15 Июн 2011
На конкурс статей пришел новый материал:
В моей коллекции уроков учителя словесности есть художественная мастерская по искусству речи, посвящённая Моцарту, его гениальной музыке и уникальному природному дару. Во время подготовки
Эти детские эмблемы я вспомнила не случайно именно сейчас, когда весь мир празднует
Моцарт всю свою творческую жизнь отстаивал право на существование немецкой оперы, и для этого он разрушал общепринятые каноны доминирующей в ту эпоху итальянской оперной школы. А что позволяется нарушать (речь идёт о творческих отступлениях) современному школьнику в нашем так называемом демократическом обществе? Боюсь, очень мало. Я обожаю учеников, кто своим ходом мыслей расстраивает придуманный мной план обсуждения какого-либо литературного произведения, кто начинает со мной спорить и заражать своей бескомпромиссностью одноклассников, кто неожиданным своим вопросом вдруг ставит меня в тупик. Но в последнее время посещают довольно пессимистичные мысли: а пригодятся ли моим воспитанникам подобные креативные умения? Сочинение-рассуждение по предложенному тексту во время сдачи лингвистического монстра по имени ЕГЭ пишется по строгим правилам, творческое отступление от которых грозит выпускнику потерей баллов. Резюме при приёме на работу составляется также по словесным клише, которые нивелируют личность пишущего и превращают всех поступающих в клонированных овечек. Нужны ли вообще в наше время Моцарты?
Выписки из учительского дневника 2009 г. Девятиклассница сообщает на индивидуальном занятии: «Нам не разрешают писать сочинение-рассуждение, требуют только сочинение на лингвистическую тему». Конечно, впихнули в учеников готовые начинки из словарей и справочников, заставили их выучить написанное: теперь легче будет проверять полученные словно под копирку работы.
2010 г. Члены муниципальной апелляционной комиссии по результатам ЕГЭ девочке с уникальным словотворческим даром: «Зачем ты пишешь такими сложными синтаксическими конструкциями?»
2011 г. Работаю над выпуском газеты для выпускников: обрабатываю вопросники и сочинения. Неоднократная победительница городских и областных олимпиад по русскому языку в анкете о главных разочарованиях прошедшего учебного года с горечью признаётся: «Написала оба „пробника“ по русскому на „4“. Странно: казалось бы, я олимпиадница...» По всей видимости, тоже писала «сложными синтаксическими конструкциями»...
Кому вообще в голову пришло назвать сочинением то, что пишется во время современных экзаменов? Это, по словам главного редактора газеты «Литература» С. Волкова, «имитация письма». Хотелось бы уточнить, что вкладываю я в лингвистический термин «сочинение». Первое — это отсутствие жёстких канонов и ограничений при его написании. Разрешаю ученикам творить вне темы, нарушать привычный ход мыслей лирическими и философскими отступлениями, приводить аргументы, принципиально отличающиеся от моих собственных. Люблю предлагать различные «провокационные» размышления знаменитых людей и заражать дискуссионным азартом словесного поединка с авторитетом. Ни в коем случае учительские требования не предполагают определённого количества страниц и слов в детской работе. Второе — это разнообразный (и безграничный) выбор форм и жанров сочинения. Коллеги любят доказывать, что комиксы, интервью, версии, легенды, путевые заметки совершенно неприемлемы как формы традиционных ученических сочинений. Хочется посоветовать им обратиться к великому В. И. Далю, который слово «сочинять» объясняет как «изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения». А как можно выполнять все эти креативные действия, руководствуясь набором речевых штампов типа «Автор в своей статье рассматривает актуальную тему...» или же «Позиция автора мне близка...» Не так плох ЕГЭ, как ужасны придуманные методистами-радетелями ограничения.
Недавно прочитала в «Учительской газете» о том, что мы уже привыкли к ЕГЭ и что он совсем не вызывает резкого неприятия со стороны учеников и педагогов. Кто привык?!.. Никогда не привыкну! Тоскую и буду тосковать по 1 июня, который в моей учительской памяти навсегда останется днём написания
Ученические работы тех лет я читаю как замечательные художественные книги. Многие из них написаны талантливее, чем современные бестселлеры, которыми зачитывается наше население. Именно такие сочинения должны составлять сборники «100 золотых сочинений» и т. п. Эти творческие работы храню в большой коробке, которую называю волшебной и к содержимому которой допускаю далеко не всех. После очередного погружения в этот «драгоценный сундучок» всегда пребываю в состоянии художественной экзальтации. Однажды во время лечебных сеансов мне вводили чистый воздух из кислородной подушки, после чего наступало настоящее блаженство. Мои чувства от соприкосновения с этими детскими работами сродни такому эффективному лечению: полное ощущение того, что я глотнула (причём в больших количествах) свежего воздуха — воздуха детства и чистоты. И вот в какой уже раз я участвую в спиритическом сеансе вместе с И. Буниным, А. Аверченко, М. Горьким (тема «Россия, которую мы потеряли»); путешествую по тропинкам души одной старшеклассницы (тема «О красоте человеческих лиц и душ»); выступаю секундантом на любовной поэтической дуэли между Н. Гумилёвым и А. Ахматовой; переодеваюсь в жандарма-филёра, приставленного к этому странному студенту по имени Родион Раскольников (тема «Дьявольские искушения героев Ф. М. Достоевского»)...
Для того чтобы воспитать Моцарта, родителю или учителю самому нужно быть немного Моцартом. И здесь под так называемым моцартовским методом воспитания я подразумеваю не только его творческий характер, а ещё потрясающее педагогическое чутьё и жёсткость требований. Да, маленького Вольфганга природа (или Бог?) наградила великолепными способностями, но, кто знает, превратился бы этот вундеркинд в гениального композитора, если бы не поразительная настойчивость его отца, заставлявшего сына работать до изнеможения. Другого великого музыканта — будущего кудесника скрипичной игры Н. Паганини — отец закрывал в кладовой и принуждал заниматься по 9 (!) часов. В нашем же образовании сейчас восторжествовало сердобольно-толерантное отношение к детям и их ученическим обязанностям. Под маркой сохранения детского здоровья сокращаются учебные часы, уменьшается объём домашних заданий — делается всё, для того чтобы ребёнок не был перегружен, не терял зрения, не подвергался нервному перенапряжению. Я думаю, что все прекрасно знают, чем занимаются тинейджеры в освободившееся время. И здоровья подобный досуг им не прибавляет. Это псевдозабота о физиологическом и психологическом состоянии детей на самом деле может обернуться экологической духовной катастрофой. Я не призываю к нагрузкам, которые будут доводить детей до обмороков и нервного истощения. Точно знаю, что дремлющий Моцарт в ребёнке никогда не проснётся, если заботиться только о его спокойствии и благополучии. Поэтому учеников всегда предупреждаю о жёсткости своих педагогических требований: продолжаю давать длинные списки для чтения и ни в коем случае не сокращаю домашние упражнения. Именно поэтому учительская судьба дарит встречи с талантливыми учениками, чьи способности только совершенствуются в кропотливом и непрекращающемся научно-исследовательском поиске.
Однажды довелось посмотреть (к сожалению, всего лишь по телевизору) удивительный мюзикл. В нём я встретилась с раздвоившимся Моцартом. Молчаливый мальчик лет
Только чудом, звездою, пучком
Вифлеемским с небесного склона
Порази этот мрак безобразный,
Мальчик с бархатным воротничком.
X (Ю. Мориц)
И всё-таки продолжаю жить в предвкушении встречи с новыми талантливыми учениками. Таких детей не нужно будет учить согласно календарно-тематическому расписанию. Их не нужно будет «натаскивать», как служебных собак, для выполнения задач, придуманных бездушными чиновниками от образования. Здоровье таких учеников будет только укрепляться при соприкосновении с удивительным миром наук и искусств. Моцарты рождались и продолжают рождаться — жаль только, что мы, взрослые, пытаемся втиснуть их в прокрустово ложе общепринятых стереотипов и схематичных решений.
X Наталья Ивановна Немыкина, учитель словесности МОУ «Гимназия № 3 г. Белгорода»
Материалы по теме
Статьи по теме
- Конкурс «Забавные проделки»!
- Рэп — мой стиль жизни
- ЕГЭ-2009: перлы из сочинений
- ЕГЭ: сборник цитат
- Готовимся к аттестации по литературе в форме ЕГЭ!
- ЕГЭ теперь оценивается более объективно
- ЕГЭ. Все я сумею, все смогу!
- Юк Расии здал ЕГЭ на «атлично»
- Подготовка к ЕГЭ по литературе
- ЕГЭ. И снова перлы
- ЕГЭ-2010. Коварные слова
- Чтобы «Письмо» стало любимым уроком...
Галина Сегеда
15.06.2011 18:30:04 #