Немыкина Наталья Ивановна Моцарт в формате ЕГЭ, или Плач по традиционному сочинению
15 Июн 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

В моей коллекции уроков учителя словесности есть художественная мастерская по искусству речи, посвящённая Моцарту, его гениальной музыке и уникальному природному дару. Во время подготовки 5-классникам предлагается познакомиться с фрагментами биографических книг о детстве Моцарта и разработать эскиз эмблемы, которая бы содержала в себе ответ на вопрос: «Что помогло Моцарту стать великим композитором: педагогическое чутьё его отца, природный дар или удивительная работоспособность?» На уроке в своих ответах-обоснованиях дети стараются объединить живописные и словесные образы. Например, однажды Таня К. нарисовала маленькое сердечко с крылышками и придумала следующее объяснение: «Бог, узнав о рождении мальчика, решил подарить ему музыкальное сердечко. В нём он поселил нотки-помощницы. Чтобы сердце не разбилось, пока будет лететь с небес, Бог прикрепил к нему крылышки». Саша Б., в отличие от Тани-мечтательницы, остановил свой выбор на более реальном объяснении. На его эмблеме можно увидеть мальчика в белом паричке, отца, отвешивающего сынишке-лентяю тумаки, а вокруг них — множество кружащихся цифр. Из этих цифр мы узнаём о невероятном количестве часов, потраченных ребёнком на занятия музыкой.

Эти детские эмблемы я вспомнила не случайно именно сейчас, когда весь мир празднует 255-летие со дня рождения великого австрийского композитора. Слушая в эти юбилейные дни музыку гения, размышляю над тем, а возможно ли в наше время вырастить из одарённого малыша Моцарта? Лично я не являюсь сторонником популярного заблуждения, что все дети рождаются талантливыми. Но давайте предположим, что судьба нам предоставляет такой шанс — воспитывать детей с уникальными природными данными. Эти дети сразу же нас покорят своей сообразительностью и оригинальностью. После первого же общения с ними мы унесёмся на крыльях грандиозных педагогических проектов — более того, мы почувствуем в самих себе моцартовское начало. А затем... нашим чудо-ребятишкам участливые дяди и тёти предложат стандартный набор испытательных тестов при поступлении в школу и каждый раз начнут укорять за необычный ход мыслительных операций.

Моцарт всю свою творческую жизнь отстаивал право на существование немецкой оперы, и для этого он разрушал общепринятые каноны доминирующей в ту эпоху итальянской оперной школы. А что позволяется нарушать (речь идёт о творческих отступлениях) современному школьнику в нашем так называемом демократическом обществе? Боюсь, очень мало. Я обожаю учеников, кто своим ходом мыслей расстраивает придуманный мной план обсуждения какого-либо литературного произведения, кто начинает со мной спорить и заражать своей бескомпромиссностью одноклассников, кто неожиданным своим вопросом вдруг ставит меня в тупик. Но в последнее время посещают довольно пессимистичные мысли: а пригодятся ли моим воспитанникам подобные креативные умения? Сочинение-рассуждение по предложенному тексту во время сдачи лингвистического монстра по имени ЕГЭ пишется по строгим правилам, творческое отступление от которых грозит выпускнику потерей баллов. Резюме при приёме на работу составляется также по словесным клише, которые нивелируют личность пишущего и превращают всех поступающих в клонированных овечек. Нужны ли вообще в наше время Моцарты?

Выписки из учительского дневника 2009 г. Девятиклассница сообщает на индивидуальном занятии: «Нам не разрешают писать сочинение-рассуждение, требуют только сочинение на лингвистическую тему». Конечно, впихнули в учеников готовые начинки из словарей и справочников, заставили их выучить написанное: теперь легче будет проверять полученные словно под копирку работы.

2010 г. Члены муниципальной апелляционной комиссии по результатам ЕГЭ девочке с уникальным словотворческим даром: «Зачем ты пишешь такими сложными синтаксическими конструкциями?»

2011 г. Работаю над выпуском газеты для выпускников: обрабатываю вопросники и сочинения. Неоднократная победительница городских и областных олимпиад по русскому языку в анкете о главных разочарованиях прошедшего учебного года с горечью признаётся: «Написала оба „пробника“ по русскому на „4“. Странно: казалось бы, я олимпиадница...» По всей видимости, тоже писала «сложными синтаксическими конструкциями»...

Кому вообще в голову пришло назвать сочинением то, что пишется во время современных экзаменов? Это, по словам главного редактора газеты «Литература» С. Волкова, «имитация письма». Хотелось бы уточнить, что вкладываю я в лингвистический термин «сочинение». Первое — это отсутствие жёстких канонов и ограничений при его написании. Разрешаю ученикам творить вне темы, нарушать привычный ход мыслей лирическими и философскими отступлениями, приводить аргументы, принципиально отличающиеся от моих собственных. Люблю предлагать различные «провокационные» размышления знаменитых людей и заражать дискуссионным азартом словесного поединка с авторитетом. Ни в коем случае учительские требования не предполагают определённого количества страниц и слов в детской работе. Второе — это разнообразный (и безграничный) выбор форм и жанров сочинения. Коллеги любят доказывать, что комиксы, интервью, версии, легенды, путевые заметки совершенно неприемлемы как формы традиционных ученических сочинений. Хочется посоветовать им обратиться к великому В. И. Далю, который слово «сочинять» объясняет как «изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения». А как можно выполнять все эти креативные действия, руководствуясь набором речевых штампов типа «Автор в своей статье рассматривает актуальную тему...» или же «Позиция автора мне близка...» Не так плох ЕГЭ, как ужасны придуманные методистами-радетелями ограничения.

Недавно прочитала в «Учительской газете» о том, что мы уже привыкли к ЕГЭ и что он совсем не вызывает резкого неприятия со стороны учеников и педагогов. Кто привык?!.. Никогда не привыкну! Тоскую и буду тосковать по 1 июня, который в моей учительской памяти навсегда останется днём написания 6-часового литературного сочинения. Тоскую по скоплению тревожных сгустков в сердце накануне вскрытия конвертов с темами, тоскую по превращению зажатых, скованных учеников (в процессе написания) во вдохновенных и талантливых сочинителей. Сколько шедевров было получено учителями русского языка и литературы в качестве награды в те годы!

Ученические работы тех лет я читаю как замечательные художественные книги. Многие из них написаны талантливее, чем современные бестселлеры, которыми зачитывается наше население. Именно такие сочинения должны составлять сборники «100 золотых сочинений» и т. п. Эти творческие работы храню в большой коробке, которую называю волшебной и к содержимому которой допускаю далеко не всех. После очередного погружения в этот «драгоценный сундучок» всегда пребываю в состоянии художественной экзальтации. Однажды во время лечебных сеансов мне вводили чистый воздух из кислородной подушки, после чего наступало настоящее блаженство. Мои чувства от соприкосновения с этими детскими работами сродни такому эффективному лечению: полное ощущение того, что я глотнула (причём в больших количествах) свежего воздуха — воздуха детства и чистоты. И вот в какой уже раз я участвую в спиритическом сеансе вместе с И. Буниным, А. Аверченко, М. Горьким (тема «Россия, которую мы потеряли»); путешествую по тропинкам души одной старшеклассницы (тема «О красоте человеческих лиц и душ»); выступаю секундантом на любовной поэтической дуэли между Н. Гумилёвым и А. Ахматовой; переодеваюсь в жандарма-филёра, приставленного к этому странному студенту по имени Родион Раскольников (тема «Дьявольские искушения героев Ф. М. Достоевского»)...

Для того чтобы воспитать Моцарта, родителю или учителю самому нужно быть немного Моцартом. И здесь под так называемым моцартовским методом воспитания я подразумеваю не только его творческий характер, а ещё потрясающее педагогическое чутьё и жёсткость требований. Да, маленького Вольфганга природа (или Бог?) наградила великолепными способностями, но, кто знает, превратился бы этот вундеркинд в гениального композитора, если бы не поразительная настойчивость его отца, заставлявшего сына работать до изнеможения. Другого великого музыканта — будущего кудесника скрипичной игры Н. Паганини — отец закрывал в кладовой и принуждал заниматься по 9 (!) часов. В нашем же образовании сейчас восторжествовало сердобольно-толерантное отношение к детям и их ученическим обязанностям. Под маркой сохранения детского здоровья сокращаются учебные часы, уменьшается объём домашних заданий — делается всё, для того чтобы ребёнок не был перегружен, не терял зрения, не подвергался нервному перенапряжению. Я думаю, что все прекрасно знают, чем занимаются тинейджеры в освободившееся время. И здоровья подобный досуг им не прибавляет. Это псевдозабота о физиологическом и психологическом состоянии детей на самом деле может обернуться экологической духовной катастрофой. Я не призываю к нагрузкам, которые будут доводить детей до обмороков и нервного истощения. Точно знаю, что дремлющий Моцарт в ребёнке никогда не проснётся, если заботиться только о его спокойствии и благополучии. Поэтому учеников всегда предупреждаю о жёсткости своих педагогических требований: продолжаю давать длинные списки для чтения и ни в коем случае не сокращаю домашние упражнения. Именно поэтому учительская судьба дарит встречи с талантливыми учениками, чьи способности только совершенствуются в кропотливом и непрекращающемся научно-исследовательском поиске.

Однажды довелось посмотреть (к сожалению, всего лишь по телевизору) удивительный мюзикл. В нём я встретилась с раздвоившимся Моцартом. Молчаливый мальчик лет 12-ти по имени Амадей постоянно на протяжении всего спектакля носил за собой нотную бумагу и сочинял музыку. Другой же Моцарт — молодой парень Вольфганг — волочился за женщинами, выпивал и играл в карты. Мальчик, словно тень, следовал за этим повесой и призывал к творчеству. Страшно, что этот мальчик в белом паричке из мюзикла-притчи продолжает томиться в творческой клетке, зато вовсю веселится на просторах нашей жизни бесшабашный гуляка (вспомним хотя бы печально оскандалившийся сериал «Есенин»).

Только чудом, звездою, пучком
Вифлеемским с небесного склона
Порази этот мрак безобразный,
Мальчик с бархатным воротничком.
X (Ю. Мориц)

И всё-таки продолжаю жить в предвкушении встречи с новыми талантливыми учениками. Таких детей не нужно будет учить согласно календарно-тематическому расписанию. Их не нужно будет «натаскивать», как служебных собак, для выполнения задач, придуманных бездушными чиновниками от образования. Здоровье таких учеников будет только укрепляться при соприкосновении с удивительным миром наук и искусств. Моцарты рождались и продолжают рождаться — жаль только, что мы, взрослые, пытаемся втиснуть их в прокрустово ложе общепринятых стереотипов и схематичных решений.

X Наталья Ивановна Немыкина, учитель словесности МОУ «Гимназия № 3 г. Белгорода»

Материалы по теме

Статьи по теме

5 комментариев

no user photo

Галина Сегеда

15.06.2011 18:30:04 #

		
Уважаемая Наталья Ивановна! Мне Ваша позиция близка, но я не понимаю Вашего отчаяния. Разве ЕГЭ способен навредить Моцартам? Это всего лишь экзамен, причём вполне предсказуемый - игра по определённым правилам. Да, общепринятые стереотипы, схематичные решения! Но разве в такие ещё для нас недавние советские времена этого не было? Чиновники всегда были бездушны, дети талантливы, учителя самоотверженны и терпеливы. Неужели ЕГЭ и новые образовательные стандарты изменят наше отношение к детям и любимой работе? Скучному шаблону сочинения (часть С ЕГЭ по русскому языку) можно научить довольно быстро. А всё остальное время никто не может помешать нам писать сочинения-перевоплощения, литературные версии, сказки, фантастические рассказы, обсуждать интересные книги, участвовать в творческих конкурсах, готовить литературные вечера. Я думаю, пока в школе работают такие учителя, как Вы, нам ничего не страшно! Ещё раз спасибо за интересную и волнующую статью! ответить

	
no user photo

Альбина Романенко

15.06.2011 19:27:31 #

		
Соглашусь с вами!!! Сегодня наши дети переписывали двойки по русскому языку в традиционной форме, и мы ... плакали. 8-9 класс мы положили на то, чтобы приготовить их к тестам и "рассуждениям о запятой", а когда пришло время написать красиво и с чувством, они столкнулись с еще большими проблемами. Можно, конечно, в "остальное время" писать все, что угодно. Но современные дети большие прагматики, если это им не нужно, то их и не заставишь и не замотивируешь. Они четко понимают, что для зарабатывания денег, писать красиво, эмоционально, образно не нужно, грамматику и орфографию мал-мала проверит компьютер, ну, в крайнем случае, секретарь, а когда мэр города говорит косноязычно, то выводы напрашиваются сами за себя. ответить

	
no user photo

Татьяна

16.06.2011 18:30:22 #

		
В первый год работы (а было это в 1996 году) я столкнулась с интереснейшим вывпускным сочинением, которое забраковала городская "медальная" комиссия, потому что написано оно было инверсивными предложениями. Стилистический изыск не оценили и по традиционным критериям. А последние годы существования сочинений вспоминаю с содраганием: поголовное списывание, штамповка, как в детских работах, так и в темах, которые давались детям для рассуждения. Нет, мне не жаль традиционного сочинения - его уничтожил рынок, а не ЕГЭ.
А в этом году, читая работы во время проверки, с удовольствием отметила увеличение количества умных и интересных сочинений. Дети поняли правила ЭТОЙ игры. Есть шаблонность "подъездов", но аргументацию дети ищут сами, сами формулируют мысли, трактуют прочитанное. Моцартов, к сожалению или к счастью, слишком мало на земле, чтобы лишать аттестатов оставшихся не-моцартов, которым не дано создавать абсолютно новое, но дано научиться понимать прочитанное. А вот ЕГЭ по русскому учит именно этому.
ответить

	
no user photo

Татьяна

16.06.2011 18:31:27 #

		
Ох, простите, содрОгание дрогнуло! ответить

	
no user photo

Наталья Немыкина

17.06.2011 22:04:00 #

		
Цитата
Галина Сегеда пишет:
Уважаемая Наталья Ивановна! Мне Ваша позиция близка, но я не понимаю Вашего отчаяния. Разве ЕГЭ способен навредить Моцартам? Это всего лишь экзамен, причём вполне предсказуемый - игра по определённым правилам. Да, общепринятые стереотипы, схематичные решения! Но разве в такие ещё для нас недавние советские времена этого не было? Чиновники всегда были бездушны, дети талантливы, учителя самоотверженны и терпеливы. Неужели ЕГЭ и новые образовательные стандарты изменят наше отношение к детям и любимой работе? Скучному шаблону сочинения (часть С ЕГЭ по русскому языку) можно научить довольно быстро. А всё остальное время никто не может помешать нам писать сочинения-перевоплощения, литературные версии, сказки, фантастические рассказы, обсуждать интересные книги, участвовать в творческих конкурсах, готовить литературные вечера. Я думаю, пока в школе работают такие учителя, как Вы, нам ничего не страшно! Ещё раз спасибо за интересную и волнующую статью!


Уважаемая Галина! Спасибо за добрые слова и понимание! Радуюсь, когда встречаю единомышленника. Пусть и в виртуальном мире. Но, понимаете, надоело работать в "педагогическом подполье". Надоело готовить к экзамену, который не развивает детскую душу. Надоело молчать и соглашаться. Требую от наших горе-чиновников творческого освобождения!
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.