из повседневного в нарядное, освобождая женщину от необходимости переодеваться после работы, чтобы «выглядеть» на вечере. В те времена это было очень смелым поступком. «Великая мадемуазель» считала, что украшения не должны вызывать зависть, их назначение — радовать женщину, придавая нарядность даже самой простой одежде.
В конце 1940-х годов, с окончанием Второй мировой войны, в моде снова нашлось место украшениям. Появились новые материалы — современные пластики, различные способы химического окрашивания и производства искусственных драгоценных и полудрагоценных камней. Драгоценные и полудрагоценные металлы смогли выступить в новой роли — глинообразного материала, не требующего литья, а только обжига.
Коко Шанель открыла свою мастерскую по производству бижутерии в 1924 г. Она решила производить клипсы, броши и гарнитуры в своем собственном вкусе: ювелирные украшения должны были быть декоративными и забавными. Так и получилось: женщины стали покупать и носить длинные ожерелья, сделанные из поддельного жемчуга, с золотыми цепочками, подвесками, декорированными геометрическими узорами в технике «pate de verre», с поддельными рубинами, сапфирами и изумрудами.
Мириам Хаскелл отреагировала на эту тенденцию по-своему и создала новый тип ювелирных украшений, которые, несмотря на дешевый материал, ценились за мастерство и тонкость работы. Например, она использовала мелкий жемчуг, и украшения становились похожими на народные изделия южной Италии 19-го века, а украшения с коралловыми бусами напоминали ювелирные изделия из Сицилии.
Современная ювелирная промышленность располагает гораздо большими возможностями. Ведь теперь творить чудеса стало намного легче с помощью компьютерных технологий. Свою роль сыграло и развитие химии, физики: теперь драгоценные камни можно выращивать искусственно. Появились новые, очень сложные и столь же красивые методы обработки...
Но, несмотря на все современные новшества, по-прежнему «главную роль» играет личность создателя. Настоящих дизайнеров, мастеров своего дела всегда ценили и ценят за умение видеть в окружающем мире то, что будет прекрасным — в камнях и металле так же, как и в живой природе.
Кутюрье не покладая рук экспериментируют, придумывают новое, варьируют и возвращаются к прежнему, и снова комбинируют, — чтобы неустанно удивлять нас новыми, неисчерпаемо интересными идеями...
Александра
09.07.2009 15:31:49 #Или про те, что сейчас у нас в музеях только увидеть можно.
Или вот шапка Мономаха например ответить